Создан,чтобы убивать самолеты Су? Истребитель Saab JAS 39 Gripen
В 2019 году шведский главнокомандующий ВВС Матс Хельгессон гордо заявил, что JAS 39 Gripen предназначены убивать самолеты Су. Пафосные слова прозвучали, чтобы повысить шансы на победу в тендере, который проводила Финляндия, но горячие финские парни предпочли летать на американских F-35.
Saab JAS 39 Gripen —многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный шведской компанией СААБ Авионикс. Его создание было продиктовано потребностью Швеции в летательном аппарате, способном выполнять сразу несколько функций: разведчика, перехватчика и ударного самолёта. Разработка началась в середине 1980-х годов. Первый полёт состоялся 9 декабря 1988 года. Самолёт введен в эксплуатацию в 1997 году и с этого момента состоит на вооружении ВВС Швеции.
На данный момент существует шесть его модификаций, различающихся количеством мест и некоторыми другими показателями.
Для Швеции возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолётом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.
Финансирование по созданию истребителя началось в 1980-м году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.
Первый лётный прототип «39-1» был потерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР (научно-иследовательские и опытно-конструкторские работы) по программе были завершены в конце 1996 года — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.
Самолёт выполнен по аэродинамической схеме "Утка" со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолета создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитов.
Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404, два S-образных воздухозаборника.
На модификации JAS 39E/F применяется двигатель General Electric F414 , обеспечивающий сверхзвуковую скорость полёта M = 1,1 с боевой нагрузкой без включения форсажного режима.
Помимо ВВС Швеции состоит на вооружении:
Венгрии: 14 единиц (12 JAS 39C (одноместный) и 2 JAS 39D (двухместный))
Чехии: 14 единиц (12 JAS 39C и 2 JAS 39D).
ЮАР: 17 (JAS 39C и 9 JAS-39D)
Тайланда: (12 JAS 39C и 4 JAS 39D)
Великобритании: один JAS 39D эксплуатируется частной авиашколой лётчиков-испытателей Empire Test Pilots'School.
Бразилии: четыре JAS 39E на 2024 год.
Технические характеристики
Экипаж: 1 (2) человека
Длина: 14,1 (14,8) м
Размах крыла: 8,4 м
Высота: 4,5 м
Площадь крыла: 30 м²
Масса пустого: 6800 (7100) кг
Нормальная взлётная масса: 8500 кг
Максимальная взлётная масса: 14 000 кг
Масса полезной нагрузки: 5300 кг
Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг
Масса топлива в ПТБ:
Двигатель: Вольво Аэро RM12
сухая масса двигателя: н/д
максимальная тяга: 1×5100 кгс
тяга на форсаже: 1×8160 кгс.
Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте: ~ 2200 км/ч (М=2,0)
Боевой радиус: 800 км
Практический потолок: 15 240 м
Скороподъемность: 255 м/с
Нагрузка на крыло: 283 кг/м²
Тяговооруженность: 0,97
Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
Вооружение
Пушечное: 1 × 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 снарядов)
Ракеты:
"воздух-воздух":
6 × Rb.74 (AIM-9) или Rb.98 (IRIS-T)
4 × Rb.99 (AIM-120) или MICA
4 × Rb.71 (Skyflash) или Meteor
"воздух-поверхность":
4 × Rb.75
2 × KEPD-350
2 × Rbs.15F (противокорабельная ракета)
Бомбы:
4 × GBU-12 Paveway ll
2 × Bombkapsel 90 (кассетная бомба)
8 × Mark 82.
Авиация и Техника
11.2K постов18.4K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу