Тимбукту.
Затерянный в песках Сахары город Тимбукту (Томбукту) известен во всем мире как один из крупнейших культурно-исторических центров Африки. Его называют «городом трехсот тридцати трех святых», «жемчужиной средневекового Мали», «королевой пустыни», «Багдадом Черного континента». Средневековый арабский географ Ибн-Халдун именовал Тимбукту «гаванью в пустыне», европейские купцы — «городом золота».
Первоначально Тимбукту (на языке туарегов это название означает «колодец стражницы Букту»), вероятно, был просто местом отдыха пастухов, перегонявших стада в долине Нигера. Возвышение города, возникшего на пересечении пяти караванных путей, что вели через Сахару от побережья Северной Африки, началось около тысячи лет назад, на рубеже XI—XII вв.
В XII в. Тимбукту вошел в состав могущественной империи Мали, основанной народом малинке, входящим в группу племен мандинго. Ее воинственный правитель Сун- диата (1230—1255) создал прекрасно организованное государство. Позднее, при султане Мусе I (Манса Мусе 1307—1332). Мали достигло наивысшего расцвета. Манса Муса взбудоражил весь исламский мир, когда в 1324 г. отправился в паломничество в Мекку в сопровождении более полтысячи рабов и ста верблюдов, на каждого из которых было нагружено по 135 кг золота. Планируя остановиться в Каире после изнурительного перехода через Сахару, Муса послал египетскому султану 50 000 золотых динаров. Даже двенадцать лет спустя, как пишет египетский хронист аль-Омари, визит царя в Египет вспоминали с изумлением: «Этот человек затопил Каир морем щедрости: не было ни одного придворного чиновника или обладателя любой другой официальной должности, который бы не получил от него награду в виде золотых монет». В Мекке Муса разбросал толпе нищих 20 тысяч мискалей золота. В результате его щедрость так пошатнула курс золота, что он восстановился лишь спустя несколько лет.
В средние века Тимбукту являлся узлом всей транссахарской торговли. Наивысшего расцвета эта торговля достигла к 1300 г. Из внутренних областей Африки сюда привозили золотой песок, слоновую кость, соль, кожи и рабов. Караваны купцов непрестанно тянулись в Тимбукту, ибо он, как писал португальский географ начала XVI в. Валентин Фернандиш, «есть складочный пункт всего золота, что обменивается на соль как в восточном, так и в западном направлениях». «Там величайшее изобилие зерна и скота», — вторит ему Лев Африканский (XVI в.). Выходец из Гранады Абу Хамид аль-Андалузи, совершивший несколько путешествий в Тимбукту, писал: «В песках этой страны есть золото — сокровище невыразимое. Торговцы продают за него соль, привозя эту соль на верблюдах из соляных копей». В 1426 г. итальянский географ Беккари сообщал о сахарском городе «Тумбетту», блиставшем своими мечетями с высокими башнями и украшенными золотом дворцами.
По различным оценкам, в средневековом Тимбукту, изобиловавшем лавками купцов, ремесленников и ткачей, проживало от тридцати до ста тысяч человек. Улицы Тимбукту заполняли караваны, перевозившие самые экзотические товары. Шум оживленных портняжных мастерских и мастерских резчиков по сандаловому дереву смешивался с криками лодочников на Нигере и монотонным бормотанием учеников ста пятидесяти мусульманских школ-медресе; здесь сверкали на солнце минареты, украшенные листовым золотом, а над стенами дворца возвышались гигантские глиняные башни, похожие на голубятни.
В XV столетии империя Мали распалась, и Тимбукту вошел в состав нового западноафриканского государства — Сонгаи. Просуществовав около ста лет, империя Сонгаи пала в результате внутренних распрей, расколовших страну на отдельные части и сделавших ее легкой добычей для врагов. К 1591 г. империи больше не существовало. Блистательный период истории Тимбукту завершился.
В середине XIX в. Тимбукту оставался оживленным торговым городом, но от некогда знаменитых ремесленных мастерских, школ и дворцов не осталось и следа. Посетивший в 1853 г. Тимбукту немецкий путешественник Генрих Барт отыскал здесь «Тарик- эс-Судан» — ценнейшую рукописную хронику по истории Западной Африки, созданную в XVII в., а также другие ценные рукописи.
С 1893 г. Тимбукту вошел в число французских колониальных владений в Западной Африке, а с 1960 г. город находится в составе Республики Мали. О былом великолепии Тимбукту сегодня напоминают многочисленные жилые дома XV и XVI вв., сооруженные из глины на деревянном каркасе. Фасады домов выкрашены в белый или небесно-голубой цвет и скромно украшены узкими карнизами и фризами из песчаника или обожженной черепицы. Причудливые резные узоры, местами сохранившие свою яркую полихромную окраску, украшают косяки дверей.
Тимбукту сохранил уникальные памятники глиняной архитектуры — знаменитые мечети Джингеребер, Санкор и Сиди Яхья. В 1988 г. все три памятника включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мечеть Джингеребер построена султаном Мали Канкан Мусой после его возвращения из паломничества в Мекку в 1325 г. Немецкий исследователь X. Барт в 1853 г. еще видел над главным входом в мечеть дату «1327» и имя «Канкан Муса». Строителем мечети был андалузский архитектор Абу Ишап Эс-Сахели, которого малийский султан встретил в Мекке и убедил поехать с ним в Тимбукту, посулив за это 40 тысяч м искал ей золота. Между 1570 и 1583 гг. разрушенное в результате междоусобных войн здание мечети было реконструировано и расширено имамом Аль- Акибом, городским кади (кади — мусульманский судья).
Мечеть Джингеребер, как и три других мечети Тимбукту, почти целиком сооружена из банко — глины, смешанной с резаной соломой. Для большей прочности стены глиняных мечетей Тимбукту пронизывает каркас из жердей, также обмазанных глиной.В ансамбль мечети входят три внутренних двора и два минарета. Молитвенный зал напоминает зал знаменитой Кордовской мечети: двадцать пять рядов глинобитных колонн пересекают его в направлении с востока на запад.
Другое архитектурное чудо, мечеть Санкор, была построена на средства богатого горожанина-солеторговца в эпоху мандинго (1325—1433). Она также сильно пострадала в XV столетии и была восстановлена в 1578— 1582 гг. имамом Аль-Акибом. Измеривший мечеть Каабы веревкой во время своего паломничества в Мекку, он хотел, чтобы мечеть в Тимбукту имела точно такие же размеры. Также построенная из банко и в стиле, очень напоминающем мечеть Джингеребер, мечеть Санкор имеет молитвенный зал с тремя рядами колонн и открытый внутренний двор, в центре которого высится единственный минарет высотой около пятнадцати метров. Входные двери украшены древним мавританским орнаментом.
Северную часть мечети занимает знаменитый во всем исламском мире университет, основанный еще в эпоху средневековья. В XV столетии здесь одновременно обучалось до 25 тысяч студентов, а в числе преподавателей были многие выдающиеся арабские ученые того времени. Наряду с другими предметами в университете Санкор преподавались богословие, исламское право, грамматика, риторика, медицина, астрология и история. При университете имелась обширная библиотека. Университет Санкор до сих пор остается одним из важнейших центров мусульманского образования.
Мечеть Сиди Яхья — лучшая из трех мечетей Тимбукту. Она была построена около 1400 г. шейхом Эль-Мухгаром Хамаллахом, которому было предсказано свыше о скором явлении святого имама. Этот имам появился сорок лет спустя, и звали его Сиди-Яхья, чье имя сегодня носит мечеть. После разрушений, причиненных зданию в ходе междоусобных войн, она в 1577—1578 гг. была восстановлена кади Аль-Акибом.
Главными врагами построенных из глины мечетей Тимбукту на протяжении столетий являются ветер и песок пустыни. Раз в два года хрупкие глиняные колоссы нуждаются в ремонте. Эта работа рассматривается жителями Тимбукту как исполнение религиозного долга. Для небольших восстановительных мероприятий привлекается городская гильдия каменщиков, но во многих случаях на работу выходит все мужское население города. В последние годы к спасению древних памятников Тимбукту активно подключились ЮНЕСКО и другие международные организации.
http://mirxenia.com/%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D1%83%D0%BA%D1%...