Самый неуклюжий памятник Петербурга

Самый неуклюжий памятник Петербурга Александр III, Памятник, История, Длиннопост

В России существует несметное количество памятников правителям и государственным деятелям, оставшихся еще с имперских времен. Они выглядят элегантно и изящно, но один из них заметно выделяется – это памятник императору Александру III. Что же заставило людей сочинять о нем шутливые стишки?


КАК СОЗДАВАЛСЯ ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ III


Однажды Николай II вместе со своей семьей решил воздвигнуть памятник отцу, императору Александру III, основавшему Великий Сибирский путь. Проект монумента долго выбирался Комиссией, и в итоге выбрали вариант Паоло Трубецкого, мастера из Италии. На стыке веков Трубецкой как раз работал в России.

Модель скульптуры отлили в Петербурге, но по частям – отдельно фигуру императора-миротворца и отдельно коня. Трехметровый постамент изготовили из особого гранита, привезенного с Валаама.

Паоло Трубецкой корпел над скульптурой с 1899 по 1909 год. Для комфортной работы на Невском проспекте ему отстроили персональный павильон. Но общаться с мастером из-за его тяжелого характера было непросто. Критику он воспринимал плохо, даже от родного брата императора Александра III, Владимира, который возмутился, увидев монумент.


ПОЧЕМУ ЛЮДИ ОСТАЛИСЬ НЕДОВОЛЬНЫ?


Неизвестно, сильно ли Николай II вникал в творческий замысел скульптора Трубецкого, но памятник получился очень неоднозначным.

Как и на большинстве подобных монументов, здесь государь восседал на коне. Но проблема в том, что и сам царь, и конь выглядели слишком нелепо и неуклюже.

Открыли памятник Александру III в июне 1909 года на Знаменской площади Петербурга, возле Московского вокзала. Многие петербуржцы смущались и считали, что монумент только оскверняет память почившего императора. А некоторые без стеснения обсмеяли сие творение, прозвав его «бронзовой карикатурой».

Самый неуклюжий памятник Петербурга Александр III, Памятник, История, Длиннопост

Торжественное открытие памятника императору Александру III в Санкт-Петербурге (на Знаменской площади) в присутствии императорской фамилии, двора, духовенства и войск. 28 мая 1909 года.


Вдова самого Александра Александровича не отрицала портретного сходства памятника, но на этом сильные стороны монумента исчерпывались. Присущая подобным произведениям идеализация и парадность были далеки творению Трубецкого. Одежда на царе мешковата, конь слишком крупный и грузный.

Сам итальянец отзывался о своей работе достаточно странно, объясняя, что только лишь изобразил одно животное на другом. В другой раз он говорил, что показал не самого императора, а его образ, составленный из самых характерных черт.

Искусствовед Николай Врангель, ценивший творчество Трубецкого, очень критично отозвался о работе скульптора и назвал памятник Александру III его худшей работой.

Остался не в восторге и министр Сергей Витте. Он даже приказал не высылать Трубецкому приглашение на открытие.

А сам государь Николай II, изначально не скрывавший негативного отношения к итальянскому мастеру, сказал, что его сыновьи глаза оскорблены. Царь уже хотел было приказать увезти монумент в Иркутск, подальше от столицы, а на площади поставить другой памятник, но что-то его остановило.

Самый неуклюжий памятник Петербурга Александр III, Памятник, История, Длиннопост

Депутация лейб-гвардии Преображенского полка на открытии памятника Александру III


Почти сразу памятник стал героем фольклора.

Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.


Третья дикая игрушка

Для российского холопа:

Был царь-колокол, царь-пушка,

А теперь ещё царь-жопа.


Не скромничал в своих оценках также художник Илья Репин. В ту минуту, как увидел его, закричал:

«Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и всё его царствование!»


Другой художник — Борис Кустодиев, оставил комментарий в письме своей жене:

«Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают…»

Самый неуклюжий памятник Петербурга Александр III, Памятник, История, Длиннопост

Императрица Мария Фёдоровна на открытии памятника Александру III в Санкт-Петербурге 23 мая 1909 года


СУДЬБА ПАМЯТНИКА


Монумент неоднократно переставляли. В 1937 году его перенесли во двор Русского музея. На время блокады каменного императора накрыли мешками с песком и настилом из бревен. После войны постамент разобрали, и сделали из него несколько гранитных блоков.

Впоследствии их использовали для бюстов Героев СССР, ныне находящихся в Парке Победы.

После смерти Сталина памятник Александру III вернули на место возле музея.

Все восьмидесятые произведение искусства, в связи с капитальным ремонтом корпуса Бенуа, простояло под деревянным колпаком, скрываясь от взоров людей. В 1990 году монумент освободили из пыльного заточения, и он вновь напомнил петербуржцам о себе.

А еще через четыре года помотанного судьбой Александра III перенесли в то место, где он стоит и сейчас – возле входа в Мраморный дворец, что на Миллионной улице. Люди до сих пор приходят туда, чтобы увидеть этот, возможно, неудачный, но точно легендарный памятник.

https://moiarussia.ru/samyj-neuklyuzhij-pamyatnik-peterburga...

РОДИОН ТВОРОГИН