«Сормович» — звезда, которая быстро погасла

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

В 1964 году в советской прессе появилась заметка о том, что коллектив группы главного конструктора Сормовского завода А. А. Животовского совместно с инженерами Московского центрального аэрогидродинамического института им. Н. е. Жуковского (ЦАГИ) работает над созданием нового пассажирского судна на воздушной подушке с рабочим названием "Полет".

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Перед разработчиками была поставлена задача создать судно, которое сможет перевозить пассажиров с высокой скоростью, используя водяной экран для создания подъемной силы. Работу возложили на плечи сотрудников ОКБ «Красное Сормово».


Надо сказать, что у специалистов уже имелся опыт по созданию судов на подводных крыльях и воздушных подушках. Так, в 1957 году был выпущен катер на воздушной подушке «Радуга». Некоторые решения, использованные в «Радуге», были применены и в «Сормовиче». Судно проекта 1872 было построено в 1965 году на том же заводе. Заказчиком выступало Министерство речного флота.


Появились первые наброски и чертежи этой необычной машины.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Разработчики проекта полагали, что «Сормович» будет перевозить пассажиров по главным рекам страны, в том числе по Волге. Планировалось, что судно сможет преодолевать мелководные участки, перепрыгивать через песчаные косы и плавно выходить на берег для высадки пассажиров. Во время испытаний «Сормович» развил скорость 120 км/ч.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

До этого по Волге с такой скоростью не плавали. В отличие от обычных судов, плавание которых с наступлением зимы прекращалось, СВП могло эксплуатироваться круглый год. Однако в зимнее время «Сормович» так и не был использован, хотя были проведены его успешные испытания зимой недалеко от Телячьего острова в Кстовском районе.


От эксплуатации судна зимой отказались, по-видимому, в связи с тем, что Волга замерзала неравномерно, в результате чего могли образовываться торосы, способные повредить ограждение воздушной подушки. Хотя испытания показали, что судно при обнаружении крупных торосов на расстоянии 500 м могло отклониться от них на 60 м.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Опыты также показали, что при движении надо льдом скорость «Сормовича» возрастает. Это было связано с тем, что при движении над водной поверхностью вода вытесняется воздушной подушкой, что приводит к увеличению сопротивления.


Судно вмещало до 50 пассажиров, чуть меньше, чем «Ракета». Экипаж — три человека. Для управления столь сложной машиной команда должна была иметь высокую квалификацию. Длина «Сормовича» составляла 29 м, ширина — 11 м, а высота — 8 м.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

После того как судно уже было построено, конструкторы оснастили его гибкой юбкой высотой 1 м для ограждения подушки, которую изготовили на заводе «Красное Сормово», а после того как она пришла в негодность, ее заказали на Ярославском шинном заводе. Идею юбки конструкторы позаимствовали у западных коллег, листая английские журналы.


Корпус был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, из которого делают самолеты. СВП имел один запорожский авиационный двигатель АИ-20К мощностью 1690 кВт, приводивший в движение 12-лопастный вентилятор для нагнетания подушки и два 4-лопастных винта, в качестве вспомогательного турбогенератора был применен газотурбинный двигатель АИ-8 с генератором ГС-24.


Силовая установка находилась в кормовой части судна, в носовой размещался салон для пассажиров. В нем были предусмотрены удобные кресла, такие же, как в самолете, но расстояние между рядами было довольно большим, можно было полностью вытянуть ноги.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Во время испытаний «Сормович» оправдал ожидания. Судно могло легко разворачиваться, имело хорошую устойчивость. Его скорость превысила заявленную на 20 км/ч. «Сормович» мог двигаться и в условиях сильного волнения. При высоте волн 1,2 м его скорость составляла 60 км/ч. Судно можно было эксплуатировать на длинных маршрутах. Дальность его плавания достигала 600 км, а время автономного плавания составляло 8 часов.


Испытания также показали, что управлять судном было непросто. Перед катером часто появлялась радуга от брызг, затруднявшая обзор.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

«Сормович» был сдан в опытную эксплуатацию Волжского речного пароходства в 1971 году. Судно курсировало на линии Горький — Чебоксары, протяженность которой составляла 274 км. «Сормович» был в два раза быстрее «Метеора».


Так, если «Метеор» расстояние от Горького до Васильсурска проходил за 4 часа, то этот же путь «Сормович» преодолевал менее чем за 2 часа. А все путешествие от Горького до Чебоксар занимало 3 часа 45 минут. Для того чтобы появление высокоскоростного судна для местных жителей не было неожиданностью, был составлен график его движения.


