171

Советую посмотреть: х/ф "Премия" 1974 год.

Советую посмотреть: х/ф "Премия" 1974 год. Советское кино, Евгений Леонов, Олег Янковский, Премия, СССР, Длиннопост

Режиссёр Сергей Микаэлян

Автор сценария Александр Гельман

В главных ролях:

Евгений Леонов,

Владимир Самойлов,

Олег Янковский,

Михаил Глузский,

Армен Джигарханян


Сюжет:


Действие происходит в СССР в 1970-х годах. Фильм решён в камерном стиле, и почти всё действие разворачивается в одном помещении.


Рядовое заседание парткома строительного треста превращается в серьёзный разговор о проблемах планового хозяйства, и начинает его простой бригадир Василий Потапов.


Потапов и вся его бригада (17 человек) отказываются от премии, которая выдана по результатам года всем работникам треста № 101 за перевыполнение плана. Дело в том, что в прошлом году руководство треста ходатайствовало перед главком о корректировке установленного плана «по объективным причинам». План был сокращён, благодаря чему в этом году трест перевыполнил его и даже занял третье место в соцсоревновании.


Бригадир Потапов душой болеет за работу, не может терпеть простоев и беспорядка, утверждая, что все причины сокращения плана — внутренние, и они могли быть преодолены самим трестом при надлежащей организации труда. Несколько участников заседания, и прежде всего управляющий трестом Батарцев, поначалу пытаются поставить «бунтовщика» на место. Однако парторг Соломахин поддерживает выступление Потапова, намереваясь разобраться в ситуации.


Далее выясняется, что бригадир тщательно подготовился к своему демаршу. Его бригада с помощью сотрудника планового отдела Дины Милениной провела глубокий экономический анализ и предметно обосновала, что у треста не было объективных причин для сокращения плана, и он мог бы его выполнить. Потапов вносит предложение — вернуть премию, полученную трестом нечестно и незаконно.


Выступление Потапова побуждает каждого участника собрания выразить свою принципиальную позицию. Неожиданно ход заседания прерывает телефонный звонок. Выясняется, что только что семеро членов бригады Потапова всё же получили премию. Поникнув, бригадир молча покидает заседание. Собираются разойтись и остальные коммунисты, но секретарь парткома Соломахин останавливает их. По его словам, уход Потапова в принципе ничего не меняет. Проблема всё равно осталась, и Соломахин выносит на голосование решение об отказе от годовой премии всем трестом. В итоге большинством голосов, включая Батарцева, предложение Потапова принимается.


***

— Товарищ Потапов, доложите коротко и ясно, почему ваша бригада отказалась от премии?

— Да потому что бьет она по карману рабочего человека. Невыгодно нам получать ее, эту премию.

— Это уже интересно.

— Да, только пока непонятно

— Что-то ты, друг, подзагнул… Как же это «не выгодно»?

— А я объясню. Вот Толя, наглядный пример, он 3-ий разряд бетонщика — ты сколько потерял в заработке за год из-за простоев?

— 4 сотни.

— А сколько тебе премии начислили?

— 40 рублей

— Тоже за год?

— Да

— Вот какой баланс получается… Смешно! Вы ему дайте свои 400 заработать, а потом на них премию накиньте…

***


Превосходный фильм. Фильм для людей и про людей, про жизненные ценности. Актуальный во все времена — вне конкретной морали и политического строя. Способны ли вы поступить по совести, не так как хочет от вас начальник, не оглядываясь на свой карьерный рост и/или зарплату? Способны ли вы пойти против всех, кто не прав, без всякой защиты?

Дубликаты не найдены

+17

Да, тогда фильмы на производственную тему оскомины набили. Теперь я скучаю по таким простым ,честным ,ясным ,наивным фильмам о простых рабочих.Тошно от переживаний вселенского масштаба офисного планктона и богатеньких сынков.

И дело  в том что такие случаи были не единичны.Я имею ввиду проявление чести, честности ,коллективизма взаимопомощи. По сравнению с теперешними проблемами те выглядят ничтожно малыми.

раскрыть ветку 13
+6
Сейчас это кино очень актуально, но к сожалению, современная молодежь просто не поймет этот фильм, чз призму современных реалий
раскрыть ветку 10
+3

Есть и понимающая молодежь.)

раскрыть ветку 6
+1

В таком виде может и не поймет, но это не отменяет факта, что те же штаты такие вот "производственные "фильмы, популяризирующие различного рода профессии снимают в промышленных масштабах, весьма и весьма успешно.

0
Ещё как поймет.
0
Я понял.
+2
Потому что тогда была власть пролетариата, а сейчас буржуазии. Отсюда и актуальные проблемы.
0

Да у нас теперь такие фильмы снимают про "рабочий люд"

Иллюстрация к комментарию
+7

Посмотрел недавно и с удовольствием.

Понравилась игра актёров, и характеры героев, особенно Потапов.


Из подобного рекомендую посмотреть 'Мы, нижеподписавшиеся'.

Очень интересный фильм, держит внимание все две серии.

Но, это кому как, конечно. 

раскрыть ветку 7
+2

вот интересно, видимо, это ютуб так устроен. тоже пару месяцев назад посмотрел Премию, а он мне тут же нижеподписавшихся подсунул. любопытный фильм, кстати, особенно с нашим послезнанием - теперь видно, в кого эти семёновы выродились в угаре перестройки и "демократизации".

раскрыть ветку 5
0

Его на своём канале Ленфильм просто выложили и его в предложки добавили.

0

Ютуб сканит всё,  что мы смотрим. Вся инфа по каждому складируется,  и пишется портрет потребителя. И, естественно, чтобы не валялся дурака и её переключал канал (с), ему подбрасывается сводный с интересами контент.


Правда, порой такую дичь выдаёт в качестве рекомендаций, что.. Лучше бы и не смотреть)

раскрыть ветку 3
0

Тоже пересматривал его дней 10 назад, ещё с Леоновым классный фильм который обычно никто не помнит это "За спичками" и "Слёзы капали", ну и конечно же спектакль "Поминальная молитва".

+6
Годный фильм..но даже в свое время он был скорее фантастикой,сейчас тем паче.
раскрыть ветку 2
+2

Сам работаю на стройке. Проблемы в отрасли всё те же.

раскрыть ветку 1
+4

он имеет ввиду не проблемы (которые все те же), а подход - отказаться от сиюминутной выгоды в угоду выявления и последующего решения глобальной проблемы. Ну как-то так.

+1

Отличный фильм. Советский кинематограф можно считать наивным и далёким от реальности, но вот что меня лично в нём больше всего цепляет, так это потрясающий оптимизм. Трудности, проблемы, беды, горе — но мы всё преодолеем, мы всё переживём, мы всё сделаем ещё лучше.

раскрыть ветку 6
0

Цензура,  сэр. Пессимистическое произведение никогда бы ее не прошло. Что-нибудь пессимистичное смогло произойти только в другой стране или на другой планете

раскрыть ветку 4
+1

Вы фильм то смотрели?)

раскрыть ветку 2
0
Сейчас цензуры нет, а снимают почему-то сплошное говно
0

И после просмотра так и хочется навести порядок, решить какие то проблемы, стать более производительным работником...

+2

Отличный пример, как объективный мир согнул людей. Стоило подкрутить в устройстве реформами Хрущева и Косыгина Либермана, и понеслось. И те же люди, которые вот ещё двадцать лет назад на фронте за Родину умирали, начинают потихонечку вбивать гвоздики в крышку гроба своего государства.

0

"И это все о нем" сериал на похожую тему. Тоже Леонов кстати снимался.

0

Фильм и правда замечательный. Мы посмотрели после прочтения поста, большое спасибо за хорошую наводку! Жена говорит, на их стройке было примерно то же самое. Люди есть люди)

Описать его сложно, надо смотреть, там своя атмосфера. И играют здорово.

PS. только не читали весь спойлер, а то не так интересно (вы бы лучше спрятали, что ли).

0

когда училась в Вузе задавали на дом его посмотреть, потом на паре обсуждали. хороший фильм.

0

Последние пол года у меня в Ютубе в рекомендациях висит этот фильм

0

Человеку, учавствовавшему в производственных совещаниях, этот фильм отзовется печеночной коликой и скрипом зубов. "Магистраль" 1983г. тоже неплох в этом плане.

