73
Лига историков

Реквием по Сэнд-Крик: когда флаг перестал быть защитой

Реквием по Сэнд-Крик: когда флаг перестал быть защитой

29 ноября 1864 года над равнинами Колорадо взошло солнце, осветив лагерь, который должен был стать островком безопасности в бушующем море войны. Но вместо мира рассвет принес смерть. Резня на Сэнд-Крик стала одной из самых мрачных страниц в истории покорения Дикого Запада, моментом, когда цивилизация, кичившаяся своим превосходством, явила лик, ужаснувший даже старых вояк.

Все началось, как это часто бывает, с золота. В 1858 году Скалистые горы огласились стуком кирок — началась лихорадка Пайк-Пик. Тысячелетний уклад жизни прерий рухнул под напором белых поселенцев. Договор форта Уайз 1861 года, лишивший индейцев огромных территорий, стал первым шагом к трагедии.

Как и в любой хорошей истории, там было два антагониста. С одной стороны — Чёрный Котёл, вождь шайеннов, который, несмотря на все обиды, искал мира. Он верил, что сосуществование возможно, и убедил часть своего народа довериться обещаниям властей. С другой — полковник Джон Чивингтон, бывший методистский проповедник, сменивший Библию на револьвер. Он видел решение «индейского вопроса» только в тотальном уничтожении.

Осенью 1864 года, поверив гарантиям безопасности, около 800 мирных шайеннов и арапахо разбили лагерь в излучине пересыхающего ручья Сэнд-Крик. Большинство мужчин ушли на охоту, оставив в типи стариков, женщин и детей. Над жилищем Чёрного Котла гордо реял огромный американский флаг — подарок властей, который, как уверяли вождя, должен был служить надежным щитом от нападения солдат.

Но для Чивингтона этот флаг был не более чем цветной тряпкой. После месяцев бесплодных поисков неуловимых «враждебных» индейцев, его полк добровольцев, набранный на 100 дней службы, жаждал крови и легкой победы. «Убивайте и скальпируйте всех, больших и маленьких», — напутствовал он своих людей перед атакой.

На рассвете 29 ноября на горизонте  появилась тонкая синяя линия кавалерии. Но даже в этот миг, когда судьба сотен людей была предрешена, нашлось место порядочности. Капитан Сайлас Соул и лейтенант Джозеф Крамер, офицеры регулярной армии, отказались выполнить преступный приказ. Остальные же, не отягощенные подобными сомнениями, ринулись в атаку. Чёрный Котёл, все еще верящий в силу символов, поднял рядом с американским флагом белый стяг, но свинец не разбирает цветов.

То, что последовало дальше, трудно назвать битвой. Это было истребление. Старый вождь Белая Антилопа, заключивший мир с Вашингтоном, отказался бежать. Он стоял перед наступающими солдатами, скрестив руки на груди и распевая песню смерти, пока пули не оборвали его жизнь. Вождь арапахо Левая Рука также пытался остановить бойню, демонстрируя свои мирные намерения, но был смертельно ранен.

Индейцы, застигнутые врасплох, пытались укрыться в русле ручья, выкапывая ямы в песке, но артиллерия, занявшая господствующие высоты, методично расстреливала их картечью. Бойня продолжалась несколько часов. Солдаты, многие из которых накануне изрядно выпили, собирали трофеи: скальпы, пальцы с кольцами и даже фрагменты тел, которые «цивилизованные» победители потом с гордостью демонстрировали в театрах Денвера.

В тот день на Сэнд-Крик погибло, по разным оценкам, от 150 до нескольких сотен человек, две трети из которых были женщинами и детьми. Чёрному Котлу чудом удалось спастись, чтобы погибнуть четырьмя годами позже в другой бойне — на реке Уошите.

Весть о вероломстве Чивингтона разлетелась по прериям со скоростью выпущенной стрелы. Те, кто призывал к миру, были убиты или дискредитированы. Власть перешла к «Воинам-Псам» — непримиримым бойцам, для которых теперь существовал только один путь — война. Доверие между народами было уничтожено, и впереди Америку ждали десятилетия кровопролитных Индейских войн.

Хотя Конгресс США осудил действия Чивингтона, назвав их «подлыми и жестокими», полковник избежал военного трибунала, так как успел уволиться из армии. Единственным его наказанием стал крах политической карьеры.

***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны длинные тексты, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.

А в TRIBUTE, на SPONSR или на GAPI ты найдешь эксклюзивные лонгриды, которых нет в открытом доступе (кому какая площадка привычнее)!

Лига историков

19.4K постов55K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения