SR-71.Неуловимый  "черный дрозд".

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

17 декабря 1903 года братья Райт осуществили первый в истории управляемый человеком полет на самолете. Несмотря на то, что скорость полета составляла всего 10,9 км/ч (при встречном ветре в 43 км/ч), а его дальность всего 37 метров, это событие фактически открыло первую главу истории современной авиации. Спустя всего 61 год и 5 дней с момента первого полета человека на самолете свой первый взлет осуществил Lockheed SR-71 Blackbird — сверхзвуковой стратегический разведчик ВВС США.Неофициально был назван «Blackbird» (рус. Чёрный дрозд, Чёрная птица).

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

Этот самолет по-прежнему считается самым быстрым в истории, после того как в 1976 году на нем был установлен абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями — 3529,56 км/ч. И своему званию «Черный дрозд» обязан своим уникальным гибридным двигателям.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

Экипаж состоит из летчика (на переднем кресле) и оператора разведывательного оборудования, выполняющего также функции штурмана, бортинженера и радиста. А в случае необходимости - и второго летчика.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

Уникальным двигатель J58, использующийся в сверхзвуковом самолете Lockheed SR-71 Blackbird, делают шесть перепускных воздуховода, которые обычно не отображаются на схемах этого двигателя. Эти воздуховодные трубки начинают работать, когда самолет набирает скорость выше 2,2 Маха. Они продвигают сжатый воздух из четвертой ступени компрессора прямо в форсажную камеру, минуя тем самым газотурбинный агрегат (основную часть двигателя). Это позволяет системе вести себя скорее как прямонаправленный двигатель и гораздо эффективнее расходовать топливо в форсажной камере.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост
SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3[28]) , 3500 км/ч.

Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=3,17 , 3300 км/ч[29]

Дальность полёта: 5230 км

Радиус действия: 2000 км

Продолжительность полёта: 1,5 ч

Практический потолок: 25910 м (85000 футов)[28]

Скороподъёмность: 60 м/с

Длина разбега/пробега: 1830 м

Нагрузка на крыло: 546 кг/м²

Тяговооружённость: 0,36

Максимальная высота полёта: 29 000 м.

Масса полностью заправленного самолёта составляла 77100 кг, из которых 46180 кг приходилось на топливо, из-за чего взлёт с полной заправкой был невозможен. Для поддержки полётов SR-71 были переоборудованы 30 топливозаправщиков Боинг KC-135Q, приспособленных для работы с JP-7 (на них также была установлена система подогрева топлива). Кроме того, из-за вынужденно больших тепловых зазоров в стыках панелей кессон-баков полностью заправленный самолёт на стоянке тёк. Поэтому была отработана следующая технология: самолёт поднимался в воздух с небольшим запасом топлива, разгонялся до сверхзвуковой скорости для прогрева обшивки, затем тормозил, дозаправлялся в воздухе из заранее поднятого топливозаправщика, после чего экипаж мог приступать к выполнению задания. Расход топлива на крейсерской скорости составлял около 600 кг/мин., запаса топлива хватало приблизительно на 70—90 минут полёта после дозаправки. Поэтому после разработки маршрута будущего полёта SR-71 заполненные топливом JP-7 топливозаправщики заранее перегонялись на аэродромы, расположенные максимально близко к линии маршрута и на расстояниях, позволявших гарантированно поддерживать необходимое количество топлива в баках SR-71.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

