Студия звукозаписи - стоит ли оно того? Попробуем разобраться.
С удивлением сегодня обнаружил, что на пикабу есть музыкальное сообщество. Почитав несколько постов и комментарии - обнаружил, что многим интересна подноготная этой деятельности, другими словами, а стоит ли? Попробую поделиться своими мыслями на этот счет. Рассказ основан на реальных событиях, наша студия просуществовала 6 лет, в условиях среднестатистического города средней полосы.
Это бизнес энтузиастов. Любителей. Одержимых. Безнадёжных.
Сразу скажу самое, на мой взгляд, главное - надо всегда понимать и помнить, что музыка и все околомузыкальные движения - это территория субъективных точек зрения, немыслимых заблуждений и адских, нет, даже АДСКИХ холиваров. Как касательно студийной аппаратуры, так и подходов к строительству контрольных комнат и прочего... Цифра vs аналог, HiFi акустика против мониторной и прочее и прочее. Тысячи их. "Хмм, пенопласт же отличный звукопоглотитель! Ну всё, сейчас все закатаем и зазвучим! А хотя стой!! Лотки из под яиц! НАМ НУЖНО БОЛЬШЕ ЛОТКОВ!!". Про метровые шнуры за 500 тысяч рублей я вообще молчу, это называется "аудиофилия".
Неподготовленный человек сталкивается с множеством полярных мнений (обычно форумных, к сожалению) и окончательно теряет ориентиры. Чтобы этого не произошло, я считаю идеальным принцип разумной достаточности, помноженный на теоретические знания. Короче говоря - читать книжки, фундамент. А потом забыть всё и делать-строить-покупать. Теория в данном случае решает. Что именно и как - можно будет разобрать в последующих постах подробнее, если у вас будет интерес.
Сейчас о более простом.
Итак. Рассмотрим "эконом" вариант - у вас есть какие-то деньги, какой-то опыт в домашней звукозаписи и музицировании, ваши работы оценили друзья. Вы знаете, что такое сибилянты и как с ними бороться, зачем нужен компрессор, и зачем все-таки нужна эта хрень из колготок. Вы хотите попробовать себя в этом деле, да и на пятидневке работать надоело. А может быть вы надежда русского рэпа и респектовый парень - это неважно.
Сейчас важно помещение, оборудование и клиентура. Если у вас денег немного (но это тоже относительно, сейчас убедитесь), то максимум на что можно рассчитывать на этом этапе - студия для записи вокала и микширования песен - "сведения".
Помещение: в нашем случае не нужно большого помещения и супер-тщательной акустической подготовки. Хотя я вру - акустическая подготовка нужна, но ваш потенциальный клиент об этом знать не будет, т.к. он рэппер или чья-нибудь поющая мама-пенсионерка. В дебри строительства вдаваться сейчас не буду - об этом много книг написано, но если коротко, отталкиваясь от жизненных реалий, то неплохим вариантом будет комната 12-16 метров, внутри которой вы построите заглушенную вокальную будку. Акустику помещения можно будет скорректировать малой кровью, сняв ачх комнаты и самостоятельно изготовить поглотители. Это, как говорится "костыль", но помните - мы "лоубаджет".
Аппаратура. Вот тут самое интересное. Предположим что мощный компьютер с 16 (а лучше 32 гб оперативы) и безразмерным винтом у вас есть. Если вы пишете музыку сами, то вам нужна миди клавиатура (какая же студия без клавиш). Простенькая Alesis, M-audio с 49 клавишами стоит 6-10 тысяч. Б/у. Теперь микрофон - начальне-средний уровень начинается с АудиоТехники 2020, Роде НТ1 или Октавы 319. Тут цены разные, возьмем, условно, 10-15 тысяч за бу. К микрофону нам нужна будет стойка и попфильтр - это в сумме добавляет около 5000 рублей. Звуковая карта или же аудиоинтерфейс (кстати тут тоже частенько холиварят usb vs firewire, но мы не об этом) - нам не нужна карта с большим количеством входов, т.к. писать одновременно много источников мы не будем. Нужно что-то так же начально-среднее уровня maudio fw410, focusrite saffire, это около 8-10 к.
Теперь самое на этом этапе дорогое - мониторная (контрольная) акустика. Это такие колонки, которые будут вашим инструментом в борьбе за чистоту микса. Здесь нужно выбирать тщательно, т.к. маркетологи на этом поле безнаказанно распоясались. В идеале, нужно слушать и сравнивать. Но у нас не заграница - там можно купить с манибеком, проблем нет. Но мы российский лоубаджет, поэтому будем оперировать проверенными бюджетными моделями - Yamaha HS (больше как мне кажется подходят для рок-музыки), Event TR, Behringer B2030 (универсальны, и несмотря на неоднозначную репутацию бренда данная акустика одна из лучших в своей цене), KRK RP (звучат жутко, но маркетинг делает свое дело, больше подойдут для EDM - очень басовые). Так же есть замечательные Presonus Eris, около 20к за 1 монитор. Так же есть достойные, что радует, отечественные варианты. Итак, на колонки закладываем 30-40 тысяч. Отдельный микрофонный преамп пока не покупаем - ибо, хоть и тепло и лампово, но дорого. Про софт вообще молчу.
И вот потратив около 100к без учета компьютера, мебели, аренды и материалов на строительство получаем, как говорят, проджект-студию. Час записи в студии такого уровня стоит от 300 до 500 р в среднем. Основные клиенты - рэпперы (историй с ними наберется на отдельный пост), люди, кто записывает песню в подарок, поющие девочки. Цены на сведение материала зависят от ваших умений и могут варьироваться. Но, как правило, это около 1000 на нашем сферическом начальном этапе. Естественно, работа в черную. Так же можно влезть на рынок аудиорекламы, но это отдельная тема.
Стоит ли игра свеч? Если вы практикуете чисто бизнес подход - наверное нет, окупаться будет очень долго и нервно. Если вы это любите - тогда можно и рискнуть.
Извиняюсь, если несколько сумбурно изложил, спасибо, что дочитали! Творческих успехов!
Лига музыкантов
3.7K постов5K подписчиков
Правила сообщества
Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.