Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!
В этой статье мы будем говорить о различных средневековых европейских мечах. Приведённые факты могут быть не полностью (или даже полностью не) верными для мечей японских, китайских, индийских и прочих, произведённых по восточную сторону Суэцкого канала. О таких неевропейских мечах мы поговорим в другой раз, а пока — добро пожаловать в край замков, рыцарских турниров, наконечников стрел типа «бодкин» и полных латных доспехов.
1. Европейские мечи были тупыми
…и служили для забивания врагов, как дубиной.
Как водится, смотря с чем сравнивать. Но если коротко, европейские мечи были во много раз острее людей, рассказывающих об их тупизне.
Безусловно, клинок не затачивался до остроты бритвы или скальпеля — это ему не требовалось.
У него были задачи, принципиально отличные от «брить владельцу зону бикини» и «удалять аппендицит при помощи двуручника».
Тем не менее, остроты среднего меча было более чем достаточно, чтобы превратить целого человека в анатомическое пособие. Археологической науке известны экземпляры, дошедшие до нас через те самые 500-600 лет и сохранившие очень и очень приличную остроту лезвия.
Вероятнее всего, миф о тупизне средневековых мечей происходит от занятного факта: клинок был не в состоянии прорезать нормальный европейский доспех — латы, кольчугу, «вот это всё». Но неэффективность меча против лат ещё не говорит о его тупизне — только лишь о том, что для пробивания «защиты» рыцаря следовало использовать другое оружие…
Другой причиной возникновения мифа о тупизне мечей может быть техника боя, по-английски именуемая half-sword или half-swording (приличного русскоязычного термина для неё не существует). Суть техники — удержание меча за клинок либо для нанесения мощных и точных колющих ударов (которые как раз отлично пробивают латы в сочленениях и других слабых местах), либо для использования его в качестве импровизированной булавы.
Казалось бы, раз держишь меч за острый клинок — должен в момент лишиться всех пальцев. Но нет, заточенное оружие можно держать за острие, использовать его в бою и притом не получить травм.
Для демонстрации этого приведём недлинный видеоролик, в котором вопрос half-swording разобран практически досконально:
Если совсем коротко: до тех пор, пока меч не совершает режущее движение, он безопасен даже для голой руки, не говоря уже о руке защищённой.
Конечно, не стоит забывать о случаях, когда часть клинка, расположенную у рукояти, не затачивали вовсе, чтобы дополнительно обезопасить руки при half-swording или чтобы держать меч хватом, при котором указательный палец пересекает гарду и ложится на клинок. Капитан Очевидность спешит подсказать, что в таком случае незаточенной оставалась лишь малая часть клинка, тогда как остальная часть затачивалась обычным способом.
2. Средневековые мечи были тяжёлыми
Сложно точно сказать, откуда пошло это заблуждение. Наиболее вероятной версией кажется та, которая гласит, что чрезмерным весом (и, кстати, незаточенным клинком) обладали мечи парадно-церемониальные. То есть те, которым нужно лишь выглядеть красиво и внушительно, но никак не служить боевым оружием.
На самом же деле средний вес европейского одноручного меча (того, который в реальности называется arming sword, а в фэнтези — longsword) — 1,2 кг, плюс-минус 100 г.
Никаких клинков «по пять — семь килограмм, а в особых случаях — до 18 кило» не было в природе.
Об этом свидетельствует безумное количество источников — от «Википедии» (которой, как известно, верить нельзя), до ведущего специалиста по мечам Эварта Оукшотта.
Для двуручного же меча (greatsword — в фэнтези, longsword — в реальности) значение среднего веса — 1,75 кг.
Чисто для сравнения: 1,2 кило весит пистолет АПС с патронами и без кобуры-приклада, модная Beretta 92 с боеприпасами и классический Colt M1911A1 с ними же — можно ли считать эти пистолеты чрезмерно тяжёлыми?
3. Средневековые европейские мечи были сделаны из низкокачественной стали
Особенно это любят утверждать любители катан (которые — катаны, не любители, — как известно, «сделаны из самой лучшей в мире стали»). На самом же деле развитие металлургии в Европе позволяло производить сталь очень высокой пробы.
Да, качество мечей не было однородным — были клинки получше, были похуже. Были откровенно дерьмовые экземпляры — и были мечи, достойные короля Артура.
