Тихий человек высокой нравственной мощи. Иван Иванович Горбачевский
Герой нашего повествования, ещё до вступления в тайное общество получив после смерти матери в наследство крепостных, освободил их и отдал им земли. А находясь на каторге и ссылке, учил народ и детей грамоте. Выйдя на поселение, жил среди народа. Далёк он был от своего класса – эксплуататоров народа. Вот три основные вехи его жизни – 1. Освобождал и боролся за освобождение, 2. Учил народ, 3. Жил с народом.
Кто-то пишет о несовместимых цивилизациях, кто-то грезит ими, я же скажу, что несовместимые люди случаются в каждой цивилизации. Такие личности, как наш герой и его соратники, были несовместимы со своей средой. Он родился в необеспеченной семье в 1800 году. С малых лет был при своём отце, который служил в разных штабах русских военачальников – Барклая де Толли, Кутузова, Витгенштейна.
Естественно, война 1812 года запомнилась ему отступлением от французов и наступлением на них же.
У него были три сестры и один брат. Самое главное – отец не переносил никакого произвола и, естественно, ему было противно крепостное право. Могли дети иметь противоположные такому родителю убеждения?
После гимназии Иван Горбачевский учился и служил в Дворянском полку, в 1820 году получил чин прапорщика и был отправлен в артиллерийскую бригаду, стоявшую в Новоград-Волынске, дослужился до подпоручика. Вскоре произошло то самое событие, которое стало пожизненной характеристикой, объясняющей мотивы его поступков в течение всей жизни: он освободил всех полученных после смерти матери крестьян и передал им землю. Безвозмездно.
Его путь естественен: тайное общество, агитация среди солдат и офицеров, восстание Черниговского полка, арест, Петропавловская крепость, приговор – вечные каторжные работы, (позже до 20 лет), темные камеры крепостей Кексгольма и Шлиссельбурга. В сентябре 1827 года его отправили в Сибирь.
Там прошла остальная часть его жизни.
Декабрь 1827 года – Читинский острог, сентябрь 1830 года – Петровский Завод, милость царя – каторжный срок снизили до 13 лет, в 1839 году он отбыл срок каторги. Ему не пришлось куда-то переезжать, привыкать к местности: поселением ему определили Петровский Завод, который стал его судьбой и Родиной. После амнистии 1856 года он мог вернуться в города центральной России, а с 1863 года даже в Санкт-Петербург. Но он предпочёл им Петровский Завод.
Это был его сознательный выбор.
По характеру своему он был просветителем и борцом с несправедливостью. Естественно, что его человеческие качества плохо сочетались с предпринимательством, которое ему не приносило доходов. Он занимался извозом, мыловарением, завёл собственную мельницу. Зачастую товары он отпускал в долг, так как в Забайкалье не могло быть (не может быть и сейчас) речи о нормальной покупательской способности населения. На этом разговоры о возвращении долгов можно прекратить… С 1865 года он стал мировым посредником при Петровском горном округе, что более или менее соответствовало его наклонностям.
Современники отмечают его доброту и редкое человеколюбие, скромность и целеустремлённость. М. А. Бестужев писал о его чистой натуре и высокой нравственной мощи. Именно – мощи! В нём присутствовали и эта мощь, и тихий характер. Какая оценка и какая совместимость редких качеств!
Материальных возможностей у него было мало, но при этом он последними средствами оказывал помощь людям, среди которых ему довелось жить и которых он просвещал всеми доступными ему средствами и возможностями.
За свою жизнь он так и не сумел создать семью, есть сведения о его внебрачном сыне, которого он обучал вместе с другими детьми Петровского Завода, выполняя одно из своих предназначений. Отмену крепостного права воспринял недоверчиво: сразу понял половинчатость реформ.
Умер 21 января 1869 года в Петровском Заводе. Похоронен там же.
Он не воспользовался амнистией царя, возможностями комфортной жизни, предоставленными соболезнующими его положению людьми, остался верен своим идеалам до конца своих дней.
Переписывался с друзьями-декабристами, с жёнами покойных друзей, до последнего поддерживал огонь, который горел в лампаде часовни, где покоилась Александрина Муравьёва, жена его друга, декабриста Никиты Муравьёва.
Тихий человек высокой нравственной мощи.