СТАТЬЯ №17 Поддельное искусство. Ошибка “капитана Мура”.

СТАТЬЯ №17 Поддельное искусство. Ошибка “капитана Мура”. Фальшак, Никита Кулушев, Сальвадор Дали, Поддельное искусство, Мошенничество, Длиннопост

В мире фальшака есть два различных понятия касаемо произведений искусства: мошенничество и подделка. Казалось бы и то , и другое обман, но как говорят в Одессе ”это две больших разницы”, о них я и расскажу.

СТАТЬЯ №17 Поддельное искусство. Ошибка “капитана Мура”. Фальшак, Никита Кулушев, Сальвадор Дали, Поддельное искусство, Мошенничество, Длиннопост

Для иллюстрации отличий мной будет приведена уже ставшая классической история с работами великого испанского художника Сальвадора Дали.

В 2005 году в возрасте 87 лет скончался капитан Джон Питер Мур* – друг и доверенное лицо Сальвадора Дали. Человек со слов которого мы знаем Сальвадора Дали, с ракурса неосвещаемого широкой прессой. Он был его секретарём 1962 по 1974 год, автобиографом, стоял у истоков создания Музея-театра Дали, а также занимался привлечением инвесторов и организацией торгов работами Дали.


*окончил Вторую мировую войну в звании капитана британской армии, с той поры к нему и приклеилось прозвище “капитан Мур”

СТАТЬЯ №17 Поддельное искусство. Ошибка “капитана Мура”. Фальшак, Никита Кулушев, Сальвадор Дали, Поддельное искусство, Мошенничество, Длиннопост

Стал он известным тем, что смог запустить на рынок астрономическое количество мошеннических копий Дали -10 000 шт. В основном это были литографические работы пронумерованные и подписанные самим Дали. Ни один эксперт не заподозрил подделки и весь тираж разошелся по 1 250 долларов за штуку.

Сдал Мура помощник, помогавший делать оттиски, который был движем то ли страхом быть раскрытым, то ли завистью, что кто-то зарабатывает десятки миллионов долларов, а ему достаются жалкие сотни тысяч. Но факт остается фактом, что все нелимитированные литографические тиражи мошенничество, но не подделка. Сделаны они были на оригинальных литографических камнях, на бумаге с оригинальными подписями самого Дали и с номерами соответствующие тиражу, внесенному в каталог. Да как такое возможно спросите ВЫ?


Да все очень просто, Дали в последние годы страдал болезнью Паркинсона и боясь, что его руки скоро перестанут держать в руках кисть, подписал еще твердой рукой 350 тыс. листов чистой бумаги. Литографические камни как того требует регламент не были затерты и думающий на перед Мур припрятал их на черный день, внесение в каталоги ложные количества тиражей следствие эпатажного поведения самого Маэстро, дабы создать эффект значимости он объявлял о тиражах своих работ не соответствующих действительности, где было 200 оттисков он заявлял о 1000, где было 600 о 10 000.


Исходя из выше изложенного, даже полицией было заведено уголовное дело не по факту подделки, а по факту мошенничества и изготовление несанкционированного тиража. Так как эта статья более легкая, то страдающий от слабоумия Мур после суда ушел домой без конвоя. Решение по данным работам до сих пор не принято, обвиняемая сторона выдвинула такую позицию защиты, в которой утверждалось, что Сальвадор, будучи Главным Сюрреалистом современности, мог лично санкционировать выпуск таких копий, провозглашенная им идея о конце буржуазного искусства, четко ложится в рамки произошедшего**.

СТАТЬЯ №17 Поддельное искусство. Ошибка “капитана Мура”. Фальшак, Никита Кулушев, Сальвадор Дали, Поддельное искусство, Мошенничество, Длиннопост

**Одно из его эпатажных высказывании гласило, что искусство гениев продолжает жить и развиваться даже после их физической смерти, а подделка работ это эволюционное развитие его идей, которые бессмертны в отличии от автора.

СТАТЬЯ №17 Поддельное искусство. Ошибка “капитана Мура”. Фальшак, Никита Кулушев, Сальвадор Дали, Поддельное искусство, Мошенничество, Длиннопост

Эхо этого скандала докатилось и до России в 2010 году . В Казани, в Госмузее изобразительных искусств, проходило экспонирование выставки «Шедевры Сальвадора Дали» коллекции представленной екатеринбургским бизнесменом Александром Шадриным.

СТАТЬЯ №17 Поддельное искусство. Ошибка “капитана Мура”. Фальшак, Никита Кулушев, Сальвадор Дали, Поддельное искусство, Мошенничество, Длиннопост

По версии, для прессы, коллекцию Сальвадора Дали Шадрин приобрел в 2006 году у частных коллекционеров под патронажем европейского фонда «Мир Дали» давшего заключение о подлинности, но мнению главного искусствоведа из Казани Наиля Ибрагимова, никаких официальных документов подтверждающих подлинность представлено не было.

СТАТЬЯ №17 Поддельное искусство. Ошибка “капитана Мура”. Фальшак, Никита Кулушев, Сальвадор Дали, Поддельное искусство, Мошенничество, Длиннопост

Да и косвенные поводы к сомнению есть, галерея в Кадакесе ,принадлежавшая Муру и в открытую торговавшего произведениями Дали (как сейчас мы понимаем и его подделками), за два года да его ареста в 2003 году устроила глобальную распродажу его произведений. На этой распродажи Мур заработал около 4,5 миллионов евро, выставив на торги более четырехсот работ.

СТАТЬЯ №17 Поддельное искусство. Ошибка “капитана Мура”. Фальшак, Никита Кулушев, Сальвадор Дали, Поддельное искусство, Мошенничество, Длиннопост

Выскажу и я свое частное мнение, приобретение Шадриным такого количества работ Сальвадора Дали, мне кажется неслучайным, за год до этого происходит арест Мура и идет расследование его мошеннических действий, и его покупка лишь попытка вывести из под удара партию фальшака, с вывозом в Россию в надежде на то, что у нас “Пипл схавает”. Но как показало время, что народ у нас сильно поумнел, сразу возникли вопросы и по подлинности работ,и по происхождению капитала на столь значимую покупку***.


***Источники финансирования Александром Шадриным не раскрыл, по материалам расследования журналистов Екатеринбурга, как об успешном бизнесмене о нем тоже ничего неизвестно.



P.S Моё частное мнение такое: скандалы с Дали не закончатся, ведь из 350 тыс. подписанных листов Мур использовал меньше 20 тыс., а сколько чистых холстов подписал Маэстро и на скольких чистых бланках авторских свидетельств оставил автографов скандальный гений, мы не знаем. Думаю, что в скором времени будут разгораться скандалы один за другим, возможно в этом и был великий замысел “гения пиара” о скандальной славе, неутихающей даже после смерти. Пиар, заставляющий прижизненные шедевры взлетать по цене к небесам на аукционных торгах, а всех других держателей его работ трястись над их подлинностью.