Сифонофор и греческий огонь

Сифонофор, или сифон — средневековое огнеметательное орудие, которое устанавливали на дромонах (разновидности византийских кораблей). Представлял собой трубчатый насос, заряжавшийся горючим составом — греческим огнём. Для создания выталкивающей силы служил или сжатый воздух, или мехи наподобие кузнечных.
Сифонофор и греческий огонь Сифонофор, Греческий огонь, История, Длиннопост

Использование сифонофора византийцами


Сифонофор редко использовался в сухопутных сражениях, так как был велик шанс устроить пожар, ведь «снарядом» ему служил греческий огонь - адская смесь, горящая даже в воде.


И сифонофор, и греческий огонь были изобретены одним и тем же человеком - инженером Каллиником из Гелиополя, предположительно в 673 году н.э. Родные края Каллиника были захвачены арабами, поэтому он бежал в Византию, что бы предложить свои услуги императору Константину IV.


Предположительно, максимальная дальнобойность сифонов составляла 25-30м. Для сравнения, современные огнеметы могут легко поражать цель на расстоянии 200м, но даже не смотря на серьёзное отставание прародителя огнеметов от современных моделей, сифонофор был грозным оружием своего времени.

Сифонофор и греческий огонь Сифонофор, Греческий огонь, История, Длиннопост

Метание греческого огня катапультой


В год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые греческим огнём, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе.
Феофан Византийский

После начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха, «греческий огонь» потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в конце XVI века.

Сифонофор и греческий огонь Сифонофор, Греческий огонь, История, Длиннопост

Метательные гранаты с греческим огнем


Это случилось однажды ночью, когда мы несли ночной дозор на башне; сарацины привезли осадное орудие под названием перронель, чего никогда ранее не делали, и зарядили его пращу греческим огнём. Когда добрый рыцарь Лорд Вальтер Курельский, который был с нами, увидел эти приготовления, он сказал нам: «Господа, мы попали с вами в такую передрягу, в которой доселе не бывали ни разу. Если они нацелят свой огонь на наши башни и укрытия, мы проиграем и сгорим заживо. Если мы потеряем укрепления, которые нам доверили охранять, это будет величайший позор — и только Господь может спасти нас от беды. Таково моё мнение и мой совет: каждый раз, когда они будут запускать в нас огнём, мы должны упасть на локти и колени и молить Господа нашего о спасении».
Чуть только раздался первый выстрел, мы упали на локти и колени, в точности, как он нас учил; и их первый выстрел прошёл в аккурат мимо двух башен, и врезался в землю прямо в ров перед нами. Наши пожарные уже бросились тушить пламя, и Сарацины, будучи не в силах нацелиться на них, выстрелили в облака, чтобы языки пламени упали на них.
Такова природа греческого огня: его снаряд огромен как сосуд для уксуса, и хвост, тянущийся позади — похож на гигантское копьё. Полёт его сопровождался страшным шумом, подобным грому небесному. Греческий огонь в воздухе был подобен дракону, летящему в небе. От него исходил такой яркий свет, что, казалось, над лагерем взошло солнце. Причиной тому были огромная огненная масса и блеск, заключённые в него.
Трижды той ночью они метали в нас греческий огонь [из перронеля], и четырежды стреляли им в нас из баллисты
Жан де Жуанвиль

Составлено по материалам Википедии.