Спой, птичка

Спой, птичка Картинки, История, Мифология, Страдающее Средневековье, Длиннопост

Несчастная птичка, не понимающая ничего в продукте — это удивительно хорошо нарисованный лебедь (удивительно, потому что, например, на идентичной картинке из любовного бестиария, folio 3r (https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b90073757/f4.item), как и на многих других, его изобразили похожим не то на цаплю, не то на страуса — но, как мы помним, портретное сходство было не в чести у миниатюристов).

Спой, птичка Картинки, История, Мифология, Страдающее Средневековье, Длиннопост

Бодро заливающий ему про молодой амбициозный проект дядя на самом деле играет на арфе — а, точнее, на цитре. Зачем?


Дело в том, что Исидор Севильский, в своих Этимологиях описавший и истолковавший каждую известную ему тварь, был уверен, что "когда сии птицы в землях Гипербореи слышат сладкие звуки цитры, они начинают подпевать" (см. кн.12, 7:18-19).


А мысль о том, что лебеди на самом деле невероятные вокалисты (но очень скрытные — некоторые из них демонстрируют свой дар только перед смертью, исполняя свою, кхм, лебединую песню), пошла ещё с античности, благодаря Эзопу и Аристотелю.


Тут можно вспоминать про мифологические приключения лебедей как символа, но в средние века этому феномену дали более натуралистическое объяснение: раз у них такая длинная шея, наверняка с ее помощью можно издавать звуки в огромном диапазоне, с кучей модуляций и фьоритур. Да какая разница, что на самом деле они орут, как гудок автомобиля, и не дают спать тем, кому не посчастливилось жить рядом с их прудом — вот придет время и споют!


Христианское толкование лебединой предсмертной песни таково: лебедь учит нас не скорбеть и не страшиться перед лицом смерти, а, напротив, встречать ее благочестиво и готовиться к ней всю жизнь, как птица оттачивает свою единственную песню. А вы все роадмап, бэклог...