Report

Начало здесь

http://pikabu.ru/story/dva_podkhoda_k_uslyishannomu_4495273


Формат отчёта в английском языке называется Report, и в нашем игровом варианте действия с Угадайкой он выглядел бы примерно так:


Психологом имярек было проведено групповое занятие онлайн, в котором приняли участие 30 анонимных пользователей сайта. Задачей занятия было знакомство с понятием "проекция", тема занятия не разглашалась, чтобы не повлиять на поведение добровольцев.


Всем участникам предъявлялись одни и те же визуальные стимулы, по поводу которых необходимо было ответить на два вопроса. Первый касался симпатий или антипатий к изображённым на фотографиях животным. Второй касался предположений о фантастической ситуации (якобы животные-учёные принимают участие в собрании, обсуждающем психологические темы).


Из 30 участников были такие, которые затруднились выполнить всё задание, или затруднились ответить на первый вопрос. Возможно, это связано с бессознательной работой сопротивления, или с небезопасной обстановкой в группе в целом, или с сознательным выбором поделиться лишь частью своих ответов.


Из четырёх стимулов отклик вызвали все четыре, но в разной степени. Участники описывали эмоциональный ответ несколькими словами или одним предложением, и подавляющее большинство реакций было позитивным эмоциональным откликом. Некоторые участники откликались на нескольких персонажей. Возможно, это связано с приписыванием животным собственных доставляющих удовольствие переживаний (проекцией на них своих эмоций), или с контекстом конференции, который задавал уровень позитивных ожиданий сотрудничества и высокого уровня культуры персонажам якобы мэтрам, или с запретом на приписывание персонажам мотивов и связанных с ними переживаний соперничества, снобизма, презрения, агрессии.  


Из возможных фантазий о том, почему критиковали доклад (проекция на персонажей своих мыслей) наиболее часто встречались три группы. Упрощение, примитивизм, стандартность, шаблонность, избитость темы, - безыдейность; неакадемический формат, ненаучность, свободный стиль, драматизм, - отступление от принятого порядка представления научного исследования; нетолерантность, неполиткорректность, неуважение к гендерным и расовым различиям, - отступление от идеалов гуманизма. Помимо них, звучали ответы об отсутствии новизны, свежести; о косности, авторитарности; резкости суждений, импульсивности, сексуализированности; а также о представлении собственного опыта не как Кейса, а как научного исследования.

Возможно, это связано с актуальностью для ответивших таких ценностных ориентаций, как оригинальность мыслей, соблюдение требуемой формы, соответствие идеалам, стремление к новизне, сдержанности и умению не вовлекаться эмоционально-личностно в деловые обсуждения. Другое объяснение вопроса, почему именно эти идеи оказались спроецированными вовне в ответ на стимул, это бессознательное уподобление конференции, где по очереди выступают докладчики, с группой выступающих с постами на сайте, и ожидания от окружающих. Тогда, требования, чтобы новые посты били оригинальными, написанными по канонам сайта, разделяющие идеологический дух сайта, сообщающими новое, придерживающими самопрезентацию автора, - это проекция опыта здесь и сейчас в гипотетическую ситуацию там и с другими.


Резюмируя, большинство участников не испытывали затруднений с проекцией эмоций на уровне идентичности (вне ситуации и контекста, отклик на персонажа) и легко приписывали свои мысли (проецировали идеи) в контексте ситуации "критика выступления".


Рекомендации. В индивидуальной работе можно провести аналогию между поведением в реальной жизни  как в эмоциональной (легко говорит о своих чувствах, открыт, или наоборот, закрыт, испытывает двойственные чувства), так и в мыслительной сфере (разочарован, когда собеседник не соответствует ценностным ориентирам, приписываемым ему).