Стеклянные находки. Бусина в горошек.

Стеклянные бусины.

Благодаря археологическим экспедициям мы знаем как выглядели украшения наших предков.  Среди множества материалов из которых делали украшение, выделяется стекло.  Разнообразные стеклянные бусины, отличающиеся по форме и рисунку. Их могли носить как отдельный кулон на золотой цепочке, так и в виде бус на простой нитке или проволоке. Яркие блестящие, цветные - они привлекали внимание, и делали женщину нарядной. Благодаря торговым связям бусины были распространены среди многих народов.

С  одной стороны стекло мягкий податливый материал, с другой стороны  работа с ним требует специализированного оборудования, определенных знаний и мастерства. И даже простую бусину с элементарным рисунком было не так то легко сделать. Не будем забывать что до нашей эры не было ни газовых горелок, ни современных инструментов, да и цветовая гамма самого стекла сравнительно была не большой. Вообщем дело это не простое.


Точечный рисунок или бусины в горошек.

За много лет до появления ткани в горошек были придуманы и сделаны стеклянные бусины в горошек.  Простой незатейливый рисунок, милый и романтичный, он оказался по душе женщинам прошлых столетий. Среди археологических находок можно встретить различные варианты  рисунка: от простых хаотично разбросанных точек,  до сложного геометрического орнамента.

Так как в давние времена люди верили в духов. Они старались всячески защитить себя. До наших дней дошли рассказы об амулетах и украшениях, которые оберегали своего хозяина. Точных сакральных данных о стеклянных бусинах нет. Но всем известен египетские шарики с рисунком "Кошачий глаз" которые защищает от сглаза. Так же известно, что замкнутый круг не позволят нечисти войти в него. Верить в это или нет, дела каждого. Но не стоит исключать версию, что бусины с точечным рисунком носили не только для красоты. 



Славянские бусины.

Стеклянные находки. Бусина в горошек. Стекло, Ручная работа, История, Археология, Искусство, Украшение, Мастер, Мода, Длиннопост

Бусины под №51 и №54 довольно простые в исполнении. На готовую синею основу ставятся капельки из желтого стекла. Затем бусина нагревается и капельки рестекаются в точки, сплавляясь с основой. Более трудоемкая работа с бусиной №46. По сути техника такая же как и с простыми бусинами, но повторяется она многократно.


В средние века стеклянные бусины были очень популярны на Руси, чаще всего их находят в крупных городах: Новгород, Ладога, Киев. Можно с уверенностью говорить, что бусины были не дешевым украшением и чаще всего привозные.


В своей научной работе, Злата Александровна Львова, подробно описывает бусины с точечным рисунком, найденный в Старой Ладоге.

Основные цвета славянских бусин: синий, желтый, красный, зеленый, черный, белый. Чаще всего бусины были с контрастным сочетанием цветов. Чем ярче был рисунок на основном фоне тем нарядней бусина. Мало того на одной низке, в хаотичном порядке могли быть бусины совершенно разных цветов, форм и размеров. Яркое, жизнерадостное сочетание цветов тщательно подбирали. Так из хаоса рождалась гармония.

Бусины с точками датируются VIII-IX вв. В это время, на Руси, женщины носили платья простого прямого кроя, однотонные.  В таком простом наряде разноцветные бусины являлись настоящим сокровищем. Они радовали своих хозяек, привлекали богатых женихов и говорили о достатке и вкусе женщины.



Бусины средиземноморья.

Стеклянные находки. Бусина в горошек. Стекло, Ручная работа, История, Археология, Искусство, Украшение, Мастер, Мода, Длиннопост

Используя свойства стекла мастер из точек сделал интересный рисунок. В расплавленном состоянии цветные кружочки соприкасаясь друг с другом меняют свою форму, как бы пытаясь разместится на одном пространстве. Ставя точки попарно мастер из кружков сделал "восьмерку". Получилось это случайно или это плод долгих размышлений сегодня сказать нельзя. Но так как такая бусина не одна, то уверенно можно сказать, что это авторский рисунок. Сегодня его бы назвали психоделическим рисунком.


Климат и образ жизни влияет на одежду и понятие о модном. В теплых странах климат позволяет носить легкую одежду, попросту кусок ткани подпоясанный веревочкой. Поэтому на юге огромное значение в одежде женщины имеют украшения. Это возможность показать свой статус, богатство и индивидуальность, свой вкус красиво одеваться.


Представленные на фото бирюзовые бусины были найдены в Греции и датируются VI-IV вв до нашей эры. Обладательница таких бус представляется изысканной, романтичной натурой, увлеченной поэзией и философией. Основная женская одежда - легкий хитон светлых тонов с мягкими складками, образующимися за счет пояса. Украшение носили на открытых частях тела: шея, руки, ноги.  Возможно благодаря именно загару, на юге, бусины бирюзового цвета встречаются довольно часто.


Китайские бусины .

Стеклянные находки. Бусина в горошек. Стекло, Ручная работа, История, Археология, Искусство, Украшение, Мастер, Мода, Длиннопост

Благодаря уникальной способности китайских мастеров доводить все до совершенства, стеклянный бусины найденные в Китае отличаются четким геометрическим рисунком. Сложность создания такого рисунка заключается в форме бусины - шар. Мастер должен видеть все стороны сразу, чтобы правильно распределить точки и с делать их одинаковыми по размеру. Малейшая ошибка и весь рисунок будет испорчен. Как и в самом укладе жизни Китая, здесь нет место абстракции и возможности отклонится от поставленной задачи.

Как именно использовались бусины, точных данных нет. Но основываясь на истории одежды можно сделать предположения. В Китае женщины не носили украшений на шее и руках, это было не принято. Украшали прически различными шпильками и заколками. Бусины могли быть частью такой заколки.

В период IX-V вв. до н.э., которым и датируются стеклянные бусины, носили одежду расшитую шнуровкой. Сложный, извилистый рисунок часто заканчивался кисточкой. Бусина могла быть украшением для такой кисточки. Расшивали как женскую, так и мужскую одежду, значит хозяином стеклянной бусины мог быть и мужчина.



Бусина найденная на Северном Кавказе.

Стеклянные находки. Бусина в горошек. Стекло, Ручная работа, История, Археология, Искусство, Украшение, Мастер, Мода, Длиннопост

Работая со стеклом, всегда можно не до делать. Не сплавлять бусину в ровный гладкий шарик. Можно сделать основу, поставить на ней точки и оставить рельефной. Такие бусины археологи находят реже чем гладкие. Но и совсем редкими их не назовешь.

В  северо кавказском филиале "Музей востока"  она подписана как "бородавчатая" бусина цилиндрической формы из темно синего глухого стекла, археологический комплекс "Псенафа", курган 1, погребение 51, II-I вв. до нашей эры, стекло, техника накладных орнаментов. Все точно и по научному. Но ведь это не просто предмет, это произведение искусства. Его создавали для красоты, для настроения, для любование прекрасным.

В музее наша история, которую мы можем продолжить сегодня. Мода с периодичностью возвращается. Возможно наступит день и стеклянные украшения прошлых столетий появятся на улицах городов. И вновь молодая красива женщина пройдет по Новгороду в украшении из ярких стеклянных бусин. 



Видео, как я делаю бусины с точечным рисунком, будет в следующей статье под названием "Мастер - класс. Бусина в горошек"

Современная стилизация славянского украшения.

Стеклянные находки. Бусина в горошек. Стекло, Ручная работа, История, Археология, Искусство, Украшение, Мастер, Мода, Длиннопост

Статья написана на основании моего личного опыта работы со стеклом и археологических данных найденных мной как в интернете, так и в библиотеке.

Дорогой читатель, если у Вас есть дополнения или уточнения по археологическим источниками. Пишите.

Так как открытия не стоят на месте, да и я всего знать не могу.