Скифские цари Индии. Кушанское царство

Заголовок этой статьи, пожалуй, может вызвать ненужные ассоциации. Слишком уж похоже он звучит на "открытия" в духе одного телеканала с неоднозначной репутацией. Почти как "Сенсация! Русские фараоны Египта! Официальная наука в недоумении!" =)


В этом случае, впрочем официальная наука вполне себе "в доумении". И в индийской истории действительно был двухсотлетний период верховенства династии завоевателей, которых вполне можно классифицировать, как скифов. Но обо всём по порядку.

Скифские цари Индии. Кушанское царство История, Скифы, Яндекс Дзен, Длиннопост

Для начала, скифы там были не "наши" причерноморские - те, с которыми сразу возникает ассоциация при слове "скиф", - а уроженцы нынешней Уйгурии. В китайских хрониках их называли "юэчжи". В переводе с китайского - "луноеды". Впрочем, есть версия, что такое оригинальное название - результат ошибки при переписывании. Неаккуратно написанный или полустёршийся иероглиф 肉 (жоу) мог быть интерпретирован как 月 (юэ) - и изначальное китайское прозвище этого народа, "мясоеды", получается вполне земным и понятным. Сами же себя эти люди называли "кушан". И нет, очень вряд-ли, что от слова "кушать" =) Так или иначе, это были ираноязычные степные кочевники, так что именование их одним из видов скифов вполне правомочно.


В I веке до нашей эры под давлением набиравших силу гуннов кушаны были вынуждены покинуть Уйгурию и откочевать на юго-запад. Сейчас в этих местах расположены Узбекистан, Таджикистан и Афганистан, а в составе Персидской империи и государства Александра Македонского этот регион был известен, как Бактрия. И к моменту прибытия кушан там протекали достаточно интересные процессы.


С одной стороны, продолжался распад пост-александровских греческих государств. Держава Селевкидов, прежде занимавшая почти всю территорию Персидской империи за исключением Египта, уже погибла, потерпев поражение от римлян на западе и парфян на востоке. Однако, у одного из её осколков, греческого царства в той самой Бактрии, дела шли относительно неплохо. Греко-бактрийские правители смогли даже, воспользовавшись упадком прежде могучей индийской империи Маурьев, совершить то, что не удалось самому Александру - завоевать северную Индию. Однако, дни былого эллинского доминирования в Азии уже прошли.

Под ударами вторгшихся кушан Греко-бактрийское царство пало. Его же индийские провинции, ставшие теперь отдельным Индо-греческим царством, бороться с захватчиками не стали, вместо этого предложив им союз против непомерно усилившейся и весьма агрессивной к соседям Парфии. Формально старшим в этом альянсе был индо-греческий царь Гермей. Однако, после его смерти власть перехватил кушанский князь Куджула Кадфиз, который, воссоединив под своей властью Бактрию и её бывшие индийские провинции, и стал первым правителем Кушанского царства.


Заполучив власть, кушаны повели себя весьма мудро для пришлых завоевателей. В их распоряжении оказалась значительная территория, на которой встречались три самобытные традиции, имеющие глубочайшие корни - индийская, иранская и греческая. Все - очень разные. А добавить к ней четвёртую, кушанскую - получится и вовсе классика лоскутного государства, обречённого на скорейший распад.


Однако, кушане сумели стать передаточным звеном между пёстрыми по составу частями своей империи. Будучи равноудалёнными и от индийской, и от персидской, и от греческой культуры, они с готовностью впитывали их все - и тем самым обеспечивали их взаимопроникновение. Которое, надо заметить, без них ни за что бы не достигло таких масштабов - ведь представители каждой из перечисленных культур неизбежно тянули бы одеяло в сторону своей, в то время как для кушан, представителей четвёртой культуры, априорных предпочтений между греками, персами и индийцами не существовало, и они имели роскошь оценить все три традиции непредвзято, переняв из каждой то, что считали лучшим.


Особенно это заметно в памятниках того времени. Монументальная архитектура Бактрии получала обрамление в греческой скульптурной традиции, воплощавшей, при этом индийские мифологические и культовые мотивы. Таким образом и получались огромные индуистские храмы, покрытые барельефами с небывалым для восточных скульптурных традиций реализмом изображённых сцен - те, что сейчас почитаются жемчужинами архитектурного наследия Индии.

