Терпеливые люди
Автор эссе - Елена Петрова
"Терпеливые. Те кто могут сохранять напряжение и быть внешне вежливыми и даже контактными . Хотя душа из занята совсем другим делом. Душа контейнирует напряжение.
Даже заметно снаружи, что они ведут себя «по интернетам» и часто этих людей призывают стать более ТВОРЧЕСКИМИ И СВОБОДНЫМИ.
Они ходят на телесно ориентированные тренинги чтобы расслабить вечно зажатые мышцы. Они ходят на тренинги креативности и спонтанности. Они учатся ПОНИМАТЬ СЕБЯ. Они вообще много учатся.
Мой собеседник говорит о том что обнаружил во время психотерапии свою "детскую часть" терпеливого человека. Она ему мешает и он хочет от нее избавиться. Потому что она мешает ему быть свободным и спонтанным.
Мне сначала показалась такая идея разумной. Действительно, люди, слишком привыкшие с детства приспосабливаться и терпеть напряжение, часто имеют напряжение и трудности в построении межличностных отношений.
К тому же иногда их терпение заканчивается и они " истерят" или взрываются!
А когда "терпят", то тоже не совсем в контакте с окружающими. Потому что сосредоточены на своем напряжении.
Казалось бы, для восстановления свободы контакта и импровизации и творчества в отношениях просто необходимо отказаться от такой "устаревшей" части. Это решило бы все задачи.
Не подчиняться, когда тебе предлагают переселиться в отеле в неудобный номер, потому что "извините, у нас вышла ошибка бронирования". Или более свободно строить коммуникацию на переговорах с деловыми партнёрами.
Однако что то меня насторожило.
И я разрешила себе прислушиваться к своему телу. Что то сжалось в моей душе. И с покорностью сказало: "Да конечно, я потерплю и это". И этот тихий голос побудил меня задуматься о том, кто и почему предлагает "убрать как ненужные" некоторые части души, оставить за бортом побуждения или интенции.
И меня озарила банальная мысль.
Предложение "убрать устаревшую часть" которое сейчас предлагает мне собеседник, это значит ещё раз поддержать и усилить его САМОПОДАВЛЕНИЕ. Или, если воспользоваться языком гештальт методологии, РЕТРОФЛЕКСИЮ. Что было неожиданно.
Призыв к смелости и спонтанности реакций оказался по фактом приглашением к привычным формам ретрофлексии, только замаскированным современными и бойкими терминами.
В свете этой гениальной иле я совсем по новому поняла и сообщение о привычке сжимать плечи и затачивать дыхание. И сообщения о неожиданных взрывах раздражения и нетерпеливости (которые самому моему собеседнику казались не слишком адекватными и избыточно резкими и опустошающими). Что-то надо было предложить моему собеседнику новое и свободное от ретрофлексии.
Маленькое отступление.
Я вспомнила разговор с клиенткой, назовем ее Катя, которая много рассказывала о том, что опасается действовать свободно и зажимается в больших коллективах или даже на терапевтической группе. Однако она свободно и смело общалась в ситуации, когда есть ДВА человека. Она считала себя очень ПОКЛАДИСТЫМ человеком, приятным в общении. И мне тоже так показалось в нашем разговоре. Однако я заметила, что Катя очень смело говорит словами свои мысли. Но тело ее остаётся совсем неподвижным и дыхание поверхностным. Как будто бы в разговоре на людях она слегка ВДЫХАЕТ и задерживается на этом ПОЛУВДОХЕ.
Катя подтвердила, что ей реально свободнее, когда есть предложенные собеседником РЕЛЬСЫ, по котором может двигаться беседа. И она находит общий язык почти с любым человеком. (просто идеальный психолог начинающий консультант после ВУЗа, который правильно прошел тренировку в тренинге ПАРТНЁРСКОЙ БЕСЕДЫ. По технологиям АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ) .
Естественный совет, который я могла дать Кате как консультант, был продолжением и развитием этих идей.
Просто принимать некоторую РОЛЬ на группе ( формировать позицию, формировать свое ПЕРСОНЕЛИТИ) и действовать, опираясь на это самоощущение. Эта идея была обоснована тем, что "интенция порождается из ПЕРСОНЭЛИТИ". И такое предложение помогает опереться на свои идеи тина себя самого и быть свободнее.
Однако как терапевт я не могу остановиться на таком предложении. Я размышляю , что же мешало Кате самой ориентироваться в ситуации и почему ей понадобился такой совет. Я предложила ей те же самые РЕЛЬСЫ только более удобные и полезные.
Как избавиться от РЕЛЬСОВ? Точнее что помогло бы моей собеседнице САМОЙ создавать свои собственные РЕЛЬСЫ?
Мы обратились к детству.
Катя вспомнила, что в младшей школе ей приходилось много терпеть. У нее на нервной почве были проявления дерматита на руках, мама сказала кожу противной на запах мазью и забинтовывала руки. Девочка стеснялась. И сама себе казалась противной.
Я предложила прием из арсенала провокативной терапии. "Представь себе, что девочка смело размахивает как ХУЛИГАНКА руками и мажет ВСЕХ ДЕТЕЙ противной мазью. А потом учительница сердится и вызывает родителей, говорит что ваша девочка хулиганит..."
Я не успела закончить свое предложение, как Катя ожила, подхватила фантазию, рассмеялась, из тела ее ушла зажатость, дыхание стало свободным и глубоким. " Мне НИКОГЛА НЕ ПРИХОДИЛО ЭТО ДАЖЕ В ГОЛОВУ!" Сказала Катя. И потом несколько раз возвращалась к этой фантазии.
В шутку. Но с заметным освобождением. Что то открылось, как будто бы свежий воздух из форточки ворвался в зимний морозный день в душное помещение.
Катя потом рассказала, что " терапеливица" такое прозвище снисходительно дали девочке ее старшие братья и сестры. Которые не всегда были справедливы и добры к младшему члену семьи. А потом повода быть терпеливой и СЖИМАТЬСЯ добавили одноклассники.
"Всегда послушная", - так говорит о своем детстве Катя.
Катя вспоминает, что протест, правда только словами, она разрешила себе только когда стала подростком.
Наша легкомысленная провокативная игра, в несколько "пограничном" стиле, открыла возможность восстановить ритм дыхания, восстановить ритм прихода и ухода из контакта, ритм саморегуляции.
Эту историю я вспомнила, когда стала искать, что и как предлагать моему "терпеливому" клиенту, который хочет отказаться от своей "терпеливой части" ради предполагаемой свободы и естественности в отношениях.
И мне на память ответ пришел с неожиданным воспоминанием.
Один из моих учителей повторял забавную формулу. "Следите, чтобы в ваш кабинет вошло столько же частей человека, сколько выйдет. Вы можете преобразовать что то или комбинировать, но не дело, если какая то отвергнутая часть просто останется в вашем кабинете. Что же она , покинутая, будет делать? Ждать хозяина на вашем подоконнике? И как будет организована жизнь человека, если у него что то отрезали?". Шутка про подоконник запомнилась.
И я воодушевилась и спросила собеседника: как вы думаете, если бы эта часть , наоборот, стала более осознающая, более умелая, более ресурсная? Наверное, была ФУНКЦИЯ в том , что терпение давало хорошие возможности в отношениях, было осмысленным и полезным делом?
Предложение сохранить и развить функционал, вместо того, чтобы удалять лишнее, понравилось моему собеседнику. Он стал более свободно смотреть на меня, и дыхание его стало более заметным.
Я попробовала поставить себя в такую же ситуацию, когда надо встретиться с не слишком позитивным предложением от мира . Я поняла, что сначала делаю ПОЛУВДОХ. Замираю. Даже закрываю глаза. И спонтанно получается некоторый звук НА ВДОХЕ типа ОЙ или ОХ. И с этой точки я могу выбирать один из вариантов. Первый это сохранить напряжение, согнуться и замереть. В перспективе это точно будет телесный зажим или напряжение и боль в теле. И другой вариант тоже возможен на этом распутье. Это вернуться в себя, продолжить вдох, потом сделать глубокий выдох. Возможно, когда дыхание восстановится, наплыв сильных чувств может быть выражен экспрессивным жестом, или даже такой легальной формой "пограничного" выплеска, как знаменитые " О, ЕЛЫ ПАЛЫ..."( Может быть кто то помнит эту знаменитую формулу, которую предложили МИТЬКИ, неформальная группа художников и поэтов из Питера 1990-х). И потом чуть ОТСТУПИТЬ. Из контакта, начать ориентацию и выбрать оптимальную тактику действия в ситуации.
Я рассказала о своем микро эксперименте и эти идеи понравились моему собеседнику.
Он рассказал, что, когда приходится встречаться с негативными обстоятельствами или новостями, он реально замирает и даже закрывает глаза. "Все силы тратятся чтобы зажмуриться". Что ему не приходило в голову, что можно ПРОДОЛЖИТЬ ДВИЖЕНИЕ ВДОХА. Что он замечает телесное напряжение после сложных ситуаций, как он буквально СЖИМАЕТСЯ.
Для моего собеседника оказалась новой и неожиданной идея, что стоит не только замечать ТЕЛЕСНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ и искать его причину, а сделать акцент на ПРОФИЛАКТИКУ телесного напряжения. Что значит НОВЫЙ ОПЫТ и акцент на моменте, когда приходится ПРИНЯТЬ (встретиться) с поведением другого человека или с информацией.
Он подхватил тему и рассказал, что реально иногда свободно терпит эмоциональное поведение своего сына, которому всего 5 лет. Тогда когда он сам " в ресурсе" а в других ситуациях, когда чувствует, что ресурса нет, может испытывать сразу раздражение и усталость.