0

Если тут есть люди которые не смотрели этот фильм, но после поста посмотрят - отпишитесь, что думаете о фильме, будет интересно ваше мнение.

раскрыть ветку 1
0

Фильм имеет интерес только для историка,поскольку та система отношений в которой живут герои давно уже развалилась.

0

Ведь действительно хороший фильм.

-5

Ну обычная советская агитка. Про страну какой никогда не существовало. Как и большинство прекрасных фильмов эпохи СССР.

раскрыть ветку 8
+4
А какой фильм про настоящую страну? Левиафан? )) Фильмы же не про страну в целом. И этот фильм скорее про людей. Ситуации всегда бывают разные, в том числе, уверен, и такая могла бы быть.
раскрыть ветку 4
+2

Тут дело не в стране а во времени. А фильмы отражают реалии ( действительные или мнимые) времени.А так- то все фильмы про страну - и "Броненосец Потемкин" и "Коммунист" и "Премия", и "Гараж", и "Интердевочка" и "Бригада", и "Брат",и "Левиафан"

-3
про настоящую страну? Левиафан?
Мне вот в принципе не нравится Серебряков и кино тоже не понравилось. Но отвечая на ваш вопрос, я скажу - да, это фильм про страну. Вы сомневаетесь, что в небольших городах мэр+силовые структуры могут творить (и творят) полный беспредел? Я вот не сомневаюсь.
раскрыть ветку 2
+1

В любом случае, фильм очень интересный и заставляет задуматься.

раскрыть ветку 2
+1

Да, фильм и актеры хорошие.

0

Фильм топовый, с отличными актерами и отлично поставленными диалогами. Но, блин, любой посмотревший понимает, что в реальной жизни никто на такое бы не пошел.

ещё комментарии
-2

Ебошь 3 плана, а мы расценки порежем ага. И будешь на те же 400 р в пролёте, только въёбывать как вол.

Зомбофильм от министерства свободы воли

раскрыть ветку 1
0

В фильме речь о другом.

Похожие посты
435

Не умирайте, пока не посмотрите

Кинокритик Стивен Джей Шнайдер в 2003 году выпустил книгу «1001 фильм, который надо посмотреть до того, как умрёшь».


Больше половины фильмов в списке американские, но есть и русские. Среди режиссёров на первом месте Альфред Хичкок с 16 фильмами, а на втором — Ингмар Бергман с 10 фильмами.


Это не рейтинг, а именно список — фильмы расположены по годам.


Книга постоянно обновляется, в 2019 году вышло очередное издание.


Что же из наших фильмов советует кинокритик? Я сразу отмотаю на середину 20 века.


— «Летят журавли»

— «Андрей Рублёв»

— «Звёзды и солдаты»

— «Вий»

— «Солярис»

— «Дерсу Узала»

— «Зеркало»

— «Восхождение»

— «Сталкер»

— «Иди и смотри»

— «Астенический синдром»

— «Русский ковчег»


Про «Русский ковчег» я уже писал — это фильм, который снял Александр Сокуров в «Эрмитаже» без монтажа. В течение полутора часов оператор ходит по залам и, переходя из зала в зал, перемещается между эпохами. Кино хвалил сам Стивен Спилберг.


Ещё хочу обратить ваше внимание на «Дерси Узала» 1975 года. Это совместная работа СССР и Японии. Фильм снял Акира Куросава — один из самых влиятельных мировых режиссёров. В 1976 году фильм получил «Оскар».

Не умирайте, пока не посмотрите Фильмы, Тарковский, Советское кино, Советую посмотреть, Рекомендации, Ингмар Бергман, Альфред Хичкок, Кинокритика, СССР, Александр Сокуров, Эрмитаж, Культура, Искусство, Длиннопост

Съёмки проходили в том числе в Москве и в фильме задействованы советские актёры и операторы. Кино есть на канале «Мосфильма» на YouTube.


Вообще, список интересный. Если выбираете фильм на вечер — можно пользоваться. В нём есть даже «Мстители: война бесконечности» и «Чёрная пантера».


А вот сериалов, кстати, нет. Пожалуй, если бы они были в списке — задача посмотреть прежде, чем умереть стала бы невыполнимой.


Телеграм канал про кино и сериалы

Показать полностью 1
424

В булочную на такси

В булочную на такси Фильмы, Леонид Гайдай, Такси, СССР, Ностальгия, Джентльмены удачи, Бриллиантовая рука, Афоня, Советское кино, Аркадий Райкин, Леонид Куравлев, Анатолий Папанов, Длиннопост

«Наши люди в булочную на такси не ездят» — говорила Варвара Сергеевна Плющ.


Какие же были цены на такси? В 1967 году километр стоил 10 копеек. Отсчёт начинался с 20 копеек. Позже тариф подняли до 20 копеек за километр. Небольшая поездка обходилась в рубль и более.


Для сравнения билет на трамвай стоил 3 копейки. Так что, в глазах управдома Семён Семёнович Горбунков не просто так выглядел транжирой. Ишь ты, за хлебом на такси! Нет, чтобы как все — на трамвае.

В булочную на такси Фильмы, Леонид Гайдай, Такси, СССР, Ностальгия, Джентльмены удачи, Бриллиантовая рука, Афоня, Советское кино, Аркадий Райкин, Леонид Куравлев, Анатолий Папанов, Длиннопост

Кстати, у таксистов на фуражке была буква «Т». Это профессиональная кокарда «Такси». Делали из алюминия и на ней даже можно разглядеть шашечки. Эту фуражку помимо «Бриллиантовой руки» можно увидеть в «Джентльменах удачи» и в фильме Райкина «Люди и манекены».

В булочную на такси Фильмы, Леонид Гайдай, Такси, СССР, Ностальгия, Джентльмены удачи, Бриллиантовая рука, Афоня, Советское кино, Аркадий Райкин, Леонид Куравлев, Анатолий Папанов, Длиннопост

А вот таксист из фильма «Афоня» дресс-код уже не соблюдает. Куравлёв прикуривает у расхлябанного водителя.

В булочную на такси Фильмы, Леонид Гайдай, Такси, СССР, Ностальгия, Джентльмены удачи, Бриллиантовая рука, Афоня, Советское кино, Аркадий Райкин, Леонид Куравлев, Анатолий Папанов, Длиннопост

Счётчик у таксистов в то время издавал звук похожий на тиканье, отсюда и «Сколько там натикало»? Доступа к счётчику у таксистов не было, система пломбировалась. Так возникли тарифы «два счётчика» — то же, что на счётчике, просто в два раза больше.


Когда таксист выключал таксометр — загорался зелёный фонарь — «зеленоглазое такси» снова свободно.


Если у вас есть байка про такси, не важно сегодняшнее или из СССР — расскажите в комментариях. Клёвый анекдот тоже сойдёт.


Телеграм канал про кино и сериалы

Показать полностью 3
666

"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти

Заведующему детсадом Трошкину фатально не повезло: он оказался как две капли воды похож на бандита по кличке «Доцент», похитившего уникальный шлем Александра Македонского. Милиция внедряет добряка Трошкина в воровскую среду - и ему ничего не остается, кроме как старательно изображать своего двойника-злодея, путая всех окружающих. Со временем он настолько блестяще входит в роль, что сам начинает порой приходить в ужас. Между тем, жизни его угрожает смертельная опасность...

"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро
"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро

Занимает по посещаемости 12-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
В городе Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич, установлен памятник «Джентельменам удачи». Только теперь этот город переименован в Тараз (Казахстан).
Фраза «Археологи из Томска» считается среди томичей самым известным (возможно, и первым) упоминанием о городе Томске в кинематографе. В ироничном смысле употребляется по отношению к томским археологам, работающим в других регионах

"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро

Очень много было хлопот с подбором раствора цемента для съемок. Раднэр Муратов вспоминал: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, покрашенной хлебной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съемок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав из 23 лекарственных трав и на 15 лет продлевает молодость».

"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро

У красавца Олега Видова были производственные проблемы: он играл милиционера, переодетого таксистом. Справа сидел Савелий Крамаров и честно произносил текст. Но сколько бы режиссер ни командовал: «Повернись и поговори с человеком!», Видов срывал дубли, так как просто плакал от смеха.

