9

Резьба по кости на Чукотке

Перед нами работа Лидии Теютиной «Уэленская косторезная мастерская»:

Л. Теютина «Уэленская косторезная мастерская». Уэлен, 1980. Моржовый клык, графит цветных карандашей, гравировка. МЦ «Наследие Чукотки».


Создана эта гравюра в 1980 году. Художник показала нам все этапы работы чукотских резчиков и гравёров – от первичной обработки материала до отправки готовых изделий на «материк». В левой части рисунка изображены уэленцы, занятые подготовкой моржовых клыков к работе. Одни удаляют с их поверхности верхний, потемневший и шероховатый, слой, другие распиливают клыки на части. (Делают это в том случае, если клык будет передан в дальнейшем не гравёру, а резчику, который изготовит из него несколько предметов – скульптур, украшений, декоративных ножей).


В центре композиции – два длинных стола, за одним из которых сидят резчики, за другим – гравёры. (Обратите внимание: гравёрами на рисунке Л. Теютиной являются только женщины; ниже я объясню, в чём тут дело). Перед резчиками стоят фигурки полярных зверей. Гравёры покрывают рисунками цельные моржовые клыки. Дальше вправо сотрудники мастерской укладывают готовые изделия в компактные деревянные ящики. И, наконец, заключительная картина: ящики с чукотской резной костью несут к самолёту, в котором её повезут на "большую землю".


Лидия Теютина, заслуженный художник Российской Федерации, проработавшая в «уэленской косторезке» с середины 1960-х до начала 2000-х годов, как никто другой знала, как протекает «обычный рабочий день» у народных мастеров Уэлена. Знала и достоверно изобразила его на одной стороне клыка. А что представляет собой композиция, выполненная на другой его стороне?

Л. Теютина «Уэленская косторезная мастерская». Уэлен, 1980. Моржовый клык, графит цветных карандашей, гравировка. МЦ «Наследие Чукотки».


Здесь Теютина рассказывает предысторию описанных выше событий. Действие тоже разворачивается слева направо. Лежат на льдинах моржи, к ним приближается вельбот с охотниками. Вдали видна ещё одна лодка. Она идет к посёлку с привязанными к борту тушами убитых зверей. Следующая сцена переносит нас на морской берег. Сельчане разделывают добычу, взвешивают на больших товарных весах моржовые клыки и относят их на носилках в косторезную мастерскую. Деревянное здание на заднем плане – это и есть знаменитая УКМ, Уэленская косторезная мастерская. Сегодня она выглядит по-другому, но в 1990-х годах я видел прежнюю мастерскую и могу засвидетельствовать: «старая косторезка» изображена с поразительной точностью.

Онно «Декоративный стакан». , 1950. Моржовый клык, графит цветных карандашей, гравировка. МЦ «Наследие Чукотки»


На его ободке отчётливо прочитываются имя гравера, Онно, дата – 1950 год, а также имя человека, для которого этот стакан был изготовлен. «На память Поломошнову Н.В.» . О великане Лолгылине, съедающем кита как мелкую рыбёшку и сидящем на вершине горы, как на стуле, поговорим чуть позже.

Онно «Декоративный стакан». , 1950. Моржовый клык, графит цветных карандашей, гравировка. МЦ «Наследие Чукотки»


Посмотрим на улыбающегося каюра, уносящегося в небеса на оленьей нарте. Это, как уже говорилось, Солнце. Согласно чукотским преданиям, Солнце могло принимать облик человека и спускаться на землю. Провожают его мужчина в длинной кухлянке и женщина в меховом керкере (комбинезоне). Они стоят возле яранги оленеводов. (Жилища морских зверобоев выглядели несколько по-иному). Рядом с ярангой грузовые нарты, что тоже указывает на то, что действие происходит в континентальной тундре. Мужчина приветливо машет рукой вслед мчащемуся навстречу звёздам Светилу. Женщина же, напротив, повернулась к нему спиной и выглядит огорчённой.


В чукотской коллекции Государственного музея Востока есть гравюра на моржовом клыке, выполненная в 1956 году Верой Эмкуль. Называется она «Муж-Солнце». Эмкуль была первой чукчанкой, взявшей в руки инструменты гравёра. До её прихода в мастерскую Уэлена, а произошло это в середине 1930-х годов, резьбой и гравировкой по кости занимались на Чукотке только мужчины. Лидия Теютина – автор композиции «Уэленская косторезная мастерская» – была дочерью Веры Эмкуль. Помните, выше я просил обратить внимание на то, что на рисунке Теютиной за столом, где выполняется гравировка, сидят исключительно женщины? Действительно, вслед за Эмкуль гравировщицами стали несколько жительниц Уэлена, и хотя среди тех, кто рисовал на моржовых клыках, было по-прежнему немало мужчин, именно женщины привнесли в уэленскую гравировку ту особую тщательность исполнения, которая отличает гравюры уэленских художников от аналогичных работ, выполненных другими мастерами.


Кто же изображён на гравюре «Муж-Солнце»? Каков сюжет этой сказки? Перед нами её начало:

В. Эмкуль «Муж-Солнце». Уэлен, 1956. Моржовый клык, графит цветных карандашей, гравировка. ГМВ


Слева жилища морских зверобоев, байдары под парусами, преследующие китов…. В центре – летняя тундра и две девушки, две сестры, старшая и младшая. В руках у них мотыги. Девушки выкапывают корни съедобных растений. Сверху из-за облаков смотрит на них Солнце. Смотрит и, превратившись в мужчину, спускается на землю. Мужчина вступает в разговор с младшей из девушек, а затем забирает её сестру с собой на небо. В правой части графической композиции зритель видит, что младшая сестра вначале растерянно сидит на мешке с кореньями, а затем устремляется прочь из тундры.

На другой стороне моржового клыка продолжение волшебной истории:

В. Эмкуль «Муж-Солнце». Уэлен, 1956. Моржовый клык, графит цветных карандашей, гравировка. ГМВ


Мы снова видим яранги береговых жителей, охоту на китов. Казалось бы, в селении ничего не изменилось, но это не так. В центре гравюры, левее лагуны, изображена женская фигурка, спускающаяся по склону сопки. Это сестра девушки, унесённой Солнцем. И вот уже она стоит окружённая односельчанами и, судя по тому, как подняты её руки, взволновано рассказывает им о случившемся в тундре. Сельчане обеспокоены, услышать рассказ девушки спешат другие жители посёлка….


Каков же конец у сказки о Солнце, забравшем к себе молодую чукчанку? По версии Веры Эмкуль – сохранился записанный со слов художницы сюжет этой легенды, – девушка стала женой Светила, но вскоре тайком убежала от него и вернулась на землю. Через какое-то время у неё появилась новая семья. На гравюре «Муж-Солнце» нет окончания этой истории. Её финал гравировщица изобразила уже на другом моржовом клыке. Примечательно, что в устном рассказе Эмкуль была деталь, которая указывала на то, что женщина, покинувшая «солнечного мужа», впоследствии грустила о нём. Не такое же ли чувство грусти испытывает героиня Онно, провожая уносящееся на оленьей упряжке Солнце?


О Лолгылине, великане, изображённом на другой стороне декоративного стакана, рассказывают такую историю. Однажды осенью охотники загарпунили кита, но убить его не смогли. Раненый кит потащил байдару в открытое море. Начался шторм. Зверобои высадились на большую льдину. Ветер долго носил её по волнам и пригнал к неведомой земле. Неподалёку от берега люди увидели огромного человека. Он ловил руками китов и отправлял в рот. Насытившись, великан присел отдохнуть на вершину горы. Зверобои подплыли к нему и попросили помочь им вернуться домой.


Великана, бредущего по морю, которое ему не выше колена, и его же, беседующего с морскими охотниками, мы видим на рисунке Онно. О том, что произошло дальше, посетители выставки могли узнать, рассматривая другой экспонат из коллекции Музейного центра «Наследие Чукотки»: гравюру Л. Эйнес, выполненную на цельном моржовом клыке.

Л. Эйнес «Сказка о Лолгылине». Уэлен, 2009. Моржовый клык, графит цветных карандашей, гравировка. МЦ «Наследие Чукотки»


Автор «Сказки о Лолгылине» Любовь Эйнес начинает свой рассказ с уже известных нам эпизодов. В левой части клыка она нарисовала, как охотники несут к воде лодку. Затем мы видим их в море, преследующими кита. Следующая сцена – высадка на льдину. Дальше тоже знакомый нам сюжет: зверобои беседуют с Лолгылином, при этом один из них -- так же, кстати, как на рисунке Онно -- стоит на ладони великана. Последний фрагмент графической композиции: подготовка ко сну. Именно подготовка ко сну – это не опечатка! Великан, сев на землю, снимает с себя торбаса, а охотники забираются вместе с байдарой в его гигантскую рукавицу, которая станет им на время тёплой ярангой.

Что произошло на следующий день? Любовь Эйнес рассказывает об этом на другой стороне моржового клыка, но уже с помощью не цветной гравировки, а рельефной резьбы:

Л. Эйнес «Сказка о Лолгылине». Уэлен, 2009. Моржовый клык, рельефная резьба. МЦ «Наследие Чукотки»


Вкратце события развивались так. Утром хозяин разбудил гостей и сказал, что отнесёт их домой. Зверобои остались в его рукавице, и великан, взяв её в руки, пошёл через волны и льдины вдаль, туда, где находилось селение зверобоев. Придя в посёлок, он вытряхнул лодку с охотниками на землю, лёг отдохнуть и заснул так надолго, что уже и зима пришла и ушла, и весна наступила. Разбудили Лолгылина звери. Великан поднялся на ноги и отправился восвояси.


Автор: Михаил Бронштейн, к.и.н., главный научный сотрудник Государственного музея Востока

Фотографии С. Терещенко и Е. Желтова, дизайн В. Лифарь

https://goarctic.ru/travel/skazochnye-syuzhety-v-kostoreznom...

сайт goarctic.ru