Легализация и принятие функции ТЕРПЕНИЯ как важной части жизни в отношениях дала повод к разнообразным обсуждениям вариантов.
Не буду приводить тут все примеры. Достаточно того, что ОХОТНИК НА ТИГРА в лесу наверное должен проявлять выдержку настойчивость спокойствие и терпеливость.
Эти альтернативы показались моему собеседнику не менее интересными, чем простая ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ отвечать сразу и бездумно импульсом на любое предложение от мира. "Хотя иногда расслабиться и отпустить себя точно стоит", такой фразой завершился наш разговор .
ИТАК, ВОТ РЕКОМЕНДОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Если вы встречаетесь с не проходящими вам предложениями от окружения, необходимо довериться своей чувствительности к полю.
Первое - это ОЙ. Заметить, что есть фиксация и задержка начало вдоха. Можно даже зажмурить глаза. И заметить эту микро реакцию.
А следующий шаг это внимание к себе и доверие к себе. Продолжить ВДОХ И СДЕЛАТЬ ПОЛНЫЙ ВЫДОХ.
На втором или третьем вдохе набрать энергию и выразить (словом или жестом) свой реактивный АФФЕКТ, который есть следствие микро шока от НОВИЗНЫ.
Вспомним инстинкт (бей-беги ) который все старые авторы признают естественной реакцией на внешний ОПАСНЫЙ стимул.
После выражения чувств (в том числе, возможно, и в форме не нормативной лексики, условно-законного способа кратковременного пребывания в ПОГРАНИЧНОМ опыте), вы восстанавливает ритм своего дыхания. Вздох и выдоха.
Возможно, стоит признать, что есть минимум два участника ситуации.
озможно, стоит сказать себе или даже вслух "Ну он что- то делает то, что мне не нравится!"
Вздохнуть до конца и потом сделать полный выдох. После этого возможна следующая фаза. Возможна ориентация. Те кто помнят гештальт методологию, узнают в этом алгоритме знакомую схему ЦИКЛА КОНТАКТА.
Признать ситуацию такой как она есть. Опираться на свое дыхание.
Полный вдох потом глубокий выдох. И после этого приступить к обдумыванию ситуации и всех сторон сложившейся композиции отношений.
Выбор наиболее выгодного (эгоизм!!!) варианта и далее целеустремленное выполнение поставленного плана.
Как ни странно, такая тактика даёт человеку много свободы и много удовольствия, потому что это свобода делать в ситуации то, что сам считаешь хорошим.
Это не реактивное поведение (проекция) и не напряжённое сдерживание боли (ретрофлексии). Наоборот, это выбор ЭГО ФУНКЦИИ и произвольная активность.
Кому мы можем рекомендовать такую тактику?
Есть люди, которые с детства привыкли терпеть. Они привыкли тонко чувствовать ситуацию и подчиняться внешним обстоятельствам. Они сдерживают себя и даже отказываются ОТ СЕБЯ. Ради хороших отношений. Ради того, чтобы избежать опасной конфронтации. Ради ценности понимания других.
Они могут сдержать свои чувства и заболеть при стрессе. Могут неделями переживать напряжение в теле и ходить к массажистам, считая эту реакцию естественным последствием стресса. Когда они обращаются к психотерапевту, первое, что заметно, - это их способность удерживать себя в рамках в негативных ситуациях.
Что я могу предложить как психотерапевт?
Развить в рамках психотерапии стихийную бездумную реактивность иногда кажется привлекательно. Потому что такая реактивность выразит во внешних формах из чувствительность к полю. И эта тактика может стать опорой в самом начале терапевтической работы.
Но мне кажется важным помнить, что нашей целью является не экспрессия чувств и на организация границ, а восстановление способности к контакту и восстановление возможности ТВОРЧЕСКОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.
Выражение чувств и организация границ это не цель, а инструменты для достижения цели. Но рискованно было бы поддерживать "пограничность", просто атакуя привычки человека. После первых провокативных экспериментов и после того как восстанавливается право на чувствительность и спонтанность, мы считаем полезным и перспективным не поддерживать идеи ОТБРОСИТЬ (отвергать) терпеливую часть.
Наоборот, мы предложим клиенту дать признание и осознанность этой УСЛОВНО НЕГАТИВНОЙ части. И поддержка естественного цикла восприятия стрессовой ситуации , ориентации, опоры на себя и выбора ответа в соответствии с опорой на себя.
Почему формируются такие установки в детстве? мы не видим необходимым обсуждать здесь. Об этом написано сотни страниц. В том числе это поведение любящих и тревожных родителей, которые сильно беспокоятся, когда встречаются с проявлением протеста или проявлением воли ребенка".
Источник - группа Елены Петровой на Фейсбуке






Лига психотерапии
5.5K постов26.1K подписчика
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.