«Самым сложным было снять пургу»: первый фильм о Норильске вышел в 1945 году

Первые киношники – киноэкспедиция из Новосибирского отделения «Союзкинохроники» – прибыли в Норильск в марте 1945 года. Кроме троих приезжих документалистов к работе подключились и норильчане, причем на них легла львиная доля работы.

«Самым сложным было снять пургу»: первый фильм о Норильске вышел в 1945 году Норильск, Советское кино, Таймыр, Русская арктика, Заполярье, Длиннопост

На съемках фильма «Гигант Заполярья», 1945 год

Сценарий всего за несколько дней написал Евгений Рябчиков – один из первых журналистов Норильска. Инженер Игорь Морель обеспечивал административные и техническое функции, помогали журналист Алексей Гарри и фотограф Виктор Гласс. Киноэкспедицию окружили заботой и вниманием, даже на месте изготовили лампы освещения – взамен разбившихся в дороге.

«Самым сложным было снять пургу»: первый фильм о Норильске вышел в 1945 году Норильск, Советское кино, Таймыр, Русская арктика, Заполярье, Длиннопост

Руководство новосибирской студии рассчитывало на фильм об охотниках, оленеводах и полярниках. Крайний Север представлялся им местом зимовок и полярных станций. Но гостей встретила совсем иная картина.

«Самым сложным было снять пургу»: первый фильм о Норильске вышел в 1945 году Норильск, Советское кино, Таймыр, Русская арктика, Заполярье, Длиннопост

Снять старались по максимуму: шахта, рудник, металлургический завод, ТЭЦ, Дом инженерно-технических работников – знаменитый ДИТР, стадион, научная библиотека, типография, детский сад, совхоз… Даже самолеты, вывозившие продукцию комбината. На все заявки не хватало пленки.

«Самым сложным было снять пургу»: первый фильм о Норильске вышел в 1945 году Норильск, Советское кино, Таймыр, Русская арктика, Заполярье, Длиннопост

На съемках фильма «Гигант Заполярья», 1945 год. Справа – Евгений Рябчиков

Самым сложным, как вспоминал Евгений Рябчиков, было снять то, чего в Норильске с избытком, – обыкновенную пургу:

«Первая попытка снять настоящую пургу оказалась неудачной. Снег забил объектив, вокруг, за густой снежной завесой, ничего не было видно. Пришлось прибегнуть к технике и создать искусственную пургу. На городское озеро прилетел легкокрылый самолет ПО-2. С помощью лошадей его отбуксировали в центр города. Для этого пришлось расчистить дороги, снять перила мостов.

Как только утих ветер и показалось солнце, мы приступили к съемке. Механики запустили мотор, от хвоста самолета помчались стремительные потоки воздуха. Вихри подняли тучи снега, закачали тощие лиственницы и заставили, как в пургу, согнуться людей и чуть не ползком передвигаться по насту.

Норильчане, привыкшие к полярной ночи, к жестким пургам, с неудовольствием наблюдали за нашими опытами с «самолетной пургой». Старым заполярникам это казалось кощунством. В газетах появились карикатуры и шаржи киноработников, которым, видите ли, в Арктике не хватает пурги».

«Самым сложным было снять пургу»: первый фильм о Норильске вышел в 1945 году Норильск, Советское кино, Таймыр, Русская арктика, Заполярье, Длиннопост

Съемочная группа «Гиганта Заполярья». Крайний справа – Евгений Рябчиков

Съемки закончили к 1 мая 1945 года, а к лету получился 20-минутный фильм «Гигант Заполярья». Первый показ в Норильске прошел 23 июня, в день десятилетия комбината, в ДИТРе – при полном зале. Картину прокрутили несколько раз. А затем и остальная страна увидела Норильск – еще не обозначенный на карте поселок.

«Самым сложным было снять пургу»: первый фильм о Норильске вышел в 1945 году Норильск, Советское кино, Таймыр, Русская арктика, Заполярье, Длиннопост

Текст: Светлана Ферапонтова

Источник: Таймырский телеграф