"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро

Киноначальству было не до шуток — как можно разрешить к показу картину с таким количеством тюремной лексики. Но фильм в преддверии профессионального праздника, Дня Милиции, показали главе МВД Николаю Щелокову, который так хохотал, что заглушал реплики, доносившиеся с экрана.
Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. В киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом.

"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро
"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро

На роль Хмыря Георгия Вицина утвердили не сразу. Пробовались Рудольф Рудин, Лев Дуров и Виктор Сергачев. Однако режиссера все время что-то не устраивало. В итоге худсовет картины остановился на Вицине, хотя к его кинопробам была добавлена приписка «поработать над гримом».
Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян, а Раднэр Муратов пробовался на роль начальника тюрьмы. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.
Съемки едва не застопорились из-за верблюда. Почему-то все считали, что в Самарканде с «кораблями пустыни» проблем нет. Однако найти верблюда удалось только в зоопарке. И, разумеется, он не плевал в Косого. Плевок был не чем иным, как обильно вспененным на лице Савелия Крамарова шампунем.
Евгения Леонова так и не удалось посадить на верблюда. Актер категорически отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто метров. Пришлось применять киношную хитрость - Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Евгения Павловича везли на спине кого-то из съемочной группы.

"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро
"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро
"Джентльмены удачи"Комедия с налётом грусти Советское кино, Комедия, Джентльмены удачи, Евгений Леонов, Из сети, Длиннопост, История создания, Киноляп, Ретро

И в конце для любителей так называемых "киноляпов":
Когда беглецов заливают в бочке, машина одна, но когда машину показывают в пути, цистерна уже другая.
Отпечаток ботинка уже присутствует на штанах «Доцента» до того, как его пинает Никола Питерский.
Гардеробщик назначает встречу Трошкину у Большого Театра в 17 часов. Но неудавшаяся встреча проходит в канун Нового года, а в это время в 5 часов вечера на широте Москвы уже темно.
Герои фильма садятся в такси. На машине присутствуют щётки стеклоочистителей (дворники). Когда герои выходят из машины, щёток уже нет.
Видов называет Леонову адрес, где они будут жить: «Конный переулок, дом №8». Это в районе метро «Шаболовка» - метро «Октябрьская». Но когда показывают вид из окна «этого дома» видно район Чистые пруды и театр «Современник» (совершенно разные районы Москвы).
Доцент занимает лучшее место в тюремной камере (у окна). Далее выясняется, что лучшее место принадлежит Василию Алибабаевичу, не похожему на тюремного авторитета.
В сцене, где Леонов пришел одолжить денег в детский сад, на его руке видна татуировка: горящая электролампочка. Чуть позже, когда он таскает батареи, та же лампочка переворачивается на 180 градусов.

Показать полностью 8
154

«Бриллиантовая рука» и немного ностальгии

«Бриллиантовая рука» и немного ностальгии Фильмы, Бриллиантовая рука, Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Нина Гребешкова, СССР, Советское кино, Классика, Михаил Пуговкин, Актеры и актрисы, Ностальгия, Миронов, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Длиннопост

После «Кавказской пленницы» стало понятно — Гайдай умеет снимать кассовое кино. «Пленница» занимает четвёртое место в списке лидеров проката советского времени. Но «Бриллиантовая рука» прокатилась ещё лучше!


В марте 1967 года началась работа над сценарием «Бриллиантовой руки». Сценаристы Слободской и Костюковский писали всё лето, а осенью к ним присоединился Гайдай.


Многим зрителям кажется абсурдной схема ввоза драгоценностей. Но в то время это даже обосновывалось: драгоценности везут в СССР, так как рубль окреп и контрабандисты мечтают поживиться советскими рублями.


Козодоевым мог стать Вицин, а Лёликом — Пуговкин.


У бандитов были клички: Граф и Механик. Думаю, догадаетесь кто есть кто. Удивительно, но на экраны эти прозвища так и не попали, оставшись в сценарии.


В фильме снялось всё семейство Никулиных. Жена играет экскурсовода, а мальчик, идущий по воде, — их сын.


Гипрорыба, в которой работал Горбунков, действительно, существовала. Это Государственный институт по проектированию предприятий рыбной промышленности. Правда, в 1952 году оно было переименовано в «Гипрорыбпром».


Жена Гайдая — Нина Гребешкова сыграла в 10 фильмах своего мужа. В стольких же сыграл и Георгий Вицин. Но если вы думаете, что они рекордсмены, то нет! Виктор Уральский сыграл в 11 фильмах. В том числе и в «Бриллиантовой руке».

«Бриллиантовая рука» и немного ностальгии Фильмы, Бриллиантовая рука, Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Нина Гребешкова, СССР, Советское кино, Классика, Михаил Пуговкин, Актеры и актрисы, Ностальгия, Миронов, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Длиннопост

Предлагаю вам поиграть в игру — «Найди Уральского» при просмотре очередного фильма Гайдая. Очень увлекательно.


Вообще, пересматривать «Бриллиантовую руку» можно бесконечно — уж слишком славно сделано это кино.


А ещё говорят, что в фильме снялись ноги Гайдая и его рука — но как это проверить?


Телеграм: самый кассовый фильм Леонида Гайдая

Показать полностью 1
49

"Белое солнце пустыни"

"Белое солнце пустыни" Советское кино, Из сети, Обзор, Информация, Белое солнце пустыни, Длиннопост, Фильмы, СССР, Георгий Юматов, Сухов, Анатолий Кузнецов

Сейчас хочу рассказать ещё об одном своём любимом фильме.
Бесконечная пустыня, боец Сухов, прикуривающий с динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин, с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид с незабвенным «Стреляли», злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахою…

Фильм «Белое солнце пустыни», ставший одним из памятников советского кинематографа, вышел на экраны 30 марта 1970 года, однако его съемкам и выходу в прокат мешало множество обстоятельств, а окончательное решение о судьбе картины принял лично генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Путь к зрителю одного из главных фильмов для понимания советской культуры «Белое солнце пустыни» оказался более чем тернист — худсовет требовал вносить правки в сценарий, на съемках погиб один из каскадеров, а техническое оснащение съемочной группы было крайне скудным, так как основные ресурсы кинематографа СССР в тот момент были задействованы на съемках военной эпопеи «Освобождение».
Проблемы возникали и на стадии подбора актеров, который начался в январе 1968 года. Из всех кто, пробовался на главную роль красноармейца Федора Сухова, режиссер Владимир Мотыль отобрал двух претендентов — Анатолия Кузнецова и Георгия Юматова, сделавшего себе имя еще в 1950-х годах. И если Кузнецов, испытывавший пресыщенность от «положительных» ролей, сначала скептически отнесся к предложению принять участие в съемках, то для Юматова «Белое солнце пустыни» могло стать возвращением в большое кино.
Мотыль всерьез склонялся к выбору в пользу Юматова, с которым они много работали перед началом съемок. По словам постановщика, тот часто принимал деятельное участие в работе над фильмом. Так, в ходе обсуждения сцены пленения Сухова именно Юматов предложил драматургическое решение, которое могло показать, каким образом его герою удалось выбраться от врагов.
«Мы ломали голову, и я сказал Георгию: «Вот как?». Георгий, смекнув несколько секунд, говорит: «Дай мне свои часы». Он их надел на руку и дальше сказал все точно: «Этот бандит не может не быть падким на часы». Мы сами становимся участниками мизансцены, которую Жора решил нам продемонстрировать. Он снимает эти часы, кричит: «Лови». Бросает условному бандиту, носком бьет по руке, и часы вылетают. Он падает и говорит: «Я снизу их всех расстреляю». Эта мизансцена, конечно, дорого стоит», — рассказывал он.
Юматов был уже утвержден на роль, однако в ночь перед первой съемкой произошло событие, поставившее крест на его участии в фильме.

«Для Юматова это была трагедия... Были похороны, поминки какого-то человека, которого знал, видимо, Юматов, и там случилась драка. Сейчас я понимаю, что Юматов с его чувством справедливости, с его мужеством, когда завязалась драка, ввязался. Я уверен, что он как боец одолел бы любого противника, если бы это был один, но на него навалились, вероятно, несколько человек. Его лицо было сплошь в кровоподтеках, в опухоли», — вспоминал Мотыль о тех событиях.
По его словам, ждать выписки актера из больницы и возвращения в форму означало отложить съемки фильма на месяц, чего его команда никак не могла себе позволить в условиях скромного бюджета и пристального внимания со стороны комитета кинематографии. Поэтому режиссер дал телеграмму Кузнецову в Москву, и роль Сухова досталась ему.


  

"Белое солнце пустыни" Советское кино, Из сети, Обзор, Информация, Белое солнце пустыни, Длиннопост, Фильмы, СССР, Георгий Юматов, Сухов, Анатолий Кузнецов
"Белое солнце пустыни" Советское кино, Из сети, Обзор, Информация, Белое солнце пустыни, Длиннопост, Фильмы, СССР, Георгий Юматов, Сухов, Анатолий Кузнецов
"Белое солнце пустыни" Советское кино, Из сети, Обзор, Информация, Белое солнце пустыни, Длиннопост, Фильмы, СССР, Георгий Юматов, Сухов, Анатолий Кузнецов
"Белое солнце пустыни" Советское кино, Из сети, Обзор, Информация, Белое солнце пустыни, Длиннопост, Фильмы, СССР, Георгий Юматов, Сухов, Анатолий Кузнецов
"Белое солнце пустыни" Советское кино, Из сети, Обзор, Информация, Белое солнце пустыни, Длиннопост, Фильмы, СССР, Георгий Юматов, Сухов, Анатолий Кузнецов
"Белое солнце пустыни" Советское кино, Из сети, Обзор, Информация, Белое солнце пустыни, Длиннопост, Фильмы, СССР, Георгий Юматов, Сухов, Анатолий Кузнецов
"Белое солнце пустыни" Советское кино, Из сети, Обзор, Информация, Белое солнце пустыни, Длиннопост, Фильмы, СССР, Георгий Юматов, Сухов, Анатолий Кузнецов
Показать полностью 7
298

Шурик Демьяненко против Папанова и советских жуликов в фильме «Порожний рейс»

Шурик Демьяненко против Папанова и советских жуликов в фильме «Порожний рейс» Фильмы, СССР, Водитель, Советское кино, Александр Демьяненко, Анатолий Папанов, Жулики, Грузовик, Георгий Юматов, Сибирь, Длиннопост, Актеры и актрисы

В 1962 году вышел фильм «Мы, двое мужчин» про депрессующего шофёра-забулдыгу из совхоза. Он должен был блистать на Московском международном фестивале. Но в последний момент кино сняли и оставили режиссёра и автора сценария ни с чем.


Вместо «Мужчин» поставили «Порожний рейс». Когда я это изучал, то мне было обидно, что за «рейс» такой перебил хороший фильм. И вот я его посмотрел и даже прочитал одноимённый рассказ Сергея Антонова. Интересно, что он тоже про водителей.


Журналист Павел Сироткин (Александр Демьяненко) приезжает в Сибирь. Сибиряки почему-то не считают себя частью страны и постоянно говорят: «это у вас там в России», словно отделяя себя от всех остальных.


Сначала Сироткин восхищается тем, как водители перевыполняют план в леспромхозе. Особенно отличается Николай Хромов.


Но постепенно журналист понимает — ребята химичат. Накручивают пробег, а топливо сливают, чтобы получать премии. Руководит всем этим Аким Севастьянович (Анатолий Папанов). Он бы никогда не смог удержаться в кресле, если бы не жульничал.

Шурик Демьяненко против Папанова и советских жуликов в фильме «Порожний рейс» Фильмы, СССР, Водитель, Советское кино, Александр Демьяненко, Анатолий Папанов, Жулики, Грузовик, Георгий Юматов, Сибирь, Длиннопост, Актеры и актрисы

Чем мне понравился и фильм, и рассказ, так это классным напряжением. Журналиста, который собрал компромат на всю шайку, везёт по тяжёлой зимней дороге домой тот самый Хромов. Самолёты не летают и по другому журналисту не выбраться. Жизнь Сироткина в прямом смысле зависит от того, кого он собирается уничтожить в своей статье.


Здесь хорошо сыграли и Георгий Юматов, и Александр Демьяненко, и Анатолий Папанов, конечно. Так что скажу честно — оба фильма хорошие. Кино есть на YouTube.


Телеграм: прикол с автомобильным номером из фильма «Двое мужчин»

Показать полностью 1
95

Изгибы пропаганды в СССР

После написания поста Изгибы пропаганды в США поступили вопросы.

Изгибы пропаганды в СССР СССР, Советское кино, Пропаганда, Фильмы, Видео, Длиннопост

Виражи к сожалению не такие крутые, но почему бы не рассмотреть историю кино в СССР.



Парижская премьера братьев Люмьер 1896 года выпала на удачное для России время. В 1891 году был заключен Франко-русский союз, который значительно сблизил две и так тесно связанные страны. Культурное взаимодействие было очень высоким, и поэтому синематографы появляются в России, не без прямой помощи французской стороны, одними из первых в мире.


Сама история появления кино в Российской Империи известна большинству. Почему? Да потому как её приблизительно показали в завязке известного кино "Человек с бульвара Капуцинов" - от реального показа первых фильмов ("Садовник", "Прогулки по Невскому", "Прибытие поезда") до ощущений зрителя.

На вас идёт издали курьерский поезд — берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями — эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит… Но, появившись из серой стены, локомотив исчезает за рампой экрана...
Максим Горький, увидевший синематограф на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, 1896.

Изгибы пропаганды в СССР СССР, Советское кино, Пропаганда, Фильмы, Видео, Длиннопост

"Человек с бульвара Капуцинов" (1987). Ковбои в ужасе смотрят на приближающийся на экране поезд.

Как и в фильме, энтузиазм и восторг мистера Фёста заменил более прагматичный мистер Сэконд. Набирает популярность кино так называемого "французского жанра" - то, что в те времена считалось порнографией. Элементы "эротики" (хоть для современного взгляда это смотрится забавно) начинают включать и в обычные ролики, что ещё больше привлекает зрителя. В городах начинают открываться салоны самой различной направленности (да, в том числе бордели), которые вдобавок предоставляли услуги кино. Однако, культурная фора быстро наткнулась на вполне естественные ограничения - страна была малоразвитой и бедной, поэтому, как в известной шутке про алкоголь, когда в США только начали строить Голливуд, кино в России уже пришло в упадок.


Догнать и перегнать цивилизованный мир взялись уже большевики. 27 августа 1919 года всё существующее кино в РСФСР было передано в отдел наркомата просвещения, а через 3 года оно стало Госкино. Параллельно, в полном соответствии с принципами НЭПа, начинают развиваться и частные компании, которые всё же строго контролировались.


Для каждой программы кинопредставления должна быть установлена определенная пропорция:
а) увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции) и
б) под фирмой «из жизни народов всех стран» - картины специально пропагандистского содержания, как-то: колониальная политика Англии в Индии, работа Лиги наций, голодающие Берлина и т. д. и т. д. Нужно показывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями. Добиться, чтобы кинотеатры, находящиеся в частных руках, давали бы достаточно дохода государству в виде аренды, предоставить право предпринимателям увеличивать число номеров и вводить новые, но с непременной цензурой Наркомпроса и при условии сохранения пропорции между увеселительными картинами и картинами пропагандистского характера под названием «Из жизни народов всех стран», с тем чтобы промышленники были заинтересованы в создании и производстве новых картин. Им должна быть в этих рамках дана широкая инициатива.
Ленин, Директивы по киноделу, 1922 г.


С "жизнью народов всех стран" не особенно срослось, но в целом директивы подняли советское кино. В развлекательном жанре Голливуд (который напомню из прошлого поста, был ещё не на высоком уровне) догнали почти мгновенно. Пропагандиское кино составляли в львиной части кино про Гражданскую войну, либо про революционные восстания. В этой теме восходит мировая звезда Сергея Эйзенштейна, выпустившего "Броненосец Потемкин" в 1925 году. Как яркие примеры иной пропаганды можно привести художественные фильмы "Бабы рязанские" - о сопротивлении женщины традиционному укладу на селе, и "Евреи на земле" (по сценарию Маяковского) - о включении в нормальную жизнь еврейского народа после долгого периода царского антисемитизма.

Изгибы пропаганды в СССР СССР, Советское кино, Пропаганда, Фильмы, Видео, Длиннопост

Кто-то скажет, что парень на кадре чёрный, кто-то что красный, но все сойдутся на том, что он против белых. "Красные дьяволята" (1923)

Следует отметить, что кино, как и всё искусство в раннем СССР, находилось под значительным влиянием футуристов. Это с одной стороны, очень ограничивало тематику (а следовательно и развитие классических жанров), с другой - являлось сильным толчком к развитию иных форм. В частности, это развивало как и подход к съемкам и монтажу картин, так и новые жанры, вроде деятельности группы "Киноки" или лично Дзиги Вертова.

Кардинальный перелом в советском кино наступает во второй половине 30-х. Незадолго до этого государство, полностью отдающее себе отчёт, что война будет, будет скоро, и будет оборонительной - создаёт принципиально новый госзаказ для искусства и восприятия истории. Футуристичную концепцию "конца истории" 20-х годов выкидывают на свалку, её последователей подвергают медийному остракизму. Становится государственной идеологией концепция "непрерывности истории" - связи множества поколений народа России, рассматриваемую само собой через марксистский принцип классовой борьбы.

Для киноиндустрии это выразилось в запросе на патриотическое историческое кино. Особое внимание получила тема народного ополчения и Отечественной войны. Нужно понимать, что это был крайне рискованный ход для зрителя, только недавно сбросившего иго царизма, поэтому не так удивительно, что освещение классовой борьбы получило определённые перегибы на местах, но об этом можно поговорить отдельно.

Александр Невский, отрывок (1938)

Минин и Пожарский, отрывок (1939)

Незадолго до войны впервые вышли и несколько полностью пропагандистких постановочных фильмов. Один из самых известных "Если завтра война..." (1938). Помимо этого, начала работать цензура, которая если ранее просто предлагала переснять слабые моменты, то теперь вполне могла блокировать некоторые фильмы, в основном по причинам "низкой художественной ценности" или "идеологической вредности".


После начала ВОВ первые годы полный метр уступил место короткометражкам. Для повышения боевого духа выпускались агиткиноплакаты "Боевые киносборники", и к полноценному кино студии вернулись лишь спустя пару лет, в основном на военную тему. После ВОВ военную тематику посчитали лишней - она изувечила слишком много жизней, а впереди маячило мирное строительство, в том числе и рядом с бывшими противниками - поэтому к концу 40х годов она была почти забыта, уступив место достаточно (порой даже слишком) лёгкому бытовому кино. Конец этой эпохи был положен только спустя десятилетие лауреатом Каннского фестиваля, фильмом "Летят журавли" (1957), который снова полноценно поднял тему войны, хотя при этом и сохранил наследие "бытового" кино. В советский кинематограф вернулись военно-патриотические фильмы, которые, несмотря на великолепное исполнение, уже практически не несли в себе идеологической составляющей.

Изгибы пропаганды в СССР СССР, Советское кино, Пропаганда, Фильмы, Видео, Длиннопост

В бой идут одни "старики" (1973)

Конец 40-х годов был по сути финалом существования государства и кино как единой идеологической структуры. В дальнейшем кинематограф всё больше начинал жить своей жизнью, а творцы держать всё больше фиг в кармане против правительства, которое их по сути не контролировало. Цензура превратилась в стандартную бюрократическую проволочку, где наличие / отсутствие у тебя проблем зависело только от настроения местного начальника. Точку в этих отношениях поставил Пятый Съезд кинематографистов в мае 1986 года, провозгласивший кино полностью свободным от любого вида цензуры. Началась чёрная эпоха дешёвой чернухи, которая и подарила нам мёртвого младенца современного российского кино.

Показать полностью 2 2
4980

Как Куравлёв украсил «Ивана Васильевича» и прикололся над Гайдаем

Не знаю как вы, а я люблю в выходной посмотреть какую-нибудь советскую комедию.


Вот, например, «Иван Васильевич». Знаете, что Гайдай всерьёз думал снять Миронова в роли Милославского? И в пару ему поставить Никулина. Мог получиться проверенный в «Бриллиантовой руке» тандем.


Но Никулин отказался. Некоторые считают, что он побоялся, что фильм ляжет на полку, ведь это Булгаков. Другие, что просто был занят. Точного ответа нет.


Гайдай не захотел ставить Миронова с Яковлевым и выбрал Куравлёва.


И Куравлёв раскрасил фильм своими личными фишками!

Как Куравлёв украсил «Ивана Васильевича» и прикололся над Гайдаем Фильмы, СССР, Советское кино, Юрий Никулин, Андрей Миронов, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Советские актеры, Леонид Гайдай, Длиннопост, Актеры и актрисы, Иван Васильевич меняет профессию

Пение в пачку Мальборо — его задумка. Он хотел подколоть Гайдая, любителя иностранных сигарет.


Сцена с ручкой — тоже его прикол, жаль, что саму женщину вырезали. Интересно, что такое изображение показалось цензорам аморальным. Сегодня можно показывать всё что угодно, главное, чтобы герои не курили.

Как Куравлёв украсил «Ивана Васильевича» и прикололся над Гайдаем Фильмы, СССР, Советское кино, Юрий Никулин, Андрей Миронов, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Советские актеры, Леонид Гайдай, Длиннопост, Актеры и актрисы, Иван Васильевич меняет профессию

По сценарию Куравлёв должен был взять пачку денег Шпака и сказать: «Храните деньги в сберегательной кассе».


Но актёру захотелось приколоться. Так что он добавил: «Если они у вас, конечно, есть».


За свою роль Куравлёв получил 2312 рублей - зарплата инженера за полтора года.

А вот Миронов в фильмах Гайдай уже так больше и не появился. Иногда мне даже интересно представлять его в роли Милославского, но всё же Куравлёв сыграл свою роль идеально.

Телеграм: Куравлёв поёт в пачку Мальборо

Показать полностью 1
85

Как в СССР один хороший фильм лёг на полку

Как в СССР один хороший фильм лёг на полку Фильмы, СССР, Колхоз, Совхоз, Жизнь, Село, Деревня, Советское кино, Видео, Длиннопост

Это продолжение предыдущего поста: Как в СССР водитель грузовика зарабатывал больше инженера.


Когда писателю Анатолию Кузнецову предложили экранизировать его рассказ про шофёра-забулдыгу — он засомневался.


Ну что за кино получится? Моральный облик главного героя сомнительный: человек он неприятный, грубый, без семьи и дома. Его не любят в совхозе, но держат, уж слишком парень хваткий. Знает, как зарабатывать деньги на сельчанах — драть тройной тариф за извоз.


Но Кузнецов написал сценарий для студии Довженко. И сценарий приняли. Режиссёром назначили Юрия Лысенко, а тот пригласил Василия Шукшина. Тогда ещё малоизвестного актёра.


Фильм «Мы, двое мужчин» сняли за две копейки, привлекли пенсионеров и колхозниц в качестве массовки. Никаких павильонов — только натурные съёмки. Показали и деревенский быт, и грязные избитые дороги — в общем, немного перестарались с натурализмом.

Как в СССР один хороший фильм лёг на полку Фильмы, СССР, Колхоз, Совхоз, Жизнь, Село, Деревня, Советское кино, Видео, Длиннопост

Дирекция выпучила глаза и стала резать фильм. Но он был такой весь — жизненный и от этого тёплый.


Лысенко и Кузнецов стали подозревать, что кино ляжет на полку и там и умрёт. И вдруг чудо — главному редактору журнала «Искусство кино» картина понравилась.


Фильм выдвинули на Московский международный фестиваль!


Авторы достали свои лучшие костюмы и отправились показывать своё детище. И тут — в самый последний момент фильм заменили на «Порожний рейс». Похоже, у кого-то наконец щёлкнуло, что «Мы, двое мужчин» не совсем то кино, которому место на фестивале.


Лысенко и Кузнецов вернулись домой, а Кузнецов потом и вовсе уехал из страны. В эмиграции он больше так ничего и не написал.


Отъезд Кузнецова добил картину — её окончательно сняли с показа.