Особое внимание кушаны уделяли буддизму, который, фактически, именно они и сделали будущей мировой религией. Не столько, наверное, из-за того, что прониклись - сами они, по некоторым сведениям, тяготели скорее к зороастризму, - а потому, что буддизм проповедовал равенство. И тем самым подрывал авторитет местных удельных князьков, которые в противном случае могли бы начать разваливать империю изнутри. Авторитет же кушанского царя царей оставался в безопасности, поскольку царь обожествлялся - и, таким образом, относился уже к другой категории по умолчанию.


В свете такой вот полезности учения Будды для кушанских правителей оно претерпело некоторые изменения, став во многом проще, понятнее для непосвященных и более нацеленным на экспансию. Достаточно сказать, что именно при кушанах впервые появились статуи Будды. До того бытовала традиция не изображать его никак, ограничиваясь замысловатыми символами - так как считалось, что передать буддистское просветление изобразительными средствами невозможно. Однако, для скульпторов греческой школы, имевшей опыт визуализации величия на примере статуй своих богов, это было не проблемой, а вызовом. С которым греки справились, подарив буддистам наглядный символичный образ.

Скифские цари Индии. Кушанское царство История, Скифы, Яндекс Дзен, Длиннопост

Статуя Будды кушанского периода. Влияние греческих скульпторов здесь достаточно очевидно.


При этом, нельзя сказать, что кушаны затеяли весь этот мультикультурализм из каких-то особенно идеалистических побуждений высокого полёта. Цель у такой политики была весьма прозаичной - развитие торговли. Естественным следствием того, что греки, бактрийцы и индийцы стали больше общаться, стало увеличение числа караванов, шедших из одного конца империи в другой. Внутренняя торговля в Кушанском царстве велась очень интенсивно, что хорошо прослеживается по обнаруженным в разных его частях монетам. А так как торговля - это преимущественно занятие горожан, особый импульс получило и градостроение. Когда же вся страна оказалась скреплена сетью благоустроенных торговых путей между многочисленными городами, то естественно, что караваны пошли и дальше. И особое место среди торговых партнёров Кушанского царства занимал Рим, с которым кушаны, к тому же, ещё и дружили против Парфии. Именно от них в Рим шли пряности, благовония, слоновая кость, и транзитом - китайский шёлк. А в обратном направлении, соответственно - золото, изделия из стекла, предметы искусства и вино.


Кстати говоря, именно на время пика торговых отношений с кушанами пришлась эпоха наивысшего расцвета Римской империи - эпоха "пяти хороших императоров" (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий). И это, пожалуй, не такое уж совпадение. При всех действительно выдающихся управленческих талантах династии Антонинов, превосходное состояние экономики, росшей на активной внешней торговле, как на дрожжах, наверняка было для них немалым подспорьем. Богатели и кушанские правители, монопольно контролировавшие таможни и гавани, и получавшие в виде пошлин огромные доходы. Так, обнаруженные археологами сокровищницы кушанского периода от римских, китайских и индийских предметов роскоши просто ломились.


Однако, подобные "именины сердца" никогда не бывают вечными. Тем более, когда экономический взлёт построен на транзитной торговле (о чём в контексте Киевской Руси я, кстати, уже писал).


В первой половине III века на удивление синхронно "рвануло" на обоих концах Евразии. В Риме начался кровавый бардак со стремительно сменявшими друг друга "солдатскими императорами". В Китае началось знаменитое Троецарствие - то есть, такой же кровавый бардак с фактическим распадом страны. А Кушанское царство, получившее тяжёлую экономическую пробоину в связи с проблемами ключевых торговых партнёров, потерпело поражение в войне с Сасанидской Персией и потеряло Бактрию.


И для него это был конец. Кушанские правители имели смысл во главе государства, объединявшего индийцев, бактрийцев и греков. Они были клеем, соединявшим три культуры в единое целое. Но с потерей Бактрии они стали просто правителями иноземного происхождения для отдельно взятых индийцев - а для этого все кушанские межкультурные наработки были уже избыточны и бесполезны. В результате, Кушанское царство стремительно распалось. Да так качественно, что от него остались только очень туманные воспоминания, а взрывное развитие культуры долгое время приписывали уже династии Гуптов - следующей, которая сумела собрать Индию воедино. И только в середине XIX века Кушанское царство фактически было переоткрыто для историков.


Источник:  https://zen.yandex.ru/media/klio/skifskie-cari-indii-kushans...