Строим благочестивое общество, получаем поножовщину. Как обычно

Богач, который решает построить новое, радужное общество. Мир, который противопоставляется той реальности, посреди которой существует. Место, где действую другие, более правильные законы (по мнению богача), где будут жить новые люди. И вот он построен. В нём действуют другие законы, он противопоставляется. И всё идёт как по нотам. Но внезапно, всё начинает поворачиваться в другую сторону. Вначале ропот, потом неповиновение, затем бунт и вот новый дивный мир растоптан, всё развалилось, на обломках остались лишь маргиналы и анархия. Кто сказал «Восторг» из Bioshock? Я, вообще-то, про Фордландию говорил.

Строим благочестивое общество, получаем поножовщину. Как обычно История, Генри Форд, Заброшенное, Провал, Длиннопост

Не понял, про какую такую Фордландию?

В своё время Форд был символом всего прогрессивного. Илон Джобс начала двадцатого века. Заводы, конвейеры, автомобили! Но этого ему показалось мало, и вскоре он замахнулся на... изменение самого человека. Своей миссией Форд выбрал создать существо для новой исторической эры, ну, по крайней мере, на своих заводах. На каждом из них фабрикант организовал специальный отдел, который следил за моралью подчинённых и устанавливал штрафы за нарушения своих правил. Так что полную зарплату получали лишь те, кто не пил, не просаживал деньги в азартных играх, не предавался лености и был примерным семьянином. Короче, сложность получения денег была довольно высокой. Но все попытки магната расширить границы этого мира за пределы заводов накрывались медным тазом. Сложно строить новый город для непьющих рабочих, когда в местности по соседству все пьют как сумасшедшие и вызывают дикую зависть у твоего «homo novus». И вот тогда Генри обратил взгляд за пределы США. Бразилия!

Строим благочестивое общество, получаем поножовщину. Как обычно История, Генри Форд, Заброшенное, Провал, Длиннопост

А, вот собственно и Генри. Мессия, икона, первопроходец, новатор и тыды.

Его заводам как раз были нужен каучук, а связываться с монополистами из Британии с их расценками ему не хотелось. Плюс Бразилия находилась в стагнации и пару городов там можно было купить за бутерброд с колбасой и ведро жареных гвоздей. Что Форд и сделал. Он приобрёл в самом отъявленном Бразильском захолустье около 15 тысяч квадратных километров за 125 тысяч долларов, чтобы выращивать там каучуковые гевеи, а потом прямо на месте делать резину. По его расчётам, при полной загрузке плантация сможет давать ресурса, которой хватит на 2 миллиона автомобилей в год. Место было реально пердью — в центре материка, до ближайшей цивилизации нужно было добираться несколько дней и то только по реке Тапажос (название тоже подтверждает отдалённость местности, да?). По этой водной артерии доставляли все — провизию, стройматериалы, предметы обихода, вплоть до дверных ручек. Вот только судоходной она была исключительно во время сезона дождей. Но это выяснилось уже позднее, когда проблемы посыпались одна за другой. А пока, в 1928 году стройка Фордландии началась. С привлечением местных жителей, естественно (это было оговорено с правительством особо), которые за зарплату строителя и блага (питание, больница, жильё) были готовы рыть землю руками. Американские специалисты страдали от болезней и особо не старались. Тем не менее кажется, идея Форда воплощалась в реальность... но только кажется.

Строим благочестивое общество, получаем поножовщину. Как обычно История, Генри Форд, Заброшенное, Провал, Длиннопост

Фордландия в начале создания.

Проблемы были повсюду. Например, за время существования эта колония сменила нескольких управляющих. Часть сбегала, не выдержав быта. Кто-то просто оказался некомпетентным и его увольняли. Однако, какое-то подобие цивилизации в поселении постепенно появлялось. Электрогенераторы, водонапорная башня, даже больница, пара школ, церковь и библиотека. А ещё бассейн и поле для гольфа. Сюда Форд отправлял американских специалистов прямо с их семьями. Для них строили большие, красивые дома с водопроводами, электричеством и прочими благами, напоминающими им о родной стране и обществе потребления. А вот в домах ниже по холму жили бразильцы, которым, увы, все эти блага цивилизации были не особо доступны. Вот только американцам от подобного благополучия было не жарко ни холодно. Ведь у них тоже было не всё хорошо. Форд требовал от своих подопечных морали. А значит, никакого вам алкоголя, табака и увеселений. Контрабанда не проходила. Работники должны были посещать поэтические вечера и читать морализаторские книги. А посидеть с рюмкой виски, покуривая сигару и раскидывая картишки? Или в футбик погонять? Шиш вам всем. Вон, можете сходить на танцевальный вечер, где подержаться за руки во время кадрили... да, только с женой. Специальные сотрудники инспектировали дома, на соблюдение правил, установленных руководством. Следили за каждым шагом и наказывали финансово.

Строим благочестивое общество, получаем поножовщину. Как обычно История, Генри Форд, Заброшенное, Провал, Длиннопост

А вот это в 1934 году.

Но, возможно, работников подогревал сам процесс производства? Дикий взлёт карьеры, ощущение того, что ты занят важным делом и трудишься на благо человечества? Как вы думаете, сколько миллионов денег сэкономил Форд на каучуке? А нисколько. Фордландия оказалась совершенно бесполезной. Из управленцев никто понятия не имел, как выращивать каучуковые деревья. А сам Форд был достаточно высокомерен, чтобы советоваться с экспертами. Поэтому руководители на местах действовали по аналогии с обычными деревьями. Просто посадили их все рядом друг с другом и от этого они выросли чахлыми. Потом заразились грибком. Пришли клещи. Напали муравьи. Вся проблема в том, что в природе каучук растёт на большом расстоянии друг от друга именно для защиты от подобных напастей. Вызванный специалист по деревьям, походил, погрустил, дал пару тупых советов, забрал с собой деньги и свалил. Никакой пользы от него не было. Деревья страдали в сезон дождей от вымывания почвы, а потом от засухи, идущей следом. Где-то на этом месте стало понятно, что надо было выбирать участок под садоводство более тщательно. Но было поздно. С 1928 по 1934, до самого конца этой утопии, плантация не принесла ни капли каучука. И всё, что оставалось рабочим — это поэзия и скучные книги. Естественно, они тут же начали вносить разнообразие в свои будни, как умели. Вначале всё сводилось только к контрабанде и борьбе с ней. Да, стукачи там, естественно, были, поэтому всё быстро пресекалось. В ответ на запреты и конские штрафы, работяги уже на ничейной земле в нескольких километрах построили ещё один городок — остров невинности. Это было нагромождение лачуг, с бухлом, шлюхами и азартными играми, которые доставляли им местные жители за особое вознаграждение. Так как всё это происходило вне его земли, то сам Форд поделать с этим городком ничего не мог.

Строим благочестивое общество, получаем поножовщину. Как обычно История, Генри Форд, Заброшенное, Провал, Длиннопост

Кусочек Америки в Бразилии.

Потом стали возникать открытые БУНДЫ! Бунтовали не только охреневшие от правил американцы. Бразильцы тоже не были довольны. Их кормили непривычной едой — зерновым хлебом, консервированными продуктами и тому подобными вещами. Заставляли работать в самую жару, когда нормальные люди сиестируют, дома, в которых они жили, не были приспособлены под условия джунглей. Духота, насекомые, влажность. Никакого индивидуального подхода с учётом особенностей территории. И в один из таких бунтов в 1930 году бразильские рабочие с мачете разломали генераторы, перерезали провода и заставили руководство покинуть город на кораблях. Только прибытие бразильской армии по просьбе Форда смогло остановить разрушение колонии. Пришлось пойти на уступки, чтобы плантация возобновила работу. Потом была попытка увеличить количество сотрудников путём гастарбайтеров. Но узнав об этом, бразильцы завопили, что их лишают законных мест, и опять потянулись за мачете. Тему быстро закрыли. В это предприятие Форд вложил около 300 миллионов нынешних долларов, но не получил с неё ни копейки. В 1933 году была попытка переделать плантацию. Вызывали профессора Джеймса Вейера, который изучил местность и указал, что для деревьев будет лучше, если их перенесут на несколько километров вниз по течению реки. Там заложили новую плантацию Белтера. Он же обеспечил её высокопродуктивными саженцами и построил лаборатории для исследования каучуковых деревьев. Фордландия потихоньку стала отдавать первенство свежему городку. И вскоре, в 1942 году эта стратегия принесла результат. Целых 750 тонн каучука. Сколько надо было Форду? 38... тысяч. Однако, по подсчётам, на расчётную мощность две колонии смогут выйти где-то... к 1950 году. Поэтому в 1945 году, когда изобрели синтетический заменитель каучука, внук Форда, первым делом, избавился от этого городка. В тот момент, от 10 тысяч жителей в ней оставалось только 90. Впрочем, сейчас в ней обитает около 3 тысяч населения. Ну и вишенка. Сам Форд так ни разу и не посетил свой «Восторг».

Ну и для расширения кругозора:

1. Книга Fordlandia.The Rise and Fall of Henry Ford's Forgotten Jungle City

2. Статья в Guardian

3. Чуть не забыл Wikipedia

4. Видео об этом городе (на Бразильском, вы же говорите на этом языке)

5. Видео о нынешнем состоянии этого города

6. Короткое видео 1944 года про Фордландию