Скифские цари Индии. Кушанское царство
Заголовок этой статьи, пожалуй, может вызвать ненужные ассоциации. Слишком уж похоже он звучит на "открытия" в духе одного телеканала с неоднозначной репутацией. Почти как "Сенсация! Русские фараоны Египта! Официальная наука в недоумении!" =)
В этом случае, впрочем официальная наука вполне себе "в доумении". И в индийской истории действительно был двухсотлетний период верховенства династии завоевателей, которых вполне можно классифицировать, как скифов. Но обо всём по порядку.
Для начала, скифы там были не "наши" причерноморские - те, с которыми сразу возникает ассоциация при слове "скиф", - а уроженцы нынешней Уйгурии. В китайских хрониках их называли "юэчжи". В переводе с китайского - "луноеды". Впрочем, есть версия, что такое оригинальное название - результат ошибки при переписывании. Неаккуратно написанный или полустёршийся иероглиф 肉 (жоу) мог быть интерпретирован как 月 (юэ) - и изначальное китайское прозвище этого народа, "мясоеды", получается вполне земным и понятным. Сами же себя эти люди называли "кушан". И нет, очень вряд-ли, что от слова "кушать" =) Так или иначе, это были ираноязычные степные кочевники, так что именование их одним из видов скифов вполне правомочно.
В I веке до нашей эры под давлением набиравших силу гуннов кушаны были вынуждены покинуть Уйгурию и откочевать на юго-запад. Сейчас в этих местах расположены Узбекистан, Таджикистан и Афганистан, а в составе Персидской империи и государства Александра Македонского этот регион был известен, как Бактрия. И к моменту прибытия кушан там протекали достаточно интересные процессы.
С одной стороны, продолжался распад пост-александровских греческих государств. Держава Селевкидов, прежде занимавшая почти всю территорию Персидской империи за исключением Египта, уже погибла, потерпев поражение от римлян на западе и парфян на востоке. Однако, у одного из её осколков, греческого царства в той самой Бактрии, дела шли относительно неплохо. Греко-бактрийские правители смогли даже, воспользовавшись упадком прежде могучей индийской империи Маурьев, совершить то, что не удалось самому Александру - завоевать северную Индию. Однако, дни былого эллинского доминирования в Азии уже прошли.
Под ударами вторгшихся кушан Греко-бактрийское царство пало. Его же индийские провинции, ставшие теперь отдельным Индо-греческим царством, бороться с захватчиками не стали, вместо этого предложив им союз против непомерно усилившейся и весьма агрессивной к соседям Парфии. Формально старшим в этом альянсе был индо-греческий царь Гермей. Однако, после его смерти власть перехватил кушанский князь Куджула Кадфиз, который, воссоединив под своей властью Бактрию и её бывшие индийские провинции, и стал первым правителем Кушанского царства.
Заполучив власть, кушаны повели себя весьма мудро для пришлых завоевателей. В их распоряжении оказалась значительная территория, на которой встречались три самобытные традиции, имеющие глубочайшие корни - индийская, иранская и греческая. Все - очень разные. А добавить к ней четвёртую, кушанскую - получится и вовсе классика лоскутного государства, обречённого на скорейший распад.
Однако, кушане сумели стать передаточным звеном между пёстрыми по составу частями своей империи. Будучи равноудалёнными и от индийской, и от персидской, и от греческой культуры, они с готовностью впитывали их все - и тем самым обеспечивали их взаимопроникновение. Которое, надо заметить, без них ни за что бы не достигло таких масштабов - ведь представители каждой из перечисленных культур неизбежно тянули бы одеяло в сторону своей, в то время как для кушан, представителей четвёртой культуры, априорных предпочтений между греками, персами и индийцами не существовало, и они имели роскошь оценить все три традиции непредвзято, переняв из каждой то, что считали лучшим.
Особенно это заметно в памятниках того времени. Монументальная архитектура Бактрии получала обрамление в греческой скульптурной традиции, воплощавшей, при этом индийские мифологические и культовые мотивы. Таким образом и получались огромные индуистские храмы, покрытые барельефами с небывалым для восточных скульптурных традиций реализмом изображённых сцен - те, что сейчас почитаются жемчужинами архитектурного наследия Индии.