А что это за фильм? Классный фильм. Ламповый, настоящий, живой. Цензоры так и не смогли вырвать из него жизнь, она в тут бьёт во всей своей сельской красе: гуси, бабы, дороги, киевские новостройки и витрины. И над всем этим возвышается шофёр Мишка Горлов — так и не разобравшийся с тем, как ему жить.



Телеграм: Разгадка номера на машине Мишки Горлова

Показать полностью 1 1
2450

Как в СССР водитель грузовика зарабатывал больше инженера. Советский роадмуви

Как в СССР водитель грузовика зарабатывал больше инженера. Советский роадмуви Фильмы, СССР, Зарплата, Ностальгия, Советское кино, Советский автопром, Грузовик, Василий Шукшин, Длиннопост, Актеры и актрисы

— Вот ты, Мишка, сколько зашибаешь?

— Полторы.

— Во, а инженеры восемьдесят получают.


На самом деле, Мишка зарабатывал сто пятьдесят рублей в месяц, а полторы говорил по старинке. В 1961 году прошла деноминация, у денег отрезали нолик.


Мишка Горлов, в исполнении Василия Шукшина — советский мизантроп. Он не любит людей, но любит деньги и хорошо приноровился их зарабатывать. У него есть грузовик ГАЗ-51, а значит можно обдирать сельчан, машина нужна всем.


Рубль за пять километров, Мишка, да ты не офанарел? Ну идите, ищите, кто дешевле довезёт.


«Мы, двое мужчин» — это советский фильм 1962 года с печальной судьбой. Сразу после выхода он лёг на полки и про него мало кто знает. А ведь это памятник эпохи 60-х, снимали, кстати, в Киеве.


У Мишки ничего нет кроме машины: ни семьи, ни дома. Но как-то раз к нему в кабину садится мальчишка Юрка. Мать просит отвезти его в город за новым костюмом для школы.

Как в СССР водитель грузовика зарабатывал больше инженера. Советский роадмуви Фильмы, СССР, Зарплата, Ностальгия, Советское кино, Советский автопром, Грузовик, Василий Шукшин, Длиннопост, Актеры и актрисы

Весь фильм — это дорога до города, то, что сегодня называют роадмуви. Мишка и Юрка будут ехать и попадать в разные ситуации. Как изменит эта поездка Михаила Горлова? Купит ли костюм Юрка?


Случайно наткнулся на этот фильм и с удовольствием его посмотрел. Для массовок тут использовали настоящих торговок и колхозниц, фильм снят крепко, интересно и, что самое главное, лежит бесплатно в хорошем качестве на YouTube.


Телеграм: Загадочный номер АХ 02-87 на машине Мишки

Показать полностью 1
6037

Плохой начальник и 13 Зарплата

Рассказ Отца.

Было это в самом начале 1980х.

Работал я в одной конторе слесарем. Работа нравилась. Коллектив не большой, но хороший. Отработал года три и работал бы ещё, но сцепился с начальником. Сейчас уже и не помню из-за чего. Просто плохой человек. Пару раз поговорили с ним на повышенных тонах, да и вообще. Но, он затаил, как потом оказалось, на меня злобу.

А в Советском Союзе была тогда такая штука – «Премия по итогам года». В конце года выплачивался примерно месячный оклад. Поэтому, в народе эта премия называлась «Тринадцатая Зарплата». Выплачивалась всем. Всему коллективу. Но, если у тебя какие-то залёты, прогулы там или пьянка на рабочем месте… то тебе премию срезали, иногда очень значительно.

А никто до дня выплаты, о сумме премии не знал.

И вот, как то, подходит ко мне секретарша начальника, и по большому секрету сообщает, что он дал распоряжение, что бы мне заплатили эту премию в размере трёх рублей. Ровно трёх рублей. Решил так унизить меня перед всем коллективом. Да у нас, даже залётчики меньше сотни не получали! А тут - три рубля!

Ага – думаю я. Ну ладно.

А ещё в Советском Союзе был такой Комитет Защиты Мира.

Пару раз в году, все работники сдавали в его фонд по рублю. Добровольно-принудительно. И в газетах постоянно писали о сознательных рабочих, которые то премию свою полностью в этот Комитет перечислят, то зарплату. Поддерживают таким образом борьбу за мир.

И вот я подумал, подумал…

И решил съездить в этот Комитет. Разузнал, где он находится и поехал.

А находился он в самом конце проспекта имени Ленина. А проспект имени Ленина, кстати, заканчивался на площади имени Ленина. А на пощади имени Ленина стоял памятник. Ленину, конечно. А памятник Ленина показывал рукой на находящийся рядом Днепрогэс имени Ленина. Награждённый орденом Ленина. А справа от площади, за небольшим парком находился Речной Порт. Имени Ленина. А сразу напротив порта, находился небольшой остров. Название? Имени Ленина! (Славный город Запорожье. Если что.)

Ну короче, приехал я в этот Комитет. Так и так, говорю, как сознательный человек хочу всю свою «Тринадцатую Зарплату» перечислить в Комитет Защиты Мира. Поддержать, так сказать борьбу СССР и всего прогрессивного человечества за мир. Приняли меня очень хорошо. Удивлялись, конечно, но тщательно это скрывали. Расспросили меня, где работаю, написал я заявление и распрощался.

А через два дня на работе начинается цирк.

С самого утра меня зовут на склад, переодевают в новую спецовку. Начальник, мастер и бригадир с ошалевшими глазами водят по территории корреспондента с фотографом с местной газеты. Подводят ко мне. Корреспондент расспрашивает меня о моём благородном поступке. Фотограф фотографируют меня на самом фотогеничном месте. Начальник смотрит на меня уничтожающим и ничего не понимающим взглядом. Цирк! Газетчики говорят, через пару дней ждите большой репортаж и уезжают. Начальство, утирая пот, расходится. Мужики в цеху вообще обалдевают. Я же никому ничего не рассказал. Ну молчу и дальше.

А ещё через полчаса выбегает секретарша, отводит меня в сторону и шёпотом орёт на меня – что я наделал, что я придурок, и что мне конец. Что начальнику звонят и из Треста, его начальство, и из Обкома, и из газеты. И все говорят какой он молодец, какого работника воспитал. Но если узнают про трёхрублёвую премию – то ему конец. Но, все бумаги на премию уже подписаны, и ничего изменить нельзя. И он, начальник, рвёт и мечет. И если я, хоть кому, хоть слово скажу, что я знал про сумму своей премии, она меня лично уроет. Ну, хорошо, молчу дальше.

И продолжаю работать под удивлёнными взглядами мужиков. Начальство меня в упор не замечает. Через три дня все получают «Тринадцатую», я нет. В газете, естественно, обо мне ни слова. А ещё через несколько дней Новый Год, и все расходятся праздновать.

После праздников на работе узнаём новость.

Начальник получил выговор. И был дикий скандал на совещании в Тресте, и он слёг в больницу с сердцем. Но перед этим поклялся извести меня, чего бы это не стоило. Ну я подумал, подумал и уволился. И рассказал всю эту историю мужикам, умолчав, естественно, о роли секретарши.

Вот такая вот история.

Мужики при встречах, ещё долго вспоминали мне эту историю.

Вот так я поменял работу и нажил себе врага.

Но, - как он обычно заканчивал эту историю, - ведь перемены, это всегда к лучшему.

А враги – это соль к хлебу нашей жизни. Не так ли?

И ухмылялся.

Показать полностью
670

Почему Леонов поёт одну и ту же песню во всех фильмах Данелии

Почему Леонов поёт одну и ту же песню во всех фильмах Данелии Фильмы, Советское кино, Георгий Данелия, Евгений Леонов

У каждого режиссёра есть своя фишка. Но гораздо интереснее, когда режиссёр вместе с актёром придумывают фирменный стиль на двоих.


Георгий Данелия был уверен, что в «Тридцать три» сыграет Юрий Никулин. Под него и писался сценарий. Увы, Никулин помахал рукой и улетел на гастроли.


Данелия смотрел «Полосатый рейс» и ему понравился фальшивый укротитель тигров, вот только режиссёр не был уверен, впишется ли Леонов в роль Травкина. Данелия рискнул и не ошибся. Это стало началом большой и крепкой дружбы. И даже то, что Леонов сначала требовал платить ему по первой категории и лишь потом согласился на вторую не испортило их отношения.


