Самый богатый спортсмен в истории
В настоящее время мало кого можно удивить огромными многомиллионными гонорарами профессиональных спортсменов. Более того, некоторым из них удалось преодолеть рубеж в 1 миллиард долларов (Майкл Джордан - баскетбол, Джек Никлаус - гольф, Флойд Мейвезер - бокс). Но никому из них даже близко не удалось подобраться к самому богатому спортсмену в истории - Гаю Аппулею Диоклу - древнеримскому гонщику на колесницах, который заработал за 24 года карьеры умопомрачительную сумму в 35 863 120 сестерциев, что эквивалентно 29 миллиардам современных долларов (итоговое состояние спортсмена выбили после подсчетов на посмертном памятнике). По оценкам историков, состояние колесничего оказалось впятеро больше активов самых крупных и богатых губернаторов Рима, и при желании атлет мог год кормить столицу хлебом, либо нанять всю армию страны на пару месяцев.
Гай Аппулей Диокл родился в 104 году нашей эры в римской провинции Лузитания, в городе Ламекум - теперь он называется Ламеу и входит в португальский винодельческий субрегион Дору. Его отец владел небольшой провинциальной транспортной конторой, так что семья будущего рекордсмена была достаточно обеспеченной, и Диокл посвятил себя своей страсти — лошадям. В 18 лет переехал в Рим и начал выступать в гонках колесниц на крупнейшем стадионе-ипподроме «Большой цирк» («Циркус Максимус»).
Сперва Гай Аппулей Диокл защищал цвета «Белой команды», собиравшей участников из низших слоев общества вроде рабов, бедняков и варваров. Она обладала худшим по качеству оборудованием и лошадьми, поскольку финансировалась из доли призовых участников, а вчерашние новички, гонявшиеся ради денег или из желания выкупить себя из рабства, не обладали должной сноровкой и часто гибли на ипподроме, ничего не добиваясь.
Через шесть лет, в возрасте 24 лет, он стал выступать за «Зелёную команду», которая на тот момент была самой популярной в народе организацией, собравшей под своими знаменами лучших атлетов.
Спустя всего 3 года Гай Аппулей перешёл в «Красную команду», где к тому моменту не осталось ни одного по-настоящему известного гонщика. Благодаря переходу он серьезно выиграл в финансах и славе, поскольку стал флагманом организации и выбил эксклюзивные условия со сниженным процентом отчислений с призовых в адрес команды. В итоге Диокл остался в команде на 15 лет, вплоть до конца своей спортивной карьеры, а после ухода с ипподрома купил целое поселение Праенесте (современная Палестрина) и отправился туда доживать в тишине и спокойствии, став чуть ли не единственным в истории гонщиком, реально добравшемся до преклонных лет. Так как гонки на колесницах были опасным видом спорта, часто в результате падения с колесниц спортсмены гибли или становились инвалидами.
Диокл собирал сотни тысяч зрителей не только постоянными победами. Большинство его заездов превращалось в шоу с прорывами из второй десятки в топ-3 лучших - Гай Аппулей старался пересечь финишную черту в последний момент и откладывал все возможные обгоны на последние круги. Именно поэтому толпа сходила по лузитанцу с ума - ни один другой гонщик не дарил им столь же сильных эмоций. Заезды рекордсмена быстро стали главным событием дня, собирали максимальную публику и лидировали по объему разыгрываемых призовых.
И все таки откуда взялась такая космическая по современным меркам сумма?
За свою долгую 24-летнюю карьеру Диокл заработал 35 863 120 сестерциев, эквивалент в золоте составил 2600 кг, а в 2010-м эксперты оценивали состояние Диокла в 15 миллиардов долларов. Недавно Bloomberg пересчитал заработки атлета по отношению к внутреннему валовому продукту древнего государства и вывел, что объем выигранных в гонках сестерциев эквивалентен даже 29 миллиардам современных долларов.
За карьеру он проехал 4257 гонок и выиграл 1462 из них — по проценту побед опередил бы всех великих чемпионов современной «Формулы-1», кроме Хуана-Мануэля Фанхио и Альберто Аскари. Помимо наград за первые места Диокл 861 раз удостаивался премий за второе место и 576 раз — за третье. Лишь 1357 раз гонщик не попал в топ-3.
Победитель в римских гонках на колесницах получал от 20 до 60 тысяч сестерциев в зависимости от класса заезда и уровня стадиона. В провинциях призовые были в несколько раз меньше, но все равно на порядки превышали заработки обычных граждан: к примеру, легионер в годы Диокла получал примерно 80-100 сестерциев в месяц. Высочайший уровень оплаты гонщиков связан с высокой смертностью и травматичностью: чуть ли не в каждом заезде хотя бы один колесничий падал с повозки и завершал карьеру из-за многочисленных переломов или даже гибели.Гай Аппулей же был настолько хорош, что гонялся без инцидентов целых 24 года (по 177 заездов за сезон).
Влияла на экономику заезда и посещаемость: «Циркус Максимус» (621 метр в длину и 118 – в ширину) вмещал четверть населения Рима (250 тысяч человек) – и на каждую гонку Диокла стадион всегда заполнялся под завязку.
Именно из-за всеобщей народной любви историки считают свершения Диокла максимально подлинными: из-за его популярности все свершения колесничего тщательно записывали много источников. Поэтому пусть его жизнь с карьерой и кажутся сказочными и нереальными, но они в самом деле случились. Главная звезда «Циркуса Максимуса» сверкала чрезвычайно ярко — и, скорее всего, ее уже никто и никогда не превзойдет.