3435

Современные настольные игры. Какие они, и с чем их едят

Итак, вы жаловались на отсутствие авторского контента? Он есть у меня!

Кросивое (старое фото коллекции)

Кросивое (старое фото коллекции)

Решил немного поделиться своим хобби и рассказывать вам о настольных играх (современных, а не о Монополии и подкидном). Сейчас эта сфера переживает невероятный бум, и каждый может выбрать себе настолку по душе, чтобы собрать за столом друзей, родных или же прибавить огонька на встрече с коллегами. Я в этом деле, поверьте, собаку съел (фигурально, моих двух хаски вы еще не раз увидите на фото), так как переиграл уже не в одну сотню настолок, долгое время вел профильные блоги и даже успел посотрудничать с издательством игр.

Просто одна из первых моих закупок

Просто одна из первых моих закупок


Но перед тем, как окунуть вас в многообразие современных настольных игр, стоит расписать, “ху из ху” — то есть, какие сейчас существуют варианты деления настолок на жанры и разновидности, чтобы не было путаницы в дальнейшем.

Спяшие боги

Спяшие боги

ДИСКЛЕЙМЕР! На сегодняшний день все жанры, школы, разновидности, а также деления игр по механикам очень условны и размыты, так как авторы не стесняются копировать или неосознанно заимствовать удачные (и не очень) решения. Поэтому зачастую бывает сложно определить, что ж это за зверь такой.
Начнем, с “базы”. Евро и амери. Нет, это не совсем жанры, это, скорее, школы геймдизайна, которые сформировались в разных регионах, как видно по их названию. При этом именно “евро” и “амери” представляют собой двух антиподов настольного мира, как Apple и Samsung, как PlayStation и XBox, как Пупа и Лупа, как Эдвард и Джейкоб.

Карнеги

Карнеги

Так вот, Евро- игры, как правило - экономические. Здесь минимальный уровень взаимодействия и конфликта с другими игроками, а главная цель - набрать больше победных очков (ПО). В евро-играх мы развиваем винодельческие хозяйства/колонии на Марсе/строим производства смартфонов/развиваем промышленность или энергосеть. Евро-игры минимально языкозависимы - то есть, здесь практически нет художественного текста или витиеватых описаний, а вся информация на поле подается иконками и символами (что позволяет экономить на локализации, прикладывая переведенные правила). Здесь часто меняется один ресурс на другой, а третий - на ПО (так называемое “шило на мыло”, например, как в “Колонизаторах”. В Евро главное - механика, а не атмосфера, и за обилие “сухого” расчета их многие сравнивают с excel-табличками. Что зачастую объясняется минимальным влиянием случайностей - отсутствием кубиков (или их нестандартным использованием)), выхода карт из колоды, etc. И наконец, еще одной отличительной чертой школы является использование минималистичных и деревянных компонентов, где покрашенный в белое кусочек дерева может олицетворять овцу, мрамор, “науку” и многие другие ресурсы. К ярким представителям школы можно отнести Покорение Марса, Каменный век, Агрикола и другие.

Эпохи

Эпохи

А америтрэше - все ровно наоборот. Игры заточены под конфликт и противостояние (неважно, между игроками или с игрой,  в кооперативном режиме). Здесь превалирует атмосфера (за счёт прописанного сюжета или игровых событий) и случайность от броска кубиков или выхода карт - для этих игр порой в порядке вещей, что вы профукаете всю партию, неудачно бросив 10 кубов, и не получив нужного результата спустя три часа игры.  Амери-игры отличаются дорогим продакшеном (обилием миниатюр монстров/героев, сюжетом, который нужно переводить на разные языки, множеством компонентов, в том числе металлических монет, кастомных кубиков, натуралистичных ресурсов, etc). Кроме того, игры этой школы славятся атмосферностью, возглавляете ли вы клан викингов, ищущий славы перед Рагнарёком или же защищаете Средиземье от Тёмных сил Саурона. Собственно, к представителям школы относятся все игры по вселенной Лавкрафта и раскрученным вселенным, типа Властелина колец, Звездных войн и прочее, а также Мрачная Гавань, Кровь и Ярость, и прочие игры.