Путь «Сормовича» проходил не только по глубоководному фарватеру, но и по несудоходным воложкам и песчаным косам. Население заранее информировали о времени прохождения «Сормовича» в прессе и по радио.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Несмотря на возлагавшиеся на него большие ожидания, СВП эксплуатировался на этой линии в течение всего двух лет — с 1971 по 1972 год. Однако за это время он успел перевести более 6 тыс. пассажиров. Основная причина, по которой отказались от использования «Сормовича», заключалась не в большом расходе топлива, а в проблеме с раздаточным редуктором и другими техническими недоработками.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост
«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

Есть также версия, что причиной вывода «Сормовича» из эксплуатации послужил тот факт, что однажды он «взлетел» на волне. Судно было выведено из эксплуатации в 1974 году. Итог — как многие перспективные советские разработки, "Сормович" был утилизирован, а точнее — порезан на листы металла.

«Сормович» — звезда, которая быстро погасла Изобретения, Речное судно, Судно на воздушной подушке, СССР, История, Интересно узнать, Длиннопост

ИСТОЧНИК: https://y4astkoviu.livejournal.com/578374.html

Сообщество моряков

1.5K постов5.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
30
Автор поста оценил этот комментарий
Теперь рабочие ЦКБ "Буревестник" ,там где разрабатывались суда на воздушной подушке,гордиться катерами для олигархов(правда катера такие делают...закачаешься) и макетом ракетоносца в маштабе 1:хз к скольки который пылиться в углу... А вот этого красавца узнаете?Еще жив и чего то ждет
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (20)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Рабочие ЦКБ Буревестник (Сормовское шоссе, напротив Алмаз-Антей) могут гордиться артиллерийским вооружением, а Алексеев творил в ЦКБ по СПК (ул.Свободы, 51, в здании "Лазурита")
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Обшибся извиняйте.
8
Автор поста оценил этот комментарий
Лунь?
раскрыть ветку (5)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Судя по корпусу - Спасатель. Который так и не достроили.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

а у них разве корпуса разные? =)


Внешне они различаются только наличием/отсутсвием пусковых установок на "спине" и радаров на киле.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Крылья тоже другой конструкции, ну и разная степень готовности. Спасатель так и стоит с обрезками крылышек.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Крылья абсолютно такие же, без них он встать на экран не сможет. И стоит он не с "обрезками крылышек", а с "пилонами" для их крепления т.к. крылья необходимо навешивать вне ангара ибо размах у них такой, что в ангар он не поместится. Кстати сами крылья и стабилизаторы лежат у него на спине.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
9
Автор поста оценил этот комментарий
Спасатель.Ну и махина я вам скажу!
3
Автор поста оценил этот комментарий
А можно чуть больше информации? Хотя бы что именно гуглить про него. Выглядит очень здорово.
раскрыть ветку (9)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Это второй корпус для экраноплана Лунь. Когда СССР начал разваливаться, то проекты экранопланов закрывали и была предпринята попытка создать из ракетоносца Лунь, экраноплан Спасатель. Но и этот проект заморозили.
раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Каспийский монстр
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (6)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Ёптить, это и есть ракетоносец Лунь, который сейчас стоит в доке в городе Каспийск.

Вот как выглядит "Корабль-макет" или сокращённо "КМ", или как его ещё прозвали за бугром "Каспийский монстр". КМ был опытной машиной для отработки схем строительства и управления крупных экранопланов. Он крупнее Луня. Можно даже сказать, что Лунь это развитие КМ. Он разбился на испытаниях в 1980 году на Каспие...

Кстати, КМ считается одним из самых грузоподъёмных летательных аппаратов!

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (5)
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
и?
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Остальное пришлось удалить. Этот ролик успел скинуть в вк. Нас с братом реально арестовали. С пляжа выходов не много. Нас просто ждали.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
я просто не понял, к чему этот ролик? Просто показать как он стоит в сухом доке? Или доказать, что это и есть "Каспийский монстр"?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Не доказать. Просто хотел показать другану, для которого и снимал это видео. Еще пытался сфотать корабли каспийской флотилии которые по сирии стреляли калибрами, тоже чуть не сцапали. Обстановка у нас опасная, особист так и сказал, откуда мне знать, восхищения для или информации ради. Кругом могут быть террористы. А тут ты со своим мобильником...
1
Автор поста оценил этот комментарий
Очень жаль, что так вышло. Невероятная машина.
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

https://youtu.be/Vg5-rd7FU0k


Однако, в реальности Лунь предназначалась для уничтожения авианосцев и не имела десантного отсека.

Автор поста оценил этот комментарий
На фото вероятно экраноплан Лунь. Только чего там за лестницы на него налеплены? Музеем был?
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку