Сознание определяет бытие Вашей проблемы
Один ученый впрыскивал в кровь испытуемым добровольцам в большой дозе адреналин, не говоря им, что это он. Люди становились психосоматически и объективно, по показаниям приборов, возбужденными, но 2/3 из них заявляли, что не испытывают «никаких эмоций», а 1/3 говорила, что испытывала что‑то «похожее на эмоцию». Исследования других ученых показали, что одного физиологического возбуждения (или другого ощущения) недостаточно для возникновения эмоции, необходимо, чтобы человек распознал это реальное возбуждение, осознал, оценил и обозначил его словесно, мысленно, как это ему свойственно.
Например, учащенное после подъема по лестнице на 10‑й этаж сердцебиение ипохондричный пессимист назовет «страшным приступом тахикардии», а спортивный оптимист – «волнительной тренировкой кровообращения». Изменения в организме у обоих одинаковые, но через минуту или час у первого настроение и здоровье ухудшится, а у второго – улучшится, причем не только субъективно, но и объективно, по показаниям самых современных высокоточных приборов. Получается, что отрицательные или положительные эмоции – следствие привычного (чаще наследственного) оценивания и убеждения в том, что они вызваны вредной или полезной данной конкретной причиной. Приблизить субъективное к объективному ради здоровья и успеха первоклассно помогает когнитивная терапия, аутотренинг и позитивное мышление. Они близкие родственники.
Позитивное мышление, которое в научной психологии имеет название «когнитивная психотерапия» и «рационально‑эмоциональная терапия», доказывает, что восприятие любого объекта или события оценивается мышлением (внутренней речью) и, только осознав это «думательное» звено, можно понять и улучшить свои любые эмоциональные и поведенческие реакции.
В позитивном мышлении все взаимодействия внешних стрессовых и не очень воздействий с Вашей душой представляются в виде достаточно упрощенной схемы (поподробнее далее будет):
С – М – Р
(стимул – С, реакция – Р, с промежуточной переменной «М» (мысли), включающей, прежде всего, мысленную переработку воспринятого).
Когнитивная самокоррекция исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических и телесных расстройств, связаны с ошибками мышления у любого из нас. Под ошибками мышления имеется в виду нарушение когнитивной переработки информации, которое искажает видение объекта или ситуации. Ложные мысли путём самовнушения становятся причиной «бредовых» представлений и «сверхценных идей» и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций и, затем, поведения, в том числе, конфликтного. Поэтому целью когнитивной самокоррекции (и индивидуальной и семейной) является исправление неадекватных мыслей.
Работу, которую проводит когнитивный психотерапевт с клиентом, можно сравнить с коррекцией движений пальцев при игре на гитаре или пианино. А можно и с самоучителем работать, без учителя «игре на душе». В когнитивной самокоррекции, в любом случае, считается весьма желательным максимальное и самостоятельное применение Вашего уже имеющегося личного опыта в быстром, полезном и выгодном решении прошлых жизненных задач и перенос правил их решения на существующие проблемы.
Для облегчения этой деятельности письменно ответьте, пожалуйста, на нижеследующие вопросы письменно, прямо на этом самом листе:
1) Описание Вашей проблемы.
– В чем заключается Ваша проблема?
– Как она проявляется здесь и сейчас?
– Какие внешние и внутренние ситуации способствуют возникновению проблемы?
– Какие чувства, эмоции возникают?
– Насколько сильны эти чувства?
– Как часто и как долго дает о себе знать эта проблема?
– Имеются ли периоды, когда данной проблемы для Вас не существует?
– Когда и где появляется эта проблема? В какое время дня? На работе или на досуге? В одиночестве или на людях?
– Какие мысли приходят в голову в соответствующих критических ситуациях?
– Какие последствия имеет проблема для Вас и Вашего окружения?
– Избегаете ли Вы определенных, порождающих проблему ситуации?
– Как реагирует Ваше окружение на эту проблему?
– Как изменился из‑за неё Ваш образ жизни и образ жизни близких Вам людей?
2) Описание Вашей жизни.
– Откуда взялась проблема?
– Предшествовали ли проблеме какие‑либо переживания, которые могли способствовать её возникновению?
– Когда, где и как возникла эта проблема?
– Как она менялась с течением времени?
3) Анализ проблемы и цели.
– Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема?
– Какую цель она преследует или какую задачу она решает?
– Для чего Вам может быть нужна эта проблема?
– Чего Вы можете пытаться этим самым добиться?
– Какую функцию так или иначе выполняет проблема в Вашей теперешней жизненной ситуации, в ваших отношениях с ближними?
Это кратко если про всех нас)