Особое внимание кушаны уделяли буддизму, который, фактически, именно они и сделали будущей мировой религией. Не столько, наверное, из-за того, что прониклись - сами они, по некоторым сведениям, тяготели скорее к зороастризму, - а потому, что буддизм проповедовал равенство. И тем самым подрывал авторитет местных удельных князьков, которые в противном случае могли бы начать разваливать империю изнутри. Авторитет же кушанского царя царей оставался в безопасности, поскольку царь обожествлялся - и, таким образом, относился уже к другой категории по умолчанию.
В свете такой вот полезности учения Будды для кушанских правителей оно претерпело некоторые изменения, став во многом проще, понятнее для непосвященных и более нацеленным на экспансию. Достаточно сказать, что именно при кушанах впервые появились статуи Будды. До того бытовала традиция не изображать его никак, ограничиваясь замысловатыми символами - так как считалось, что передать буддистское просветление изобразительными средствами невозможно. Однако, для скульпторов греческой школы, имевшей опыт визуализации величия на примере статуй своих богов, это было не проблемой, а вызовом. С которым греки справились, подарив буддистам наглядный символичный образ.
Статуя Будды кушанского периода. Влияние греческих скульпторов здесь достаточно очевидно.
При этом, нельзя сказать, что кушаны затеяли весь этот мультикультурализм из каких-то особенно идеалистических побуждений высокого полёта. Цель у такой политики была весьма прозаичной - развитие торговли. Естественным следствием того, что греки, бактрийцы и индийцы стали больше общаться, стало увеличение числа караванов, шедших из одного конца империи в другой. Внутренняя торговля в Кушанском царстве велась очень интенсивно, что хорошо прослеживается по обнаруженным в разных его частях монетам. А так как торговля - это преимущественно занятие горожан, особый импульс получило и градостроение. Когда же вся страна оказалась скреплена сетью благоустроенных торговых путей между многочисленными городами, то естественно, что караваны пошли и дальше. И особое место среди торговых партнёров Кушанского царства занимал Рим, с которым кушаны, к тому же, ещё и дружили против Парфии. Именно от них в Рим шли пряности, благовония, слоновая кость, и транзитом - китайский шёлк. А в обратном направлении, соответственно - золото, изделия из стекла, предметы искусства и вино.
Кстати говоря, именно на время пика торговых отношений с кушанами пришлась эпоха наивысшего расцвета Римской империи - эпоха "пяти хороших императоров" (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий). И это, пожалуй, не такое уж совпадение. При всех действительно выдающихся управленческих талантах династии Антонинов, превосходное состояние экономики, росшей на активной внешней торговле, как на дрожжах, наверняка было для них немалым подспорьем. Богатели и кушанские правители, монопольно контролировавшие таможни и гавани, и получавшие в виде пошлин огромные доходы. Так, обнаруженные археологами сокровищницы кушанского периода от римских, китайских и индийских предметов роскоши просто ломились.
Однако, подобные "именины сердца" никогда не бывают вечными. Тем более, когда экономический взлёт построен на транзитной торговле (о чём в контексте Киевской Руси я, кстати, уже писал).
В первой половине III века на удивление синхронно "рвануло" на обоих концах Евразии. В Риме начался кровавый бардак со стремительно сменявшими друг друга "солдатскими императорами". В Китае началось знаменитое Троецарствие - то есть, такой же кровавый бардак с фактическим распадом страны. А Кушанское царство, получившее тяжёлую экономическую пробоину в связи с проблемами ключевых торговых партнёров, потерпело поражение в войне с Сасанидской Персией и потеряло Бактрию.
И для него это был конец. Кушанские правители имели смысл во главе государства, объединявшего индийцев, бактрийцев и греков. Они были клеем, соединявшим три культуры в единое целое. Но с потерей Бактрии они стали просто правителями иноземного происхождения для отдельно взятых индийцев - а для этого все кушанские межкультурные наработки были уже избыточны и бесполезны. В результате, Кушанское царство стремительно распалось. Да так качественно, что от него остались только очень туманные воспоминания, а взрывное развитие культуры долгое время приписывали уже династии Гуптов - следующей, которая сумела собрать Индию воедино. И только в середине XIX века Кушанское царство фактически было переоткрыто для историков.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/klio/skifskie-cari-indii-kushans...