«На речке, на речке, на том бережочке, мыла Марусенька белые ножки»


Эту песню вы точно слышали, потому что она звучала почти в каждом фильме Данелии, где играл Леонов. В «Кин-Дза-Дзе» так, вообще, два раза. Откуда Уэф узнал слова песни, которую вряд ли крутили по радио на Плюке? Ну, у него всё же были кое-какие способности по чтению мыслей.


А вот в «Совсем пропащем» режиссёр не смог придумать, как заставить жулика, называющего себя королём Франции Людовиком XVII, сыном Людовика XVI и Марии-Антуанетты петь русскую народную песню, чтобы не насмешить зрителей.


Поёт Леонов про Марусю и в фитиле «Маляр», и в фильме «Не горюй». Мелодия звучит в «Мимино» и даже в не самом удачном фильме «Настя» про Марусю и её ножки поёт уличная группа.


А в том самом «Полосатом рейсе», с которого всё и началось, Леонов поёт другие слова, но самый смех, что тоже про Марусю.


«Левая и правая, две галоши парою, что мне делать, как мне быть, как Марусю полюбить?»


«Полосатый рейс» снял Владимир Фетин, а фишка была Леонова и Данелии. Когда не стало Леонова, то и песня в новых фильмах Данелии перестала звучать.

Показать полностью
45

Советую посмотреть "Премия" (1974)

Советую посмотреть "Премия" (1974) Советую посмотреть, Премия, 1974, СССР, Советское кино, Фильмы, Что посмотреть

Советский фильм 1974 года. Периодически мне попадается хорошее советское кино, которое я раньше не видел. Это разговорный фильм, как "Гараж", но кому-то покажется ниже уровнем, хотя лично я так не считаю. Фильм, на мой взгляд, гораздо глубже чем просто про стройку. В этом фильме идёт поиск причинно-следственных связей проблем в производстве, столкновение "старых" коммунистических типов личностей и "новых". Авторы пытаются показать, чего и как хотели строить и как, и почему получалось.


Современному зрителю кино тоже будет интересно, особенно людям занятым на производстве, или в больших компаниях. Можно усмотреть сходство тогдашних проблем с нынешними, сравнить, как было тогда и куда двигаемся сейчас. Советую посмотреть.

Показать полностью
349

Влюблен по собственному желанию

«Вот что значит рациональная психотерапия!», «Ножки… как у козы рожки», «Вы не ширпотреб, вы — индпошив!», «За что же умненьких природа обижает?» — эти и другие мемасы помнят все кто жил в 80-е. В СССР крылатые фразы для народа придумывал не только Гайдай, а например, Сергей Микаэлян. Его художественый фильм родился буквально из ничего. Идея фильма «Влюблен по собственному желанию» родилась… от бессилия.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

Вы не подумайте не правильно. Сергей Микаэлян — человек неунывающий. Одна из его первых картин «Принимаю бой» на несколько лет легла на полку за антисоветчину. Другая — «Вдовы» — не выходила на экраны больше года, потому что не понравилась коекому. А в третьей — «Иду на грозу» — Микаэлян лишился актера, на котором и собирался строить главную линию.


Сценарий этого фильма Микаэлян писал не один– вместе с журналистом газеты «Известия» Александром Васинским. Работали долго, диалоги переписывали по нескольку десятков раз и… — получалась какая то дичь! Чтобы выйти из тупика, Микаэлян решил обратиться к московскому сценаристу Виктору Мережко. Тот был очень занят. «Ну, хоть пять дней ты можешь мне выделить?» — взмолился Микаэлян. Мережко выдержал «гамлетовскую паузу» и не смог отказать уважаемому ленинградскому коллеге. Короче, через 5 дней это уже был совсем другой сценарий.

Сергей Микаэлян: мы работали от и до чуть ли не полгода, а он пять дней. Он нам очень помог. Но от титров он отказался: то ли не считал возможным третьим быть (он сам самодостаточный писатель, сценарист) – он отказался, в титрах его нету.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

В то время Станислав Любшин, которого Микаэлян хотел снимать, был уже утвержден у Тарковского в «Андрее Рублеве», и тот запретил ему совмещать работу (правда, по иронии судьбы Любшин так и не сыграл у Тарковского, режиссер заменил его на Анатолия Солоницына).


Такие неудачи могли бы сломить кого угодно, только не Микаэляна.  Сергей Микаэлян — человек неунывающий.


Я сознательно влиял на собственные чувства, подавлял невеселые мысли, — рассказывает режиссер. — Мне это всегда помогало в трудную минуту, и я подумал, что надо об этом снять фильм, поделиться своими знаниями с другими, может, им от этого жить станет легче.


Микаэлян довольно быстро придумал сюжет, образы, характеры, взаимоотношения персонажей. И стал подыскивать соавтора по сценарию. Но многие отказывались, в том числе его знакомый Виктор Мережко. Правда, последний, сославшись на занятость, пообещал, что если потребуется просто немного помочь, то он всегда готов.


Режиссер поймал его на слове, а пока засел за пишущую машинку в одиночестве.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

Работа шла трудно, а вскоре Микаэляна увлекла другая история, случившаяся в 1979 году, — в нью-йоркском аэропорту был задержан советский самолет, солист Большого театра Александр Годунов решил не возвращаться на родину и поставил перед выбором свою жену, балерину, — либо она остается с ним, либо улетает в СССР без него.


По горячим следам режиссер встречался с пассажирами того рейса, был написан сценарий, фильм должны были вот-вот запустить. Но… закрыли. После такой неудачи самое время было вновь вернуться к теме аутотренинга. К тому же режиссер нашел соавтора, им стал журналист «Известий» Александр Васинский. Сотворчество оказалось продуктивным, каждый привносил в сценарий множество ярких эпизодов и выражений.


Так, перу Васинского принадлежит сцена, когда героиня Вера в сердцах кричит матери: «Вам надо было запретить иметь детей! Кого вы производите на свет! Каких-то уродов!» Или эпизод на заводе, когда Игоря отправляют по разнарядке поработать в деревню и он, подписывая бумагу, замечает: «Что-то я не в том списке. Раньше, бывало, в Амстердам, а теперь — деревня Пупырышки…» Микаэлян придумал сцену соблазнения Веры художником и ее коронную фразу, когда она отказывает ему в близости: «А вы считайте, что все уже было…»


Сценарий был утвержден, картина вот-вот должна была запуститься, но режиссеру казалось, что некоторые сцены и диалоги нуждаются в «полировке». Поэтому, вспомнив про обещание Мережко, Сергей Герасимович отправился к нему за помощью. Несколько дней драматург и режиссер провели в спорах и озарениях, и сценарий дополнился новыми монологами, а уже существующие обрели легкость, жизненность. В речи героев замелькали забавные выражения, вроде «ножки… как у козы рожки», появилась пара новых эпизодов.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

Не каждый актер может похвастаться, что утвержден на хорошую роль без проб. Но Евгения Глушенко получила роль Верочки именно так. Режиссер посмотрел на игру Глушенко в только что вышедшей ленте Хейфица «Впервые замужем» и сразу понял — главная героиня найдена. «Она лучшая актриса в моей кинематографической биографии, — признается Сергей Герасимович. — И ее нисколько не смутило, когда по роли мы стали превращать ее в дурнушку». «По сценарию моя героиня была немного иная, чем получилась в результате, — вспоминает актриса. — Вера должна была быть худой, с длинным носом.


А у меня совсем другая фактура — никогда не была субтильной. И я предложила режиссеру идти от обратного: сначала я буду толстая, а потом начну худеть». Не каждая женщина согласится на то, что дала с собой сотворить Евгения Константиновна. Она спокойно отдалась во власть гримеров, которые накладывали ей прыщики из латекса, рисовали шероховатости кожи, затягивали волосы в пучок, подчеркивая непривлекательность Верочки.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

А вот с актером на роль Игоря режиссер помучился. Ведь изначально он даже не думал приглашать Янковского. Хотя подружился с актером еще на съемках одной из своих предыдущих картин — «Премия». «Мне и в голову не приходило предложить ему главную роль, — рассказывает Микаэлян. — Ведь в первоначальном сценарии неудачнику Игорю было 23—24 года.


Мне казалось, что молодому человеку легче зажечься теорией самовоспитания оптимистки Веры. Я долго искал актера на роль Игоря, но не находил. Один был слишком прямолинеен, другой слишком благополучен, третий без юмора. И тогда стал подумывать о Янковском, о том, что талантливый актер сможет оправдать увлечения героя, которому за тридцать. Даже решил под него изменить Игоря, сделал его старше.


Мне кажется, от этого картина только выиграла, потому что роль получилась глубже, интереснее, мощнее…» Янковский согласился играть в фильме, но одновременно должен был сниматься у Романа Балаяна в «Полетах во сне и наяву». Микаэлян долго думал, как выйти из положения, а потом решил просто подстроиться под график Олега Ивановича.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

Чтобы опередить Балаяна, съемки пришлось начинать немедленно. Но Янковский уезжал на месяц на гастроли с «Ленкомом» в Ташкент. Вместе с театром вылетела и съемочная группа картины. Именно в Средней Азии были сняты сцены, когда герои разыскивают солдатские могилы в Подмосковье.


Но как это снимать, ведь фашисты, к счастью, в Среднюю Азию не дошли и солдатских захоронений там попросту не было? Пришлось специально готовить и везти в Ташкент несколько обелисков. Там же, в Узбекистане, режиссер столкнулся с другой проблемой. Для съемок одной из сцен нужно было набрать пионеротряд из ребят славянский внешности. Задача осложнялась тем, что всех школьников в то время добровольно-принудительно увозили в поля, на уборку хлопка. «Ассистент по актерам с ног сбился, пока искал русских детей, — вспоминает оператор-постановщик Сергей Астахов. — Под конец пришел к режиссеру и сказал: «Делайте что хотите, но тридцати не найду!» Микаэлян ответил: «Понятненько, найдите двадцать девять». Пришлось поднапрячься, но пионеротряд собрать.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

Дальнейшие съемки — квартиры героев, библиотеки, где работает Вера, проходили уже в Ленинграде на студии «Ленфильм». И тут Янковскому пришлось туго — начались съемки у Балаяна, а свободное время тут же занимал Микаэлян, да и родной театр требовал своего.


Олег Иванович на несколько месяцев «переселился» в самолеты и поезда. Отыграв спектакль в «Ленкоме», Янковский садился в «Красную стрелу» и уже утром облачался в рабочую спецовку токаря.

Когда картина была готова, режиссер устроил просмотр для своих.


В первые минуты Людмила Зорина не признала в лохматом, неопрятном алкоголике в растянутых тренировочных штанах своего родного супруга. Еще бы, Олег Иванович Янковский — красавец мужчина, кумир миллионов советских женщин, а тут вдруг стоит за станком да стреляет трешку до зарплаты.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

Подвиг Олега Янковского, разрывавшегося между сьёмками и театром не прошёл даром. За пронзительный фильм о сороколетии «Полёты во сне и наяву» он получил Государственную премию. Картину «Влюблен по собственному желанию» посмотрело 28 миллионов, она получила несколько всесоюзных и международных призов. Янковского признали лучшим актером 1983 года, но на премьере картины он не был — снимался у Тарковского в одном фильме.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

У фильма «Влюблен по собственному желанию» счастливая судьба. Он не только стал всенародно любимым, но многим людям эта картина подарила самое главное – надежду на то, что все в твоих руках; что все в жизни можно изменить к лучшему.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

Только за первые месяцы в Советском Союзе фильм «Влюблен по собственному желанию» посмотрели двадцать пять с половиной миллионов зрителей. Аншлаги были день и ночь. Да, раньше у нас было киноискусство.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

Дальше: фильм купили страны Запада – 26 (!) стран. 26, Карл!


Ну и по мелочи: призы на разных кинофорумах. Например, Гран-при Всесоюзного фестиваля. Олега Янковского признали «Актером года».


И, главное: Евгения Глушенко, советская актриса (!), получила «Приз за лучшую женскую роль» фестиваля в Западном (!) Берлине, а это – 83-й год, ребята! Такие победы нам нужны.

Влюблен по собственному желанию Олег Янковский, Фильмы, Длиннопост, Советское кино

«ножки… как у козы рожки»

Показать полностью 11
486

Отпуск в Сентябре

Отпуск в Сентябре Фильмы, Олег Даль, Длиннопост, Советское кино, Евгений Леонов, Юрий Богатырёв

Инженер Виктор Зилов на работе получает долгожданную квартиру и устраивает новоселье. Утром он просыпается один в пустой квартире с траурным венком «от безутешных друзей».

Отпуск в Сентябре Фильмы, Олег Даль, Длиннопост, Советское кино, Евгений Леонов, Юрий Богатырёв

Художественый фильм «Отпуск в сентябре»  — это экзистенциальная, почти философская, драма о смысле жизни и о нашей роли в бесконечной игре человеческих судеб, уносящей нас далеко от наших желаний.


Здесь россыпь актёрского мастерства:  Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Гундарева, Наталья Миколышина, Юрий Богатырёв, Генадий Богачёв, Николай Бурляев, Евгений Леонов. И главная роль фильма - Дождь. И Зилов.


Роль Виктора Зилова, обычного инженера, в какой-то степени стала автобиографической для Олега Даля, можно сказать, что он сыграл самого себя на последнем этапе жизни.

Отпуск в Сентябре Фильмы, Олег Даль, Длиннопост, Советское кино, Евгений Леонов, Юрий Богатырёв

В то время Олег Даль входил в список «нежелательных для показа по Центральному телевидению актеров». Выпивал человек. Буянил.

Тогда по телевизору таких граждан стеснялись показывать.


Однако режиссер фильма Виталий Мельников был уверен: Даль рожден для этой роли. Проблема есть и её нужно показать всем!


Он просто увез актёра подальше от центра, в Петрозаводск и начались съемки.


Гостиница и съемочная площадка — это все, что окружало Даля несколько месяцев. Он был полностью сосредоточен на роли Зилова и блестяще создал достаточно трагический образ.

Отпуск в Сентябре Фильмы, Олег Даль, Длиннопост, Советское кино, Евгений Леонов, Юрий Богатырёв

На высочайшем духовном подъеме Олег Даль закончил съемки, он ждал премьеру, надеялся на новую работу, но премьера все откладывалась и откладывалась, а больших ролей ему не предлагали.


Виталий Мельников: «он скверно себя чувствовал, после такой работы был совершенно опустошен, ничего не хотелось делать иного уровня, чем то, что было в сценарии. Он жил Зиловым. Он был Зиловым».

Отпуск в Сентябре Фильмы, Олег Даль, Длиннопост, Советское кино, Евгений Леонов, Юрий Богатырёв

Закончив последнюю работу в кино, Олег Даль пришлет письмо своему другу и режиссеру Виталюю Мельникову. В письме был рисунок, Даль нарисовал своего героя Зилова и от него идут следы по полям письма к нарисованной могилке.


Прошло 3 недели и стало известно о смерти в Киеве Олега Даля.

«Отпуск в сентябре» сняли в рекордные сроки, всего два месяца. Быстро смонтировали и озвучили, и уже готовый фильм, с замиранием сердца, режиссер Виталий Мельников повез в Москву.


Виталий Мельников: «показали картину в полном молчании, потом сказали: «Ну что ж, у Вас хорошая, замечательная картина, спасибо». Пауза, я жду, что будет дальше.


«Но понимаете, какая штука, сейчас такая ситуация, сложная, понимаете ли, общественная, международная…


Мы должны чуть-чуть обождать с показом этой картины в эфире». Ну что ж, нужно обождать, обождать… Похвалили, сказали «спасибо»… Хорошо, терпеливо ждем…»


Терпеливо ждать пришлось очень долго. Шли годы, а картина так и не выходила. Фильм «Отпуск в сентябре» продолжал лежать на полке.


Он вышел на экраны только в самом конце 1987 года и в одночасье стал хитом.


На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов эта картина получила приз «За лучшую мужскую роль» — так критика оценила созданный Олегом Далем образ «лишнего человека эпохи развитого социализма».


Это была единственная официальная награда в карьере актера.

Отпуск в Сентябре Фильмы, Олег Даль, Длиннопост, Советское кино, Евгений Леонов, Юрий Богатырёв
Показать полностью 4
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: