Самозанятый как ООО. Мини хистори
В комментариях к предыдущему посту @sjdgdgdhshah, попросил пост, как я открывал ООО. Ну что ж, попробую своим занудным стилем общения рассказать.
Идея быть самому себе начальником (какой был наивный) пришла после первых пяти лет трудовой деятельности, когда я ещё был зелен, ни разу не был окован узами брака, но уже накатался по командировкам по большей части России, особенно в 2010 году, когда дома я пробыл суммарно три недели за весь год, потерял ощущение родной кровати, и морально подустал, выполняя не всегда нравившиеся указания начальства, одновременно "угождая" требованиям и техническим "хотелкам" заказчиков.
Но уйти "в свободное плавание" было боязно и казалось все нестабильным: вдруг два-три-месяца или полгода окажусь без ЗП?
Первый опыт ООО был с первой женой. Она кадастровый инженер, в БТИ работать за гроши не хотела, а тут появился я, с официальной хорошей ЗП, и готовый помочь с финансированием своей благоверной. По глупости/или боязни я позволил ей открыть ООО на нее единолично, набрал в первые 1,5 года деятельности её фирмы потреб.кредитов на себя для покупки геодезического оборудования, офисных ПК, плоттера, лицензий на соответствующее ПО для ее деятельности, суммарно на 2 млн.р. Как итог, развод через 1,5 года (после формирования базы постоянных клиентов (в виде агентств недвижимости, строительных компаний и т.д.)), компенсация по судам мне 300 т.р.. и все!
Какие ошибки первого ООО:
1. Не верьте никому на слово. Дали денег юр.лицу (даже учредителю в виде своей супруги/брата/ родственника и т.п.) - оформляйте все документально, лучше через нотариуса. И вообще любые суммы, которые для вас существенны более чем просто прогулять в баре/ресторане, оформляйте документально в виде расписки, договора займа и т.д.
2. Любые работы оформляйте письменно. Даже через ватсап подойдёт: подведите итог разговора/договоренностей попунктно, всегда выявляется в этот момент, что кто-то не так понял какой-то нюанс. Как итог: либо выполненная лишняя работа, либо не выполнено то, что подразумевал заказчик, и соответственно борьба за оплату - вы хотите деньги за работу, заказчик не получил, что хотел.
3. Не арендуйте офис до регистрации ООО и даже в первые месяцы, если он вам действительно не нужен. Помню, как бывшая месяц выбирала офисное помещение и мебель для офиса: весь июнь, а ООО зарегистрировала в сентябре, а первый клиент был в январе следующего года. У меня за 8 лет деятельности моего ООО до сих пор нет офиса, он мне не нужен.
4. Не нанимайте сотрудников до получения объемов работ, особенно родственников и друзей. Родственников и друзей привлекайте тех, которые будут с вами носом землю рыть в поисках первых объемов работ и их выполнения и только после этого требовать оплату. Помню бывшая на первых порах трудоустроила коллегу-подругу из БТИ, так та, ничего не делая для поиска заказов, в конце месяца потребовала зарплату за "пустой" месяц.
5. И многое другое, чего не вспомню уже сейчас. Главное, выбирайте ту сферу, в которой вам интересно заниматься даже ночью. Потому что в любой деятельности вы будете заниматься интересным для вас в лучшем случае на 70 %, остальное - вынужденное, не интересное, но требующее уделять внимания для деятельности вашего ООО.
После развода с бывшей, несмотря на то, что я ей помогал в поисках клиентов, даже подогнал пару тендеров и выиграл их, я остался без работы (уволился с постоянной работы в последний год брака, чтобы помочь с поисками клиентуры для её фирмы), практически без денег и с твердым желанием: работать на себя. Ну и с пониманием, что все как мы делали в ее ООО, не совсем правильно, не совсем корректно. А тут как раз звонок от менеджера Филиппа Богачева: пройти тренинг Бизнес-Старт. Фила я знал с 2007, после прохождения тренинга по пикапу (тогда очень помог его тренинг в целом общаться с новыми и незнакомыми людьми, ну и некоторых из них, в частности, красавиц женского пола, стимулировать общаться в горизонтальной плоскости), я, как тренеру, ему доверял, поэтому на Бизнес-Старт пошел. И узнал о многих ошибках, которые уже допустил, и которые не желательно допускать.
И вот прошло 8 лет. Я считаю себя до сих пор Самозанятым, потому что мой доход на сегодня колеблется в диапазоне 200-300 т.р. в месяц. Это конечно выше среднего в моем регионе, но это не бизнес. Бизнес - это от трёх сотрудников в штате, прибыль - от 500 т.р. в месяц при трудозатратах 5 часов в день. Я же работаю примерно 10 часов в будни, 3-4 часа в выходные и праздники. Если бы 8 лет назад в законодательстве было бы понятие Самозанятого, то выбрал его, а так ООО уже мне привычно. Болеть мне некогда, за 8 лет было два периода по неделе, когда я болел, мой доход в эти недели был на уровне 15 т.р. в неделю, с учётом того, что работу выполняли мои сотоварищи, которым я выплатил львинную долю прибыли от объема работы за эти дни.
Что из плюсов-минусов:
1. Болеть не можем. Болеем - не работаем, нет денег. Соответственно следим за своим здоровьем, страхуюсь по ДМС. Плюс витамины, плюс лечим все нюансы, чтобы неожиданно не выпасть на неделю-две по болезни, которую можно разглядеть заранее.
2. Работаем как хотим: позвонил заказчик в субботу в 8 утра, сразу захотели и поработали до воскресенья 23:00, но не забываем потом отдохнуть, например в понедельник до обеда на звонки не отвечаем, отсыпаемся.
3. Каждый заказчик - твой начальник. Ужом вьешся "угодить" ему. Это твой заработок.
4. Не каждый обратившийся - твой заказчик. Иногда лучше отказаться от "геморного" заказа: загнуть цену, сослаться на отпуск компетентного сотрудника и т.п. и т.д. Скрипт вопросов по заказу приходит с опытом,и в обсуждении сразу становится понятно: твой заказ или нет. Но бывает всякое: помню был заказ впервые обратившегося на 1,5 т.р, время было - согласился, полдня допы делал, которые всплыли в процессе выполнения; мысленно изматерился, по выполнению сошлись на 4 т.р., заказчик выдал 5 т.р. за выполнение нюансов, а на следующий день он же дал объем работ на две недели на 500 т.р. - ранее оказывается "проверял", понравилось.
Вообщем всякое бывает.
Так как открыть ООО:
1. Определиться с видом деятельности, исходя из того, чем готов заниматься даже ночью. Выбрать коды ОКВЭД на сегодня, и на предполагаемую деятельность в ближайшие год-два-три
2. Определиться с ООО, ИП, Самозанятым.
3. Определиться с налоговой ставкой: "Упрощённая 15% доходы минус расходы" выбираем, если предполагаемые подтвержденные расходы составят более 40% от выручки; выбирать лучше при производстве, например пекарня. "УСН 6% Доходы" выбираем если расходы составят не более 40%;оптимально при оказании услуг. Самозанятый, если преимущественно работаете с физ.лицами.
4. Подать заявление в налоговую. При ООО, предоставив решение учредителя, устав, оплаченную госпошлину, уведомление в выборе налогового режима, документы, подтверждающие право использования юр.адреса согласно деятельности ООО (мне достаточно было регистрации по месту жительства).
Как я веду бухгалтерию? При оформлении расчетного счета на ООО в Альфа-Банке, мне предложили воспользоваться облачной интернет-бухгалтерией МоеДело (предоставили скидку). До сих пор использую этот сервис, моих обычных рядовых познаний хватает,чтобы вовремя сдавать все отчеты, бух.баланс и т.д.
Рекламировался я только первый год через Яндекс.Директ. Все остальные заказчики "пришли" через "сарафанное радио": репутация - лучшая реклама.
Вообще нюансов много, не попробуешь, не узнаешь.
Сумбурно получилось. Писал на тапок. Звиняйте