Войны Ктулху

Войны Ктулху

(Если что, я адепт второй школы - и больше всего люблю игры американской школы. Что не мешает мне играть и получать удовольствие от евро-настолок. Поэтому, я буду периодически писать о тех, и о других играх)

Столкновение цивилизаций

Столкновение цивилизаций

И, раз уж мы разобрались с основами, можем заодно пробежаться по самым популярным жанрам, по которым делят игры. Здесь также деление весьма- условно, ибо многие из игр выделены по а) теме б) игровой механике в) атмосфере в игре.

Пожалуй, два самых размытых жанра - это семейная игра и филлер. Первое - это игра, условно, в которую можно усадить всю семью, с детьми, родителями и бабушками-дедушками. Здесь нужна нейтральная тема (постройка ж/д маршрутов, наблюдение за птицами, заполнение динопарка) и лёгкий рандом, чтобы уравнивать шансы. Ну, и механики попроще. То бишь, к семейным играм относятся Билет на поезд, Фототур, Крылья, Королевство кроликов….

Крылья

Крылья


Во втором случае - название определяет стиль игры - она должна как бы заполнять промежутки между долгими и серьезными партиями, чтобы sd могли разгрузить мозг или дождаться опаздывающих друзей. Такая настолка должна быть а) очень кратковременной например, если вы проиграли в Особняках безумия или Немезиде на первом ходу (что не делает их филлерами, ибо там одна раскладка длится, как вся партия в Red7) и б) как можно более простой, чтобы не затягивался игровой процесс. И вот тут бы я вспомнил Пару, Кошмариум, Волшебные королевства, аналогичные Uno игры и прочие небольшие коробочки.

Холст

Холст

Контроль территорий ( очень часто их называют ещё Dudes on the map) - игра на завоевание и удержание территорий. Ярчайшие представители - Цивилизация, Кровь и ярость, Тираны Подземья, отчасти - Киклады. Вы строите войска, призываете мифических существ, приобретаете новое оружие - всё ради того, чтобы оттяпать себе больший участок земли. Как правило, эти игры оснащены миниатюрками солдат, но вот Маленький мир или Битва за Рокуган прекрасно без них обходятся.

Анх. Боги Египта

Анх. Боги Египта

Колодострой (иногда бывают вариации с “построением” мешка или пула кубиков) - игра, где ваш основной механизм работы с окружением - ваша колода карт. Треть из них даёт перемещения, ещё парочку - атаку, а остальные - деньги. В свой ход вы можете докупить в неё новых (или убрать старые) карт, прокачивая себе возможные действия, получая с карты не по 1 атаке/монетке, а, условно по 2. И уже дальше бегая по подземельям дракона, побеждая тёмных волшебников, ломая друг другу космические корабли, (но всё сильнее и сильнее!) вы движетесь к победе.  К таким играм относятся Кланк!, Звёздные империи, В поисках Эльдорадо или же упомянутые Тираны Подземья.

Гарри Поттер: Битва за Хогвартс

Гарри Поттер: Битва за Хогвартс

Кооператив – с этим более-менее ясно. Вы сотоварищи защищаете мир от древнего зла/спасаете население земли от эпидемии/идете обламывать рога Саурону/приключаетесь в водах Карибского моря. Проигрываете и выигрываете, разумеется, все вместе. К таковым играм я бы отнёс Древний Ужас (и 97% игр по Лавкрафту), Властелин Колец: Странствия в Средиземье, Забытые моря. Иногда случаются полукооперативные игры, где один игрок выступает антагонистом и борется против всех (Ярость Дракулы, Бэтман Хроники Готэма и другие). Зачастую поджанром здесь выступают данжен-кроулеры - где вы “пробираетесь” через уровни и попутно собираете лут и мочите неугодных гадов.

Возвращение в Темную башню

Возвращение в Темную башню

Драфт – игры, основанные на механике распределения карт/рабочих/кубиков. Вы набираете 10 карточек с различными постройками/эффектами/бонусами, выбираете из них 1-2, а остальное передаете соседу. И вот тут уже хитрость – не только обеспечить себе максимально выгодные карты, но и обломать оппонентов с нужными им эффектами. Ярчайшие представители жанра – это 7 чудес, Этот безумный мир, внезапно – Драфтозавры.

Этот безумный мир

Этот безумный мир

Варгейм – пожалуй, один из самых «сложных» к описанию жанров. Они достаточно сложны и нацелены на скрупулёзно точное воссоздание конфликтов (не обязательно военных, вот, например, Сумеречная борьба симулирует Холодную войну), зачастую пренебрегают оформлением и красивостями в угоду функциональному дизайну (где одни квадраты убивают другие квадраты чтобы построить в освободившемся квадрате новый квадрат). Среди примеров можно вспомнить Дом Павлова, Блицкриг, Heroes of Conflict, Секигахару.

Европа Универсалис

Европа Универсалис

Ролл-энд-райт - так называемые. “рисовалки”, где “движок” игры построен на рандоме (бросках кубов, вскрытии карт с символами) и последующих отметках/зарисовывании чего-либо в вашем личном планшете. Можно рисовать карту королевства, ловить и продавать рыбов, застраивать городские кварталы, даже лететь на Луну. Из примеров – Бумажные кварталы, Картографы, Тропы Туканы.

Добро пожаловать на Луну!

Добро пожаловать на Луну!

Детективы - соответственно названию, представляют собой кооперативы (за редким исключением), где вам предстоит раскрыть дело, решить головоломку, найти убийцу и прочее. Их масса - на карточном движке (Мортум), с приложением для считывания qr кодов и просмотра места событий  с помощью VR (место преступления), или же представляющих собой книгу историй с газетными вырезками  (Шерлок Холмс детектив0консультант).


Абстракты - невероятно, но это игра с чисто номинальной темой, которая мало связана с механиками игры. На эту игру можно "натянуть" любой сеттинг и любой дизайн, но это мало чего изменит. Зачастую пересекаются с семейными играми. Среди них - Азул, Саграда, Каскадия, и прочие.

Азул

Азул

Дуэльные игры -  достаточно простой жанр. Созданные и сбалансированные исключительно для двух игроков настолки. При этом бывают как конфликтные, например, Анматч или Трон Кубов, где вам надо загасить соперника или же созидательно-созерцательные, например, Поля Арле, Пиво и хлеб. Они могут быть быстрыми, как Санторини или Камни Рагнарека или же долгими и эпичными, как Война кольца или Звёздные войны Восстание.

Radlands

Radlands

Патигеймы - как ни странно, игры на шумную компанию, где а) много человек и б) они не хотят заморачиваться с правилами, а хотят поржать. Львиная доля игр здесь — на ассоциации (а-ля Элиас, крокодил, кодовые имена) социальную дедукцию (типа криминалиста, бункера, сопротивления), а также различные push-your-luck типа Жадюг, Spicy. Diamant и прочих,

Roll Camera!

Roll Camera!

Так, вроде бы всё перечислил и ничего не забыл. Вопросики?)

P.S. На всякий случай, если вам хочется читать менять где-либо кроме Пикабу, я еще пишу на Дзене - тыц, а также ВКонтакте - тыц. В последнем, кстати, я присутствую чаще. и публикую не только про настолки.

Настольные игры

3.8K постов11.2K подписчиков

Правила сообщества

Основное и единственное правило для постов: здесь обсуждаются только хардовые настолки, компоненты которых можно пощупать руками. Никаких компьютерных, планшетных, и прочих электронных игр.