Но, если мы говорим о среднем оружии периода высокого или позднего Средневековья, то оно было сделано не просто из хорошей стали, а из тех сортов, которые сейчас назвали бы пружинными, — лучшей по соотношению качеств металла (твёрдости, прочности, гибкости), из которого в принципе можно делать клинки.
(Фото: Johnny Shumate)
Вообще, сталь, из которой производились мечи, — тема для отдельной статьи, а то и для диссертации. Но мы постараемся коротенько изложить основные моменты. Клинки, безусловно, можно было делать из закалённой стали — правда, в таком случае они становились не очень-то живучими и достаточно быстро приходили в негодность; тогда как пружинная сталь, отличающаяся высокой гибкостью, позволяла оружию, собственно, пружинить под ударами, что делало его существенно более «выносливым» и долговечным. В любом из этих случаев, однако, использовали металл лучшего (на то время) качества — тигельную сталь высочайшей очистки.
Однако глупо и опрометчиво было бы утверждать — мы и не смеем, — что все европейские мечи были качественными и высококлассными. Разумеется, нет. Клинков из стали похуже было куда больше. Но даже самая паршивая тигельная сталь позволяла сделать достаточно приличное оружие, которое не лопнет пополам при первом же ударе.
Ну а что касается лучших образцов, то… Европа обогнала по их качеству весь остальной свет. Если сравнивать аутентичные лучшие средневековые европейские мечи с лучшими же средневековыми мечами из любой другой части света, европейские победят с большим отрывом. Просто за счёт лучшего развития металлургии, чем где бы то ни было ещё.
4. Все европейские средневековые мечи были одинаковыми
Вот ещё! Как не являются одинаковыми современные автоматы, так не были одинаковыми и мечи — причём, с какой стороны ни посмотри.
Пожалуй, не будем особенно заострять внимание на такой очевидной вещи, как то, что даже не все они были обоюдоострыми — существовали, скажем, фальшионы и гросс-мессеры (которые, что самое характерное, тоже не были стандартизированными). Пойдём сразу дальше: даже если мы возьмём классический романский меч (прочно ассоциирующийся как раз с рыцарями и самим понятием «меч»), различий между разными экземплярами будет более чем достаточно — от формы гарды до заточки. Способов заточки меча и форм клинка вообще существовало безмерное количество, и каждая из них была более предназначена для одних целей и менее — для других. Мы приведём иллюстрацию, изображающую наиболее распространённые типы.
Несложно догадаться, что одни из приведённых вариантов больше подходили для режущих движений, другие — для рубящих, а третьи — вовсе для колющих.
5. Европейские мечи — оружие неотёсанных варваров, незнакомых с боевыми искусствами
Удивительное дело, но ходит по «интернетам» и такой миф. А заодно и его вариация: «любой каратист/дзюдоист/тхэквондист/победил бы европейского рыцаря голыми руками (и ногами)».
Что ж, скажем «спасибо» популяризаторам точки зрения: «боевые искусства» — термин, распространяющийся сугубо на восточные единоборства типа того же каратэ.
Сюрприз: фехтование — тоже боевое искусство, и вот как раз в фехтовании европейцы превзошли всех остальных… даже самураев, мои маленькие фанаты катан.
Почему же так вышло, что в Европе основным видом боевых искусств стало фехтование, а в Азии — всяческое рукомашество и дрыгоножество?
Вопрос тонкий, а ответ — исторически-юридический: в Европе холодное оружие было распространено куда шире, чем в азиатских странах. Помните усреднённый японский уклад? Если ты не самурай, оружие тебе не положено. Тогда как в этих наших Франциях и Германиях нож, меч, копьё и чёрт-те что ещё было практически у каждого.
Очевидно, что более всего развиваться будет то, что распространено, — в случае краёв замков, лат и требушетов этим стало фехтование. Сколько трактатов и руководств по фехтованию и иному использованию мечей было написано и прочитано за тысячелетнюю историю Средневековья! А сколько способов, школ и техник владения мечом было создано!
Взгляните на средневековые труды Glasgow Fecht- und Ringbuch, Liber De Arte Gladiatoria Dimicandi, Opus amplissimum de arte athletica и тому подобные. Во-первых, бо́льшая их часть — настоящие произведения искусства; во-вторых, обратите внимание на количество техник боя, приёмов, стоек и прочих элементов. А писались эти книги во время массового распространения холодного оружия вообще и мечей в частности — и для людей, которым это оружие придётся применять на практике.
И безусловно, всяческая борьба без оружия в Европе тоже существовала, идиотизмом было бы утверждать обратное. Но распространение она получила существенно меньшее, чем фехтование.
Алексей Попенков
warhead.su
«Единственное украшение, достойное мужчины, – это клинок» Проспер Мериме.
Средневековье тёмное.
И средневековье лагер :)
Томное (:
Интересно, а как за изготовление и хранения холодного оружия за это привлечь могут?
Хранение холодного оружия не запрещено. Только изготовление и ношение. Причём за ношение ответственность не уголовная, а административная. Изъятие и штраф. Уголовная ответственность за ношение отменена в 2003 году.
Большая часть новоделов - зарубежные. Там более лояльно относятся к подобному, хотя сложности есть. Некоторые мастера приобретают лицензию.
Зато "казаки"-ряженые могут по городу с шашками ходить...
Общественная организация часто решает вопрос легализации.
С козаками обычно работает разрешение на ношение с национальным костюмом.
Хотя да, нередко качество костюма оставляет желать лучшего.
Ну если костюмы бутафорские и сами они простые ролеплейщики, то и выдать им дюральку незаточенную, а не реально боевые клинки. А то, если я вдруг моджахеда в нац.костюме начну отыгрывать, что мне РПГ и калаш можно при себе иметь, так что-ли?
У нас в городе козаки лазурные донельзя. А по остальному не имел касания, не могу точно сказать точно. В законе можно почитать, думаю.
Как ты слово "пидарасы" элегантно завуалировал)))
Это оттого, что у нас совершенно другие козаки. Львов, если чо.
Именно кОзаки, а не кАзаки! Сразу видно чьи))) как кстати у Вас к ним относятся?
У нас даже в Калининграде появились "прибалтийские"))))
Нормально относятся, это взрослые дядьки с отличными костюмами и глубоким пониманием темы. Чайку построили уже вторую, это парусное судно. Литьём пушек и колоколов промышляют. Не дураки выпить и культурно отдохнуть.
Толкинистов и прочих ряженых воспринимают сильно иначе (:
одни беды от них.
Раз даже не удержался и дал козаку по лбу палкой))) на Пасху в Шевченкiвськiм гаю они показывали бойовий гопак... Ох и пригорело у меня тогда))) а они ещё и взяли меня из толпы ну типа показуху устроить))) но у меня ж на лбу не написано, что слова танто, дзё и боккэн я узнал раньше чем в школу пошел)
На тему антинаучных околобоевых изысканий этой публики я ничего хорошего сказать не могу. Ибо средневековым насилием с применением доспехов занимаюсь уже почти 20 лет (:
Следует различать козаков старичка Качмара, которые вполне вменяемая и интересная братия и остальных "шароварщиков" и "попрыгунчиков".
Ок. Спс.
Вроде так, если не изменяет память...
Спасибо!
Поскольку с поздним фехтованием не знаком, такое предположить сложно.
Непростой приём, видимо.
Это классический вариант блокировки. А вы выше описываете, как клинок противника нанизывается на одно из отверстий и ломается. Вы понимаете, что на практике это нереально? Там отверстия сантиметра по полтора в диаметре, представьте, это какую реакцию надо иметь, чтобы надеть такое маленькое отверстие на кончик шпаги.
Ок, не ломает, а вырывает. Невелика разница.
Про кто кого передавит это вы голливудских фильмов насмотрелись.
И даже если создалась такая ситуация, а у тебя в левой руке дага, во первых, кончик шпаги противника правши будет направлена вправо от тебя, дотянуться до него левой рукой навозможно, да и опасно - придется тянуться левой рукой вправо развернув тело туда же, тем самым открыв противнику свой левый бок.
И в такой ситуации оптимальное поведение это наносить близко стоящему противнику уколы дагой слева, наносить удары гардой в лицо, а не пытаться нанизать ее на кончик шпаги.
А на счёт декоративности не нам судить. Мне, например, "уши" последнего кинжала кажутся уродством. А владельцу видимо нравилось.
Надеть в схватке клинок шпаги противника на маленькое отверстие... Имхо, хрень полная, нереально.
Вы не предполагаете, что это может иметь чисто декоративное назначение.
Специально так сделать скорее всего не получится, однако если клинок противника случайно попадет в это отверстие - хана ему. Небольшой поворот кисти -> клинок заклинило -> вернуть оружие не получается -> можно смело атаковать правую руку. На мой взгляд, на то и расчет. Так как дагой постоянно сбиваются уколы, вероятность что рано или поздно кончик шпаги попадет в отверстие не такая уж и малая.
Какова вероятность такой случайности? Один к миллиону?
Нахрена козе баян, если именно для этого применялись гораздо более удобные в применении гарды, которые позволяли заблокировать клинок противника, а то и вырвать оружие из рук. Типа вот такой:
Вероятность сказать сложно, но сдается мне что повыше) Даги с загнутыми краями гораздо хуже защищают от рубящих ударов. К тому же они появились несколько позже, если мне не изменяет память.
Отверстия на рикассо - весьма часто встречающаяся деталь, так что не думаю, что они несли исключительно декоративную функцию.
Фото прикрепить не могу, но по запросу в гугл "испанская дага" чуть ли не все экземпляры имеют отверстия.
...по запросу в гугл "испанская дага" чуть ли не все экземпляры имеют отверстия...
Вы такое слово "мода" знаете?
Даже в этом посту видны ее веяния - детали, не несущие никакой практической нагрузки, и в наше время воспринимающимися очень неоднозначно, а зачастую даже непривлекательно. Вы посмотрите портреты того времени, там куча деталей, которые мы не в состоянии воспринять как украшение, то в те времена были традиционны и модны. Одни только гульфики чего стоят. И подобные традиции складывались не только в одежде, но и в оружии. Кстати, это и подтверждает разная форма отверстий - встречаются даже в форме сердечек. Вот, к примеру, на фото вообще замудрёная форма. Максимум, какое практическое назначение у них может быть - снижение веса, не более. А вот предположение "ловить кончик шпаги противника - это из области даже не Голливуда, а из трюков Болливудских фильмов - нереально.
Кстати - вот тебе дага с отверстиями. Вот только диаметр у них настолько мал, что даже если умудриться засунуть туда клинок шпаги, то отломить удастся только самый кончик. Или вторая, в виде тонких крестов. Та же хрень - ну отломишь ты сантиметров пят-10 шпаги. Это помешает продолжать фехтовать ей и убить?
Нет.
Да и вес они особо не облегчат.
Вот на третьем фото вообще в виде выемок, они не настолько глубокие, чтобы суметь зафикисровать и сломать ими клинок противника.
Вопрос - нахрена они тогда?
Вижу только два варианта:
Первый - мода и традиция. Ну и второй - возможно как то связано с фиксацией при ношении, чтобы не вываливался.
Повторюсь - не ломать, а зафиксировать и провести атаку в вооруженную руку. Вполне возможно что даже ничего специально делать не надо будет - неожиданное препятствие может привести атакующего в кратковременное замешательство, а этого может быть достаточно для успешной контратаки. Все-таки при уколе ожидаешь или попасть в цель, или что клинок будет сбит в сторону, но не то что он уткнется в дагу.
Гипотеза с фиксацией тоже похожа на правду, надо смотреть ножны.
Блин. Ну какая разница, что ты будешь делать - зафиксировать, или ломать. Проблема в любом варианте одна - кончик шпаги противника, который двигается практически непредсказуемо с огромной скоростью нанизать на маленькое отверстие 1 - максимум 1.5см в диаметре. Это просто нереально. Посмотри соревнования по фехтованию, на какой скорости они работают, с какой скоростью движется клинок шпаги, его кончик. Приёмы ведения боя несколько изменились, но скорость выпадов раньше была такая же стремительная. И для того, чтобы сбить с толку противника существовало огромное количество более простых и более эффективных способов, чем ловить шпагу в мизерное отверстие. А для фиксации делали особой формы гарды, как на фото, которое я выкладывал выше, стальные язычки параллельно клинку, как на первом фото в предыдущем комментарии, или загогулины, как на втором. Вот с с помощью таких таких приспособ при блокировке удара можно было легко поймать клинок противника, а там уже хоть зафиксировать и контратаковать, хоть сломать, если хватит силы, это уже не важно. А не извращиться с дырками. Можно пипец какую теорию под это подвести, про кратковременное замешательство и т.п., но все эти теории рушатся тупо из за невозможности того, что вы описываете.
Ещё раз повторю - посмотрите соревнования по фехтованию. Ну или вот, ребята занимаются историческим фехтованием с дагой. Посмотри на скорость движения кончика шпаги. И учти - они ещё не на полной скорости работают, потому, как осторожничают без защиты.
https://youtu.be/1COQsUd4nqU
Мне незачем смотреть, я сам несколько лет занимался историческим фехтованием, в частности шпага-дага. Звезд с неба не хватал, но общие представления имею.
Повторюсь еще раз - не специально ловить кончик шпаги лезвием, а на случай, если он туда случайно попадает. Тем более что если клинок попал в рикассо (а таковая вероятность вполне присутствует), то соскользнет он в случайную сторону - а скорее даже в силуэт, поскольку движение дагой идет в противоположную сторону. Поэтому предпочтительнее чтобы уж если он туда попал, то там и остался.
Примерно по этой же причине рапиры с чашевидной гардой часто имели завальцовку по краю.
Это все итальянцы. 15-18 века. меч становится гражданским оружием повседневной носки. доспехов нет. развивается фехтование с использованием кинжалов. а вот рондали (кинжал с "шайбами") это чисто "рыцарская фишка". они делались специально под латную перчатку, поэтому и выглядят такими неудобными. в тело врага вбивались как зубило молотком, ими особо не фехтовали.
Мне тоже кажется, что это декоративные отверстия. Но я не настолько хорошо фехтую, чтобы утверждать (:
8 дага для удержания шпаги противника, а 9 чтобы поймать и поворотом кисти вырвать шпагу у противника. 14 дага просто для отбития шпаги.
Поймать таким отверстием клинок противника нереально.
А вот примотать кинжал на палку, получив копье - вполне.
Для этого отверстия как раз очень удобны.
Не понял, какое это имеет отношение к вопросу.
Не думаю, что это предназначение закладывалось в конструкцию. Из-за объёмной рукоятки и гарды копьё будет непонятной шнягой. Выживальщецкие штуки появились на 300 лет позже.
А вам, похоже, не приходилось нож к палке приматывать?
Нет, таких ситуаций не приключалось.
А так у меня копьё есть, оно всяко получше ножа на палке.
В средние века перекрестье у меча - мощная конструктивная деталь. У этих кинжалов перекрестье декоративное скорее, для блока не предназначенное. По длине - это мечевые клинки, без всяких сомнений. Но эфес кинжальный.
Гладиусы и пугио отличаются очень сильно - не спутаешь.
Про шашки не скажу, поздним вооружением слабо интересуюсь.
Спасибо за ответ. Отличия гладиуса и пугио видны ясно, просто интересен был вопрос классификации. У цзяня вон тоже с гардой не очень. Интересно ваши посты читать, подпишусь.
из-за веса. гладиус - короткий, широкий меч ближнего боя, сделанный для укола. ранние образцы 50-55 см и вес около кг. поздние до 70 см и вес 1.3-1.5 кг. шашка многим напоминала скрамасакс (просто в переводе "большой нож") увеличенный в длинну на 15 см и с небольшим изгибом. ну и вес 600-700 грамм.
Благодарю за добротные фото (сам любитель интересных клинков).
Пожалуйста (:
Пожалуйста.
Здравствуйте. Можете подсказать, это может быть рукояткой от кинжала?
Может быть рукояткой сувенирного чего-то. У рабочих кинжалов хвостовик проходит через всю рукоять, а здесь ему просто негде крепиться толком. По стилю на китай похоже.
спасибо за ответ
А как №10 пользоваться?
Сложно сказать, такое лучше руками пробовать.
Предположу, что навершие стилета упирали в середину ладони, а между половинками оставляли 1-2 пальца. Это если раскрытым нужно было использовать.
Стилеты частенько носили даже без ножен в складках одежды.
Натурально миникинжал для скрытого ношения.
Вообще это имитация какой то козлиной или бараньей кости, которая часто шла на рукоятки. Так что никакого сакрального смысла в такой форме нет, особой техники тоже.
Кинжал левой руки - дага.
https://vk.com/videos200311690 Несколько видео по новоделам
За эти как раз да. Могут.