140

Скрудж Макдак по древнешумерски. Визуальный образ богатства в Шумере раннединастического периода

Ближний Восток / Месопотамия / Шумер


В популярном американском мультфильме «Утиные истории» одним из главных персонажей является «самый богатый селезень в мире» по имени Скрудж Макдак. Чтобы подчеркнуть его явное и невероятное богатство зрителям демонстрируют его особое хранилище для золотых монет. Этих монет так много, что Макдак буквально купается в этих деньгах.


Создатели мультфильма удачно использовали узнаваемый образ богатства в современной культуре и довели его до абсолюта. Однако, мы видим подобные картинки с сумками или чемоданами, наполненными наличными деньгами в художественных фильмах и новостях.


Мы воспринимаем изображение денег как образ, как символ богатства и возможностей.

Однако задача быстро и явно донести до зрителя или читателя некий соответствующий месту и времени аналог золотых монет или денежных купюр была и в древности.


Еще около пяти тысяч лет назад в Южной Месопотамии шумерские мастера должны были решить подобную задачу. Они мыслили аналогично нам и воспринимали богатство как возможность выйти за пределы своих минимальных потребностей. При этом богатство для шумеров - это жить в мире без голода, это иметь постоянный гарантированный доступ к разнообразной еде


Диета простого жителя Лагаша или Ура состояла из зерновых лепешек, вареного зерна (каши),  зелени и фиников. Растительное масло или мясо черноголовые (как себя называли шумеры) получали по праздникам и в связи с особыми событиями.


Поэтому именно домашний скот был для древних жителей Месопотамии символом богатства и процветания. Тучные стада были предметом торговли, приношением для божеств и трофеями в кровавых войнах между шумерскими городами-государствами (номами).


Несомненно, что именно зерно было основой всей шумерской цивилизации. Зерно позволило накормить крестьян, ремесленников, воинов, купцов, жрецов и правителей. Не только накормить, но и позволить содержать множество не занятых в хозяйстве людей. Эти люди придумали бухгалтерию, бюрократию, и многие до сих пор полезные изобретения. Но при всем при этом в Эпосе о Гильгамеше (худ. обработка Дьяконова И.М., 1973) богиня Инанна соблазняла могучего героя Гильгамеша словами:


“Да преклонят колени государи, цари и владыки,

Да несут тебе данью дар холмов и равнины,

Твои козы тройней, а овцы двойней да рожают,

Твой вьючный осел пусть догонит мула”


Подобное представление о богатстве мы можем видеть на древних шумерских артефактах:

Украшение для двери, фрагмент | Ближний Восток, южная Месопотамия, ном Лагаш, городище Гирсу | Древний Шумер | Бронзовый век, Раннединастический период III, 2700-2500 годы до н.э. | из коллекции Barakat Galleries

Рельеф из известняка и битума, фрагмент украшения стены в храме Нинхурсаг | Ближний Восток, южная Месопотамия, Телль-эль-Убейд (рядом городище Ур) | Древний Шумер | Бронзовый век, Раннединастический период III, ок. 2500 год до н.э. | Британский музей, Лондон

Рельеф из известняка и битума, фрагмент украшения стены в храме Нинхурсаг | Ближний Восток, южная Месопотамия, Телль-эль-Убейд (рядом городище Ур) | Древний Шумер | Бронзовый век, Раннединастический период III, ок. 2500 год до н.э. | Британский музей, Лондон

Ваза из Варки / Ваза из Урука, фрагмент | Ближний Восток, Месопотамия, городище Урук | Ранний бронзовый век, период Джемдет Наср, 3000-2900 гг. до н.э. | Шумерская галерея Иракского музея в Багдаде, Республика Ирак | фото Osama Shukir Muhammed Amin

“Штандарт из Ура”, сторона мира, фрагмент | Ближний Восток, южная Месопотамия, городище Ур, Царская гробница PG779 | Древний Шумер | Бронзовый век, Раннединастический период III, около 2500 года до н.э. | из коллекции Британского музея


Нельзя сказать, что древний образ тучных полей с пасущимся скотом полностью устарел, но для большинства из нас он не актуален. Право собственности в древнем Шумере - это дискуссионный вопрос, но большинство историков сходятся во мнении, что большая часть богатств находилась в некой форме коллективной собственности общины или таким считался идеальный мир.


Это значит что, рассматривая вереницу коров на скульптурном фризе местного храма, шумеры ощущали свою причастность к общему богатству и процветанию их города.


Я же хочу пожелать Вам, чтобы Ваше здоровье утроилось, а богатство удвоилось (в чем бы оно не измерялось)!


Максим Ферапонтов для проекта Век Бронзы

Лига историков

18.5K постов54.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения