264

Соцреализм художника Александра Дейнеки (цензурно)

«Раздолье» Александр Дейнека. 1944

Холст, масло. 204 × 300 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые десятилетия XX века в России царили революционные настроения: и в искусстве, и в политике. Русский авангард и русская революция нашли друг друга, и после победы последней в России сложилась уникальная ситуация: художественный авангард стал фактически официальным государственным искусством. Но длился этот роман недолго.

Новая власть укоренилась, вчерашние революционеры превратились в новую элиту, и ожидания от искусства изменились: революции остались в прошлом, теперь художникам предписывалось живописать счастливый трудовой быт советского народа. Так в 1930-х годах возник так называемый “социалистический реализм”. Потом, после краха СССР к нему было принято относиться со снисходительной усмешкой – что, на мой взгляд, совершенно напрасно. Соцреализм – не стиль, а скорее – жанр. Он ограничивал сюжет и тему, но оставлял художнику достаточно свободы в выборе художественных средств: всё мировое художественное наследие к твоим услугам – от античности до импрессионизма. Главное пиши не графьёв, а сталеваров.

И в официальном советском изобразительном искусстве было немало интересного. Не говоря уж про таких мастеров, как Бродский, Решетников, Яблонская, Пластов… И, конечно же, мой сегодняшний герой:

Александр Дейнека (1899 – 1969)

“Физкультурница” (1933, Российская государственная библиотека, Москва)

“Работать, строить и не ныть!” Да и живопись у Дейнеки как плакат – лаконична, выразительна и, пожалуй, несколько прямолинейна.

.

“Стахановцы” (1937, Пермская государственная художественная галерея)


.

“Колхозница на велосипеде” (1935, Русский музей)


.

“Вратарь” (1934, Третьяковка)


.

“Бегуны” (1934, Русский музей)


.

“Оборона Севастополя” (1942, Руский музей)


.

Народ в Великой Отечественной войне (1948)


.

“Сбитый ас” (1943, Русский музей)


.

“В оккупации” (1944. Курская областная картинная галерея им. Дейнеки)


.

“Женский портрет” (1944, Симферопольский художественный музей)


.

“У моря” (1957, Русский музей)


.

«Эстафета» 1947 (Третьяковская галерея)


.

«Выходной день». (1949 год)


.

«На юге». (1966 год)

Фото, 1935 год; Автопортрет, 1948 г. Холст, масло. 175,2×110

в этот пост не стал включать не цензурные работы

источник, источник 2