Первый боевой вылет SR-71 был произведен 21 марта 1968 с авиабазы «Кадена» на Окинаве. Впоследствии самолёт, совершивший первый боевой вылет (заводской номер 61-7976) налетал 2981 час в 942 вылетах (больше, чем любой другой SR-71), включая 257 боевых заданий. В начальный период эксплуатации в Восточно-азиатском регионе (Вьетнам, Лаос, Северная Корея) самолёты SR-71 совершали примерно по одному вылету в неделю (с 1968 по 1970 год), после этого частота вылетов удвоилась, а к 1972 году вылеты производились почти каждый день. За это время было потеряно два самолёта (в 1970 и 1972 годах) — оба из-за механической неисправности. При совершении самолётами SR-71 разведывательных вылетов в ходе войны во Вьетнаме по ним было совершено примерно 800 пусков зенитных ракет, но не один самолёт не был сбит. Одному вьетнамскому зенитно-ракетному полку была поставлена задача уничтожить этот самолёт, чтобы поднять престиж советского оружия в глазах вьетнамцев, однако произведённые несколько пусков ракет по SR-71 были безрезультатными. SR-71 был единственным американским самолётом, который северовьетнамской системе ПВО так и не удалось сбить.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

В Европе у SR-71 было два разведывательных маршрута: вдоль западного побережья Норвегии и Кольского полуострова и над Балтийским морем, второй маршрут имел название «Балтийский экспресс».

А также, в период базирования некоторых SR-71 на Японских островах, регулярно нарушал советское воздушное пространство, в отдельные сутки совершая до 8-12 подходов к воздушным границам СССР.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

Требования к летчикам SR-71 выдвигались очень жесткие: налет на реактивных самолетах не менее 2000 ч, причем 1500 ч - в качестве командира экипажа или инструктора, срок службы в ВВС или резерве - не менее 16 лет, медицинские требования сравнимы с требованиями к астронавтам, обязательно наличие допуска к документам с грифом "Top Secret". Несколько более мягкие требования в отношении налета и состояния здоровья предъявлялись к операторам разведывательного оборудования. Набор осуществлялся только на добровольной основе.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

Самолет оказался беспрецедентно сложным в эксплуатации. Ближайшим аналогом процесса подготовки SR-71 к полету является процесс предстартовой подготовки космической ракеты-носителя. Правда, ракета не требует послеполетного осмотра, а у SR'a было необходимо после посадки провести порядка 650 проверок! Пять техников в течение шести часов изучают состояние планера самолета, два техника по силовым установкам также несколько часов посвящают тщательному осмотру воздухозаборников, двигателей, выхлопных и перепускных устройств. И это после каждого полета! Через каждые 25, 100 и 200 часов налета разведчик подвергался осмотру с частичной разборкой. Так, 100-часовая инспекция состояния занимала одиннадцать 16-часовых рабочих дней; монтаж двигателя на самолете силами 8-9 специалистов с гидравлическим подъемником занимал 8-9 часов. В ходе этой проверки, как правило, менялись оба двигателя вне зависимости от их состояния, хотя согласно инструкциям замена моторов предусматривалась через 200 часов налета, причем на эту процедуру отводилось 15 рабочих дней. Каждые три года, опять же - вне зависимости от налета, самолеты проходили технический осмотр на заводе фирмы Локхид в Палмдейле. Капитальный ремонт двигателей фирма Пратт энд Уитни осуществляла после наработки мотором 600 ч. Неудивительно, что для обслуживания SR-71 требовались специалисты экстра класса, их подготовка занимала несколько лет.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

Количество "боеспособных" разведчиков уменьшалось на протяжении почти двух десятков лет, причем далеко не только в результате "естественной" убыли в результате катастроф, Причина была более банальная - огромная стоимость эксплуатации и нехватка запасных частей. Расходы на содержание одной эскадрильи SR-71 равнялись затратам на поддержание в летном состоянии двух авиакрыльев тактических истребителей; к примеру, затраты на один разведывательный полет, с учетом предполетного технического обслуживания, привлечения к выполнению задания самолетов-заправщиков составляли 8 млн. долл.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

В результате катастроф было потеряно 9 машин из 32 произведенных.

SR-71.Неуловимый  "черный дрозд". Самолет, Разведчик, Sr-71, Длиннопост

В 1998 году ВВС окончательно вывели парк SR-71 из эксплуатации.Больше десятка машин можно увидеть в музеях США.

Авиация и Техника

9.2K постов17.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу