SONY. Взлёт и падение японского гиганта

SONY. Взлёт и падение японского гиганта Технологии, Sony, История компании, Длиннопост

История создания этой компании довольно банальна.

Два друга Масара Ибуко и Акио Морита решили открыть свою фирму имея только 500 долларов личных сбережений и небольшую комнату в полуразрушенном здании в Токио.

Сразу вспоминаются истории зарождения многих крупных компаний.

SONY. Взлёт и падение японского гиганта Технологии, Sony, История компании, Длиннопост

Первое название компании звучало так: «Токё цусин когё кабусики-гайся». Смогли прочитать название? Умнички!

Итак, "помещение" есть, "стартовый капитал" есть, "бизнес идея" нет.

Всё действие происходило в 1946 году. Япония находится в полной разрухе после войны, а кое где ещё нехило фонит радиацией. Масара Ибуко и Акио Морита были потрясены, насколько их страна отстала в технологическом плане по всем направлениям. Друзья долго не могли решить, что они будут производить, но это точно должно было быть связано с современными технологиями.

В результате всё началось с производства электрических рисоварок и грелок. В разрушенной войной стране, оба товара сразу стали хитом.

SONY. Взлёт и падение японского гиганта Технологии, Sony, История компании, Длиннопост

В 1949 году Ибука и Морита раздобыли военное записывающее устройство. Друзья тут же захотели изучить его и после нескольких доработок на него можно было, например, записать новости из радиоэфира. Но запись велась на магнитную проволоку, которая применялась только в военных целях.

Вскоре наши изобретатели купили ленточный магнитофон Wilcox-Gay. Тут же появилась идея создать такой же, но лучше и для массового использования, потому что ленточный магнитофон был куда практичнее проволочного. Для этого нужно было бы изобрести свою магнитную ленту, так как импортировать её было невозможно.

Своя лента также подразумевала то, что будущие покупатели магнитофонов станут покупать и ленту к нему, а значит можно заработать дважды.

В 1950 году свет увидел первый ленточный магнитофон G-type.

SONY. Взлёт и падение японского гиганта Технологии, Sony, История компании, Длиннопост

Весил он 35 кг и стоил фантастические 470 доллара. Достаточно сказать, что средний заработок в те годы составлял 30-40 долларов в месяц.

Из 50 произведённых образцов было продано всего 20 штук, которые купил суд из-за недостатка стенографисток.

Несмотря на провал в компании был создан маркетинговый отдел, что бы продвигать продукцию на рынке аудиоустройств, которого просто ещё не существовало в Японии.

Компания продолжала совершенствовать прибор. Модель H-type уже нашла покупателей среди школ, а следующая P-type за $200 побила все рекорды продаж.

Переломным моментом, после которого компанию на долгие годы ждал только рост произошёл в 1953 году. Компания купила патент на производство транзисторов. В дальнейшем на основе этой технологии будут созданы телевизоры и магнитофоны.

В 1958 году компания получила название Sony. Поскольку деятельность компании была связана со звуком, то основой стало слово «sonus» (лат. «звук»). Так же неплохо подходило английское слово «sonny» («сынок»), так называли предприимчивых ребят. Выбросив одну букву N, получилось "Sony.

SONY. Взлёт и падение японского гиганта Технологии, Sony, История компании, Длиннопост

Логотип Sony не менялся с 1957 года.

Решение изменить название компании было принято перед выходом на международные рынки. Таким образом у короткого и простого названия начала появляться узнаваемость.

Компания открывала всё новые и новые исследовательские отделы, чтобы изобретать всё новые и новые решения. Стремление к инновациям сполна оправдалось, SONY опережала конкурентов на уровне идей и выпускала продукты, о которых другие не могли даже подумать: домашние видеомагнитофоны, видеокамеры, устройства для записи звука и многое другое.

Компания стала настолько успешной, что начала выходить за рамки производства техники. В конце 80х японская компания выкупила студию звукозаписи CBS Records и киностудию Columbia Pictures, которую в дальнейшим переименовали в SONY Pictures.

Помимо больших инвестиций в технологическое развитие и медиа индустрии, генеральный директор Акио Морита ввёл интересное управленческое решение "Пожизненный наём сотрудников". В случае если молодой специалист проявил себя в первые месяцы работы, то с ним подписывали пожизненный контракт. Таким образом любой работник компании понимал, что лично несёт ответственность за продукты компании.

В 1983 Sony совместно с Philips выпускает первый компактный диск. Это подталкивает компанию выйти на новый рынок игровых консолей. Сначала всё ограничивалось в сотрудничестве с Nintendo, но в 1994 году Sony выходит на рынок видеоигр с невероятно успешной приставкой PlayStation.

SONY. Взлёт и падение японского гиганта Технологии, Sony, История компании, Длиннопост

Когда 3 октября 1999 года перестало биться сердце основателя SONY Акио Морита, мир потерял не просто бизнесмена, а целый символ эпохи, который подарил нам символ качества "Made in Japan".

2000 год явился для компании пиковым. Одна акция в этот год стоила около $150. Но следующие 12 лет оказались одной чёрной полосой.

Постепенно компания начала терять свои позиции технологического гиганта. При Акио Морите во главе угла стояла разработка новых продуктов, а руководители Sony, пришедшие в компанию позже, уже были обучены по-другому. Они были убеждены, что если Sony будет иметь достаточно высокие валовые показатели, и сумеет достаточно сократить издержки, рано или поздно победа в конкуренции будет ей обеспечена. Причем без всяких инноваций.

В 2005 году компанию впервые возглавил не японец Сэр Говард Стрингер, до этого возглавлявший американский филиала SONY.

Одним из первых указов нового управленца было уволить 9 тысяч сотрудников из 30, т.е. на треть. Среди которых было много инженеров.

Стратегия была следующей: сосредоточиться на конкретном ограниченном ассортименте продукции, чтобы нарастить объемы выпуска, стараться избегать затратного развития технологических новинок в пользу массового производства чужих наработок.

Именно поэтому во время короткого пребывания Стрингера во главе компании Sony не создала ни одного громкого нового продукта. Но этого хватило, чтобы потерять многих уникальных специалистов и первенство во многих отраслях.

Большинство последующих управленцев, зачастую далёких от инженерного дела, ставили во главу угла только продажи. Качество, индивидуальность и инновационность продукта утратили первое место в цепочке производства.

2012 год стал самым провальным в истории компании. Стоимость одной акции упала до $9,7 за штуку. В этот год в прессе всё чаще стали появляться новости о скором банкротстве компании. Спасительным плотом для сони стало игровое подразделение.

В 2013 году на рынок игровых консолей выходит PlayStation 4, которая обрела большую популярность и являлась лидером продаж своего консольного поколения. Именно это консольное поколение помогло SONY встать на ноги и постепенно укрепляться на рынке.

Стоит упомянуть, что есть ещё одна отрасль, где SONY смогла удержать позиции лидера. Это подразделение занимающееся фото и видеокамерами.

Однако многие другие направления электроники теряют свои позиции каждый год, такие как: производство телевизоров и смартфонов.

История появления и становления SONY наглядно показывает, как люди, которые горят идеей, могут создать гигантскую корпорацию, у которой почти не будет границ.

И как поставив во главу человека, заинтересованного только в прибыли, можно потерять всё.

Как ты думаешь, что в дальнейшем ждёт SONY, рост и новые технологии, или последнее десятилетие — это лишь затянувшийся конец компании?