1

Раздвоение личности: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Диссоциативное расстройство идентичности, также известное как множественное расстройство личности (раздвоение личности — один из типов), считается сложным психологическим состоянием, спровоцированным совокупностью факторов. Эксперты сходятся во мнении, что часто оно связано с тяжелой травмой в раннем детстве: как правило, экстремальным и повторяющимся физическим, сексуальным или эмоциональным насилием. Однако так, справедливости ради, бывает не всегда.

Массовая культура породила множество мифов о диссоциативном расстройстве идентичности, порой крайне далеких от истины. В этом материале — ответы на главные вопросы о том, что на самом деле происходит с человеком при таком диагнозе.

Что такое диссоциативное расстройство идентичности?

Большинство из нас испытывают мягкую диссоциацию каждый раз, когда мечтают о чем-то нереальном, или когда представляют, как могла бы выглядеть их работа, пока трудятся над увлекательным проектом. Однако диссоциативное расстройство идентичности — тяжелая форма диссоциации, психический процесс, который приводит к отсутствию связей в мыслях, воспоминаниях, чувствах и действиях. Диссоциативное расстройство, как полагают, обусловлено сочетанием факторов, первое место среди которых занимает травмирующий опыт. Диссоциативный аспект здесь становится механизмом преодоления, когда человек буквально отделяет себя от ситуации, которая слишком жестока или травматична для него, в поисках облегчения.

Реально ли это состояние?

Истории о диссоциативном расстройстве идентичности подчас столь невероятны (чего стоит один только Билли Миллиган), что может показаться, будто в реальности такое невозможно.

Справедливости ради, понимание развития и функционирования нескольких личностей внутри одного человека представляет сложности даже для высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому ряд экспертов полагают, что это сопровождающий диагноз другой психологической проблемы, известной как пограничное расстройство личности. Некоторые специалисты при этом думают, что диссоциативное расстройство идентичности, возможно, связано с тем, как отдельные люди справляются со стрессовым воздействием или формируют доверительные эмоциональные отношения с окружающими.

Другие типы диссоциативных расстройств, определенные в Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, ведущем руководстве по психиатрии, включают диссоциативную амнезию и деперсонализацию/дереализацию
Какова симптоматика расстройства?

Диссоциативное расстройство идентичности характеризуется наличием двух или более отдельных или разделенных состояний личности, которые постоянно имеют власть над поведением человека. С диссоциативным расстройством идентичности связана также неспособность вспомнить ключевую личную информацию, что совсем не похоже на банальную забывчивость. Другой аспект расстройства — вариации памяти, которые колеблются в зависимости от того, с какой личностью пациента врач имеет дело в данный момент.

Альтернативные личности при этом имеют свой возраст, пол и расу, а также жесты, манеру разговора и особенности ходьбы. Речь, впрочем, не обязательно идет о людях — это могут быть люди, животные и даже вымышленные персонажи. Момент, когда личность раскрывает себя, начиная контролировать поведение и мысли человека, называется переключением. Переключение, пишет WebMD, обычно занимает от нескольких секунд до нескольких минут.

Наряду с диссоциацией и множественностью личности, люди с расстройством могут испытывать ряд других психологических проблем, среди которых:

Депрессия и тревожность;

Перепады настроения;

Склонность к суициду

Нарушения сна (бессонница, ночные кошмары, потребность в длительном сне);

Панические атаки и фобии;

Тяга к алкоголю и запрещенным веществам;

Психотикоподобные симптомы, включая слуховые и зрительные галлюцинации;

Расстройства пищевого поведения;

Склонность к насилию и самоповреждению;

Головная боль, амнезия, потеря чувства времени и др.

Кроме того, множественное расстройство личности может заставить человека с увлечением заниматься вещами, к которым раньше он не проявлял никакого интереса. Некоторые пациенты описывают это как «чувство пассажира в собственном теле».

В чем разница между диссоциативным расстройством и шизофренией?

Шизофрению и диссоциативное расстройство идентичности часто путают, но они на самом деле очень разные.

Шизофрения — это психическое заболевание, связанное с хроническим (или рецидивирующим) психозом, характеризующееся главным образом слуховыми или визуальными галлюцинациями и верой во что-то при отсутствии оснований для этого. Вопреки распространенным заблуждениям, люди с шизофренией не имеют нескольких личностей.

Хотя риск причинения себе вреда существует как в случае шизофрении, так и в случае множественного расстройства личности, пациенты с несколькими личностями, по словам специалистов, чаще предпринимают попытки самоубийства.


Кто находится в группе риска?

Хотя причины диссоциативного расстройства идентичности остаются неопределенными, исследования показывают, что это, вероятно, психологический ответ на межличностные и экологические стрессы, особенно в ранние детские годы, когда личность особенно неустойчива и восприимчива. Ученые говорят о том, что 99% людей с диссоциативными расстройствами сталкивались с повторяющимися, подавляющими и часто угрожающими жизни событиями на чувствительной стадии детства (до 9 лет).

Диссоциация также может произойти на фоне настойчивого пренебрежения или эмоционального насилия, даже без физических или сексуальных злоупотреблений. Исследования показывают, что в семьях, где родители тираничны и непредсказуемы, дети с большей вероятностью станут диссоциативными.

Как диагностируется множественное расстройство личности?

По оценкам специалистов, требуется в среднем семь лет для постановки точного диагноза. Уже упомянутый Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders называет следующие критерии диагностики диссоциативного расстройства идентичности:


Присутствуют две или несколько отдельных идентичностей или состояний личности, каждая из которых имеет свою собственную, относительно прочную картину восприятия, отношения и мыслей об окружающей среде и о себе;

Должна встречаться амнезия, определяемая как пробелы в отзывах о повседневных событиях, важной личной информации и/или травматических событиях;

Человек должен быть обеспокоен расстройством или иметь проблемы с функционированием в одной или нескольких основных областях жизни из-за расстройства;

Нарушение не является частью обычной культурной или религиозной практики;

Симптомы не могут быть вызваны прямыми физиологическими эффектами веществ (например, во время алкогольной интоксикации) или общим состоянием здоровья.

Насколько распространено диссоциативное расстройство идентичности?

Статистика показывает, что распространенность диссоциативного расстройства идентичности составляет 0,01-1% от общей численности населения. Если говорить о диссоциации в более широком смысле, то около 1/3 людей говорят, что они хотя бы раз чувствовали себя так, словно смотрят кино с собой в главной роли. По данным специалистов, около 7% населения могут иметь какую-либо форму недиагностированного диссоциативного расстройства.

Как лечат расстройство?

Несмотря на то, что таблетки или лекарства не существует, исследования показывают, что длительная терапия может быть полезна, если пациент в этом заинтересован. Эффективное лечение включает психотерапию, гипнотерапию и вспомогательные методы лечения, такие как арт-терапия. Работа с сопутствующими расстройствами, такими как депрессия или употребление психоактивных веществ, имеет основополагающее значение для общего улучшения.

Раздвоение личности: все, что вы хотели знать, но боялись спросить Мозг, Психология, Длиннопост

Дубликаты не найдены

+2

Ахуеть заголовок к скопированной статье...

+1
У меня происходит раздвоение личности, когда я бухой в щи.
раскрыть ветку 2
0

У меня когда я бухаю щи

0

Когда я бухой в щи, у меня личность вообще отключается, утром включается и пытается вспомнить что было.

0
По стилю похоже на научную статью или монографию. Трудно читать
0

Вообще мозг может вмещать много личностей, но тогда у каждой будет минимальный период активности.

0

У меня есть всё, кроме четырёх последних

0

Заголовок поменять бы. Я уже приготовился задавать вопросы одной из личности, а тут тупая копипаста.

Похожие посты
68

Детское сознание и психология развития

Дорогой читатель, ты можешь ненавидеть психологию развития, ты можешь ненавидеть детей, они - страшные, тупые, вечно орут, ты чайлдфри – ок, это твоё право. Но эта наука помогает понять нас, взрослых людей. Если вдруг ты захочешь узнать, какого цвета зебра: белая в чёрную полоску или чёрная в белую, то ты не найдёшь ответа, тупо наблюдая за ней часами. Чтобы дать ответ на этот глупый вопрос, тебе придётся изучить развитие зебры (к слову, она черная в белую полоску). Однако, здравствуйте.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Итак, что нам известно о детях? 1. Они – маленькие учёные, которые активно познают мир (активнее взрослых) и которые постоянно выдвигают теории относительно этого мира.

2. Они - тупые.

3. Они – гораздо умнее, чем мы считаем.


Что нам нужно, чтобы их исследовать? Надо быть умнее их и немного умнее обычного взрослого, потому что у ребёнка нельзя спросить, о чём он думает или что чувствует, надо постоянно изобретать хитрые методы. Первый метод – посмотреть на мозговые волны. Например, можно построить специальную соску, которая будет играть музыку, когда дети её сосут. И смотреть, как влияет музыка на ярость сосания соски и на мозговую активность.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Второй метод – это взгляд ребёнка. Тем самым мы обращаем внимание на предпочтение ребёнка. Скажем, ты, любимый читатель, хочешь знать, умеют ли дети отличать страшные лица от красивых? Тебе надо взять фото страшного человека и себя, красивого. Смотрим, куда дольше глядит ребёнок, - Profit. Мы также можем обращать внимание на удивление ребёнка. Например, умеют ли дети различать цвета? Показываем ребёнку постоянно синие игрушки, ему становится неинтересно, потому что мозг уже понял, что это за игра. А потом показываем зелёную игрушку. Если ребёнок заметит разницу, он будет смотреть дольше. Как кто-то заметил в комментариях к прошлому посту, полугодовалые дети уже удивляются, когда видят парящий объект, который нарушает законы гравитации.


Как дети приходят к пониманию вещей в мире, когда ничего не знают? Во-первых, из-за взросления нейронов и роста мозга. Б0льшая часто нейронов в твоей голове, читатель, сейчас – те же самые, которые были у тебя ещё в утробе матери. Однако с взрослением нейроны с бешеной скоростью объединяются в сложные сети, эти сети состоят в других сетях, мозг постепенно обучается их «архивировать», запускать не полную программу, а частичную (вам не надо вспоминать, что лев – это дикое животное, семейство кошачих, проживающий на территории Африки и т.д. Мозг просто врубает адреналин на полную и запускает программу «бей или беги»). Во-вторых, из-за процесса миелинизации. Но этот процесс достаточно долгий. Даже тинейджеры до конца не миелинизированны. Их префронтальная лобная часть, например, вообще без миелина (забавно, что эта часть мозга, которая отвечает за всё рациональное, взвешенное и прогнозное, созревает у нас в самом конце годам к 20-21. Вспомните себя в молодости. Украсть дорожный знак! Запросто. Выпить залпом бутылку водки? Пф, подержи-ка моё пиво. Перебежать МКАД с завязанными глазами? Звучит небезопасно, но, чёртов сукин сын, я в деле!).


Проблема детского мозга

Естественно, у детского мозга много проблем, иначе бы они были разумными уже с рождения. Но мы с вами разберём самые занимательные.


Торможение (1-2 года). Лучше всего проиллюстрирует эту проблему тест под названием «А не Б». Для теста вам понадобится: 9-месячный ребёнок, карандаш и две кружки. Берём карандаш и кладём в кружку №1. Ребёнок тянется к карандашу в кружке №1. Повторяем. Повторяем. Повторяем. Хоба! Теперь кладём карандаш в кружу №2 – ребёнок всё равно тянется к кружке №1. Раньше считалось, что ребёнок не в курсе, куда делся объект, но со временем стали замечать, что малыш, хоть и тянется к кружке №1, всё равно смотрит на кружку №2, где лежит карандаш. Бедняга всё понимает, но у него ещё не развилась та часть мозга, которая отвечает за контроль такого поведения. Он знает, где находится карандаш, просто не может остановиться.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Эгоцентричность (3 года). Как я уже писал ранее, дети не могут понять, что другие люди воспринимают мир по-другому. Как мы с тобой, читатель, сможем это проверить? Всё верно, с помощью опыта «Три горы». Детям показывают 3 горы и просят нарисовать их. Вроде изян. А потом их просят нарисовать эти же горы, но с другой стороны, как если бы на эти горы смотрел плюшевый медвежонок. Вот тут-то дети и впадают в ступор.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Сохранение пропорций (5 лет). Тут всё просто для нас (но экстремально сложно для ребёнка). Если перелить воду из стакана в другой, который выше, но тоньше, объём не изменится (я, надеюсь, вы это знаете). Если взять карандаши и сложить их не бок к боку, а конец к концу, их количество не увеличится, хотя фигура станет длиннее. Дети этого не знают, потому что у них ещё нет таких концептов в голове. Собственно, вот ещё один пример: есть кольцевая труба, по ней кидают шарик. Какая траектория будет у шарика: А или Б? Как ни странно, многие взрослые люди ошибаются. Однако, если у них спросить тот же вопрос, но шарик заменить водой, все дают правильный ответ (потому что с водой у них есть прошлый опыт: шланг, душ и т.д.).

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Что ещё интересного я могу тебе рассказать, дорогой читатель? Дети, даже новорождённые, уже социализированы. Кстати, ты обязательно должен попробовать этот опыт, если найдёшь новорождённого. Итак, подходишь к малышу, привлекаешь его внимание, наклоняешься и высовываешь язык. В большинстве случаев, ребёнок повторит эту мимику, поддерживая социальную связь (только не забудь предупредить родителей о своём опыте. У молодых родителей меняется химия, они становятся чуточку агрессивнее и могут неправильно вас понять).


Добавлю ещё кое-что. Есть теория, по которой дети не развиваются в контексте единой истории, у них модулярное обучение. Их мозг уже запрограммирован на некоторые знания (которые передаются генами: бойся пауков и змей, не забывай дышать и сосать), но есть и те, которые надо приобрести. Откуда такая теория пошла? Есть определённые нарушения мозга, которые влияют на одну систему, но не на другую. Например, аутизм – это самый яркий пример, как социальная часть мозга отделена от других частей мозга.


Это заболевание есть у 1 из 1.000 человек, в основном у мальчиков. Нехватка социальной привязанности, проблемы с языком, проблема отношений с людьми и, самое главное, «Умственная слепота», как её описал Саймон Барон-Коэн (кстати, это ведущий учёный по аутизму, брат того самого актёра из Бората). На фото Саймон слева.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Аутисты не проявляют никаких нарушений взаимодействуя с физическим миром, они умеют сами кушать, строят конструктор, рисуют, собирают пазлы и т.д.. Но у них есть проблема с людьми. Многие такие дети не умеют разговаривать. Но даже те, кто умеет, имеют нарушения в общении.


У Саймона есть знаменитый тест «Ложных ожиданий». Салли заходит в комнату, кладёт в чёрную коробку жемчужину и уходит из комнаты. Анна вытаскивает жемчужину из чёрной коробки и кладёт её в белую коробку. Когда Салли зайдёт в комнату, в какой коробку она будет искать жемчужину?

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Надеюсь, ты правильно решил этот тест, любимый читатель. Вопрос «Где на самом деле мяч?» - это вопрос физического мира, на который все могут ответить. Но вопрос Саймона сложнее. Ответ – в чёрной коробке, даже если жемчужина не там, потому что у Салли ложные ожидания. Для 2-3 лет это сложная задача. Для 4-5 лет – уже решаемая. А для аутистов - нерешаемая. Саймон считает, что разные модули мозга по-разному изолированы у мужчин и женщин. Социальная часть более женская, чем мужская. Он даже шутил, что быть мужчиной – это страдать от лёгкой степени аутизма. Но на самом деле он имел в виду, что аутисты страдают от экстремально мужских мозгов, поэтому аутистов больше среди мужчин.


И да, к сожалению, очень малое число аутистов имеют экстраординарные способности, которые компенсируют их недостатки. Большинство таких случаев просто раздуваются СМИ.

Показать полностью 6
533

Психологическая защита

Наш мозг использует много способов защиты, сегодня расскажу о "необычных".

Паническая атака.
Да это не заболевание, а именно симптом.
Как правило свидетельствует о перенапряжении и таким способом наш мозг и тело говорят "-Мы не справляемся, помогите!"
Была на консультации профф.спортсменка, волевая, с детьми, мужем, мамой и работой. С установкой "Я всë вывезу". Как итог панические атаки, от переутомления.

Синдром раздраженного кишечника.
СРК в практике встречается реже, но не потому что действительно редкость, а потому что стыдно и трудно выйти куда либо. Самое банальное объяснение "-В туалете никто не докопается" , но на деле всë конечно сложнее.

Паралич.
Не ожидали? Да бывает и такое. Женщина не потянула домашнее хозяйство и детей. Слегла в больницу, ходить не может ноги отказали. Муж через два месяца попал в больницу с инсультом, вечером это дня женщина выписалась. И ушла своими ногами.
Слепота. Глухота. Даже потеря голоса. Возможно всë, и человек НЕ притворяется.

Алекситимия.
Человек отстраняется от своих эмоций, испытывает трудности с тем чтобы различать эмоции и телесные ощущения. Алекситимия так же является фактором риска развития психосоматики.

115

Почему люди лгут?

Ученые обнаружили, что мозг патологических лгунов отличается от мозга обычных людей. Оказалось, что у них значительно больше белого вещества.

Исследователи из американского университета Южной Калифорнии изучали три группы людей, В первую входили обычные люди, которые не были замечены ни в лжи, ни в агрессивном поведении. Во вторую группу входили заядлые лгуны, а в третью - люди с проблемами поведенческого характера.

Ученые просканировали мозг49 человек при помощи магнитно-резонансного томографа. Оказалось, что в предлобовой области коры головного мозга у лгунов на 22-26% больше белого вещества, чем у людей как из первой, так и из третьей группы.

Белое вещество отвечает в нашем мозгу за передачу информации, серое же вещество - за ее анализ. Ученые не нашли никакой зависимости результатов эксперимента ни от возраста, ни от этнического происхождения или других различий среди исследуемых людей.

В итоге исследователи предположили, что именно избыток белого вещества может быть причиной склонности ко лжи.

У лжи есть симптомы. Обычно мы моргаем в среднем шесть раз в минуту. Тот, кто лжет, моргает значительно чаще. У него появляются монотонные интонации. Он инстинктивно, не отдавая себе в этом отчета, старается слегка отвернуться от собеседника. Говорит чуть-чуть в сторону. Принимает так называемые закрытые позы (скрещивает руки на груди, ноги перекрещивает). Берет в руки какие-то предметы, как будто прикрывается ими. Прежде чем ответить даже на простой вопрос, делает небольшую, но совершенно неоправданную паузу.

Виды лжи

1. Активная ложь - умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, её демонстрация и сокрытие истины);

2. Пассивная ложь - умолчание информации (полное или частичное);

3. Осознаваемая ложь - сознательное искажение фактов, соответствующее реальной действительности (например, ложь во спасение);

4. неосознаваемая ложь - неосознанное искажение фактических событий, ввиду различных эмоциональных состояний;

5. Патологическая ложь - выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие ото лжи, лжёт ради самой лжи.

49

10 мифов о мозге

10 мифов о мозге Мозг, Мифы, Перевод, Психология, Длиннопост

Мозг использует лишь часть своих ресурсов. Он обладает „логической“ и "творческой" половинами и значительно отличается у мужчин и женщин. Мозг, о котором мы сегодня поговорим, — это совершенно особенный мозг. Особенный, потому что его попросту не существует. Хотя в некоторых головах он все же живет.

Есть множество причин существования таких мифов о мозге. Некоторые научные открытия искажаются испорченным телефоном на пути от исследовательской лаборатории через средства массовой информации к потребителю. Другие нейронные сказки когда-то действительно были правдой. Однако сегодня эти выводы устарели и лежат в архивах университетов мертвым грузом. Тем не менее, общество быстро укоренило эти сказки.

И конечно же целые отрасли промышленности, советчики и самопровозглашенные эксперты заинтересованы в том, чтобы питать и использовать эти сказки в своих целях – например, чтобы принести якобы эффективные методы тренировки мозга мужчине и женщине. Чтобы не попадаться на эту удочку, рассмотрим наиболее распространенные мифы.

1. Мозг активен всего на десять процентов


Просто так не развеять длящийся десятилетиями миф о том, что мы не используем весь потенциал наших серых клеток. Напротив, мозг — не что иное, как растратчик ресурсов. Медицинская интроскопия показала, что наш мыслительный центр активен во всей своей полноте. В зависимости от задачи отдельные области мозга загружены по-разному. Даже если мы сейчас ничего не делаем, мозг все равно работает. Так называемая мозговая цепочка отдыха повышает свою активность в таких ситуациях. Даже во сне наш мозг не отдыхает. Он обрабатывает впечатления, которые мы пережили накануне, и сортирует их в память.

Если часть мозга фактически не используется, клетки берут на себя задачи соседних областей мозга. Например, у слепых от рождения людей область мозга, отвечающая за зрение, очень активна при чтении шрифта Брайля, так как обработкой зрительной информации эта область не занята. Мозг чрезвычайно способный и может меняться в зависимости от требований.

То, что мозг оставил бы обширные области неиспользованными, также имеет мало смысла с эволюционной точки зрения. Мозг — большой пожиратель энергии. Его потребление превышает около 20 процентов наших потребностей в энергии. Эволюция на самом деле имеет тенденцию отсеивать малоэффективное. Поэтому маловероятно, что такой дорогостоящий орган с такой неиспользованной емкостью вообще развился бы.

2. Левое полушарие логическое, правое творческое

Согласно этому мифу, мы аналитически или творчески предрасположены, в зависимости от того, какое полушарие мозга мы используем больше. Игры – например, Left Brain Right Brain от Nintendo, приложения, а также самопровозглашенные гуру продают эту легенду, обещая улучшить связь между полушариями мозга или прокачать более слабое полушарие.

В этом мифе есть зерно истины. Существует определенное разделение задач, но оно относится к совершенно другим навыкам. Левое полушарие мозга, как правило, специализируется на лингвистических достижениях. Пространственное мышление, понимание чисел или распознавание лиц, скорее всего, расположены справа.


Однако нет четкого разделения. Наша правая сторона также обладает определенными языковыми „талантами“ и может улавливать речевую мелодию, интонацию и акцент разговорной речи. Кроме того, нет нейробиологических доказательств того, что у людей на самом деле доминирует левое или правое полушарие мозга.

3. Мозг мужчин и женщин по-разному устроен

Сразу скажем: да, есть различия между мужским и женским мозгом. Например, мозг мужчин, как правило, больше, чем у женщин, даже учитывая их разные размеры тела.

10 мифов о мозге Мозг, Мифы, Перевод, Психология, Длиннопост

Но следует иметь в виду две вещи: во-первых, это статистические средние значения, и они часто имеют мало общего с индивидуальным мозгом. Таким образом, конкретная женщина вполне может обладать большим мозгом, чем конкретный мужчина. А во-вторых, больший объем мозга мужчин не есть показателем более высокого интеллекта.

Особенно проблематично, когда реальные или просто предполагаемые биологические различия полов связывают с поведением. Сказка-полусказка: у женщин два полушария мозга лучше общаются друг с другом, и поэтому они, в отличие от мужчин, могут решать сразу несколько задач. Этому нет никакой научной основы, пишет исследователь мозга Кристиан Джаррет в своей книге Great Myths of the Brain. Например, мозолистое тело, оплетка нервных волокон, соединяющее два полушария мозга, у женщин не больше, чем у мужчин. К такому выводу пришел нейробиолог Миккель Валлентин из Орхусского университета (Дания) в 2009 году. Канал связи между левым и правым мозгом у женщин отнюдь не шире, чем у мужчин.


4. Зеркальные нейроны заставляют нас сопереживать

Все началось в 1990-х годах. Тогда итальянские исследователи во главе с нейробиологом Джакомо Риццолатти из Пармского университета столкнулись с странным поведением нервных клеток коры головного мозга обезьяны-макаки. Нейроны, важные для движений, срабатывали не только, когда животное схватывалось за плоды, но и тогда, когда оно наблюдало за одним из исследователей при том же движении. Видимо, некоторые клетки мозга обезьяны отзеркаливали увиденное.

Возможно, нервные клетки, названные зеркальными нейронами, имеют решающее значение для понимания намерения, лежащего в основе движений, подозревали Риццолатти и его коллеги. И они продолжали размышлять: возможно, зеркальные нейроны также могут помочь человеку внутренне воспроизвести чужие движения и классифицировать их как действия с намерением.

Зеркальные нейроны стали медиа-звездами в последующие годы: бесчисленные газетные статьи и популярные книги представляли эти нервные клетки как решающую фундамент для понимания других людей. Но не тут-то было: существование зеркальных нейронов у человека до сих пор спорно. Эмпатические способности зеркальных нейронов также кажутся мифом, предупреждает нейробиолог Кристиан Джарретт. Наконец, мы также понимаем намерение движений и действий, которые сами не можем выполнить и внутренне имитировать, например, полет птицы.

Кроме того, предполагаемые зеркальные нейроны активны у человека даже тогда, когда у движений вообще нет намерений, потому что они выполняются, например, бездушными роботами. Это заметил невролог Кристиан Кайзерс из University Medical Center Groningen. Таким образом, зеркальные нейроны, более важны для отслеживания и понимания внешних движений. Если вы смотрите за движениями и пытаетесь понять человека, очевидно, вступают в игру другие области мозга.


5. Гимнастика для ума делает нас умными

Кроссворды, судоку и многочисленные коммерческие программы гимнастики для мозга обещают повысить нашу умственную пригодность. Но у исследователей есть для нас отрезвляющая информация. Многие исследования показывают, что с помощью умственной тренировки вы становитесь умнее только тех, кто практикуется или выполняет аналогичные задачи. Если мы регулярно занимаемся кроссвордами, мы становимся лучше в этом. Но наше понимание чисел не улучшается от этого.

Даже небольшая научная сенсация оказалась скорее мыльным пузырем. Речь шла о целенаправленной тренировке рабочей памяти, с помощью которой мы можем хранить информацию, такую как номер телефона. Согласно некоторым исследованиям, эта тренировка также должна положительно повлиять на IQ.

Но позже последовало опровержение: исследования более строгими методами дали неутешительные результаты. Правда, испытуемые приводили в движение свою рабочую память. Но с точки зрения интеллекта тренировка не дала положительного результата. Все остальное тоже было бы настоящим сюрпризом. Большинство психологов считают, что мы больше не можем повысить наш рабочий интеллект, нашу умственную гибкость во взрослой жизни. Но хорошая новость такова: фундаментальный интеллект, наши запасы знаний и компетенций, накопленные в течение жизни, увеличиваются до глубокой старости. Тот, кто хочет мысленно дополнить себя, должен иметь в виду: прежде всего разнообразие. Каждый день просто играть в судоку, безусловно, слишком односторонне.

6. Исследователи мозга могут читать наши мысли

„Чтение мыслей в голове другого", журнал Die Welt писал: "стеклянный мозг может читать мысли". Исследователи мозга могут читать мысли! Поводом стали исследования 2013 года: исследователям из Университета Карнеги-Меллона удалось идентифицировать эмоции своих испытуемых только на основе моделей мозга.

Но действительно ли это было чтение мыслей? В лучшем случае в совершенно косвенном смысле. Прежде всего, методы визуализации, такие как функциональная магнитно-резонансная томография, не могут сделать ни одну из наших мыслей непосредственно видимой. Они просто регистрируют активацию мозга. Чтобы перейти от мозговых функций к душевным, как например чувствам, программному обеспечению еще нужно долго учиться.

Кроме того, в упомянутом исследовании компьютерная программа в тренировочных условиях научилась связывать эмоции, которые испытуемые внутренне переживали по желанию исследователей, с определенными шаблонами мозга. Только на втором этапе компьютерная программа смогла „сопоставить“ мозговые активности с соответствующими эмоциями.

Задача „чтения мыслей", вероятно, будет заключаться в том, чтобы в будущем присвоить психическому явлению уникальную мозговую модель. Хотя, например, страх часто сопровождается более сильной деятельностью миндального ядра. Но, наоборот, активация миндального ядра не всегда означает страх. Потому что, будучи частью "центра чувств", эта область мозга возбуждает и другие эмоции.

7. Психические заболевания основаны на химическом дисбалансе в мозге


Это простое решение сложных заболеваний: за депрессию и другие психические страдания, такие как тревожные расстройства, отвечает дисбаланс определенных нейротрансмиттеров в мозге. Лекарства, такие как антидепрессанты, могут исправить этот дисбаланс. Это сообщение, которое фармацевтические компании смогли успешно внедрить людям, особенно в США, где разрешена прямая реклама – например, в газетах и журналах.


Отчасти успешное действие антидепрессантов первое время оправдывает фармацевтические компании. В конце концов, антидепрессанты применяются именно к нейротрансмиттерам. Так называемые ингибиторы обратного захвата серотонина, например, повышают доступность серотонина в местах контакта нервных клеток.


Но с самого начала были нестыковки. Антидепрессанты повышают уровень серотонина в течение короткого времени. Но почему они обычно действуют только через несколько недель? Кроме того, например, попытки искусственно снизить уровень серотонина и тем самым имитировать депрессивные состояния в лаборатории не увенчались успехом. Нет никаких сомнений в том, что нейрохимия играет важную роль в лечении депрессии, пишет нейробиолог Кристиан Джарретт в своей книге о нейронных мифах. Но это не означает, что психические расстройства просто вызваны химическим дисбалансом, как это пытаются представить. По правде говоря, никто не знает, какое нужное количество серотонина и других нейротрансмиттеров должно быть в мозге.


8. Первые три года жизни имеют решающее значение для развития мозга


В последние годы в умах родителей, педагогов и учителей утвердилось представление: развитие мозга главным образом происходит в первые три года жизни. В этой чувствительной фазе малышам легче всего удается научиться, что приводит к быстрому росту нервных связей. После этого наши серые клетки, по большому счету, жестко сформированы. Эта идея имеет вполне истинную суть. После родов нервные связи закладываются в изобилии. Однако, вопреки мифу о решающих первых трех годах жизни, отдельные области мозга развиваются в разном темпе. Например, в частях лобной доли созревание длится до молодой взрослой жизни. С его помощью соответствующие умственные навыки, такие как планирование действий и контроль импульсов, развиваются вплоть до подросткового возраста.

Кроме того, на самом деле существуют критические периоды развития. Они относятся к запущенным детям, которые получили мало стимулов в своей молодой жизни. Вы можете догнать приемных родителей, если они все еще приходят в раннем возрасте, в своем первоначально отсталом умственном и эмоциональном развитии. Но это как раз не обязательно означает, что дополнительные интеллектуальные стимулы могут пропустить нормально развитые дети. Это утверждает психолог Пол Говард-Джонс из University of Bristol. По словам Говарда-Джонса, представление о трех важных первых годах ошибочно заставило родителей начать настоящую гонку, чтобы вовремя обеспечить достаточную умственную стимуляцию своим малышам.

9. Подростки импульсивны из-за своего недоразвитого мозга

Раньше виноваты были “гормоны", когда пубертаты занимались незащищенным сексом или отправлялись в поездку на машине родителей без водительских прав. Сегодня исследователи мозга и психологи развития любят прибегать к дополнительному объяснению. Таким образом, у подростков преобладают „импульсивные“ по сравнению с „разумными“ областями мозга. Вот что пишет, например, голландский психолог развития Эвелин Крон в своей популярной книге Das pubertierende Gehirn. Дело в том, что в подростковом возрасте от 10 до 22 лет мозг полностью перестроен. Прежде всего отстает лобная доля головного мозга, отвечающая за контроль импульсов. Кроме того, система вознаграждения, по-видимому, особенно активна в мозге подростков, что может сделать их восприимчивыми к моментальному побуждению.

Эти выводы, несомненно, интересны. Но якобы причинно-следственная связь между развитием мозга и импульсивным, рискованным поведением подростков до сих пор отнюдь не доказана. И, кроме того, в средствах массовой информации и в книгах советов обосновалась соблазнительная, но и последовательная метафора. Подростковый мозг при этом любят сравнивать с автомобилем. Этот автомобиль имеет чувствительную педаль акселератора (сверхактивная система вознаграждения), но только слабый тормоз (еще не зрелая система управления).


Как интуитивно не понимать эту метафору, у нее есть и заковыристый аспект, по словам Пола Говарда-Джонса. Метафора предполагает, что мало смысла повышать компетентность водителя, если слабые тормоза нельзя отремонтировать. Импульсивное и рискованное поведение, согласно этой логике, является нормальным состоянием подросткового бытия. Это создает дилемму о том, как должны реагировать учителя с мешающими подростками в классе.

10 мифов о мозге Мозг, Мифы, Перевод, Психология, Длиннопост

10. Нарушения развития относятся только к мозгу


Миф довольно широко распространен, особенно среди учителей: таким образом, нарушения обучения, которые также отражаются в мозге, не относятся к воспитанию. Исследование, проведенное психологом Саймоном Гиббсом из Университета Ньюкасла, дало представление о том, какие ложные представления может вызвать ярлык „дислексия“ у учителей в 2015 году. Когда учителя начальной школы читали на анкете "дети с дислексией", они гораздо чаще считали, что это биологически прочно закрепленная, постоянная слабость чтения и орфографии, в которой они не могут помочь маленьким. С другой стороны, говоря о „трудностях в чтении“, учителя были гораздо более уверены в себе и считали слабость скорее временной.


При этом недавние исследования в области нейробиологии рисуют совершенно другую картину нарушений обучения. Различия между детьми с такими трудностями выражаются в мозге. Тем не менее, нейронные аномалии пострадавших детей можно изменить тренировками. Это показало исследование, проведенное нейробиологом Карин Куциан из Университетского детского госпиталя в Цюрихе. В своем исследовании дети с дискалькулией больше получили пользы от пятинедельной компьютерной тренировки по пониманию чисел, чем дети без вычислительной слабости. Кроме того, после тренировки активность в районах, обрабатывающих цифры, особенно у пострадавших детей, снизилась. Очевидно, по мнению Куциана, обучение автоматизировало некоторые процессы, необходимые для выполнения задачи. Таким образом, нарушения обучения не приговор. Мифы о мозге, подобные этому, должны исчезнуть из нашего сознания.


Литература:

Christian Jarrett: Great myths of the brain. Wiley-Blackwell, Chicester

2014

Paul Howard-Jones: Neuroscience and education: myths and

messages. Nature Reviews Neuroscience, 15/12, 2014, 817–824.

DOI: 10.1038/nrn3817

Karim S. Kassam u.a.: Identifying emotions on the basis of neural activation. PLOS ONE, 8/6, 2013.
DOI: 10.1371/journal.pone.0066032

Karin Kucian u.a.: Mental number line training in children with developmental dyscalculia. Neuroimage, 57/3, 2011, 782–795.

DOI: 10.1016/j.neuroimage.2011.01.070

Charles A. Nelson u.a.: Cognitive recovery in socially deprived young children: the Bucharest early intervention project. Science, 318/5858, 2007, 1937–1940.
DOI: 10.1126/science.1143921

Mikkel Wallentin: Putative sex differences in verbal abilities and language cortex: A critical review. Brain and Language, 108/3,2009, 175–183.
DOI: 10.1016/j.bandl.2008.07.001


DOI — это номер исследования.

Показать полностью 2
325

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Тревога — больная для меня тема. Два года назад я узнала, что мои "беспричинные" приступы одышки и беспокойства, учащенное сердцебиение, парочка панических атак, оказывается, являются проявлениями тревожности.

Как оказалось, мои отношения с тревогой развиваются уже давно и периодически сильно мешают мне жить и развиваться. Так как тревога — это личная проблема + актуальная тема, про которую почему-то мало кто пишет, я решила сделать о ней пост.


Вообще это вторая часть поста про тревогу. Я решила выложить именно её, так как тут больше практических рекомендаций и меньше "теории". В первой части у себя на канале я объясняю, как работает тревога с точки зрения нейрофизиологии. Рекомендую её прочитать, чтобы до конца понимать, о чём идет речь в этом посте.


Ок, погнали.

Это Морти.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Морти страдает от социальной тревожности. Каждый раз, когда ему приходится общаться с группой незнакомых людей или выступать на публике, он испытывает страх.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Когда он поднимается на сцену, у него учащенно бьётся сердце, лицо краснеет, становится сложно дышать, голос дрожит. Мозг Морти помечает ситуацию как "страшную".


Каждый раз когда Морти предстоит выступать, он начинает сильно переживать, ожидая худшего. В его голове появляются неприятные мысли. Мысли вызывают чувство тревоги. Тревога запускает неприятные физические ощущения: одышка, напряжение в мышцах. Каждый день он чувствует себя "как на иголках".

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

В итоге Морти избегает встреч с новыми людьми, имеет сложности с учебой, где нужно часто выступать с проектами, рано уходит с вечеринок и не ходит в новые места один. Для того, чтобы хоть как-то социализироваться, он начинает выпивать, так как алкоголь помогает снизить чувство тревоги и немного расслабиться в общении с новыми людьми.


Морти застрял в порочном круге тревожности. Его мысли, физические симптомы и действия влияют друг на друга и поддерживают петлю.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Как разорвать порочный круг

Разбираться с тревогой нужно по всем фронтам:

1. Понять, откуда берётся тревога и попытаться разобраться с первопричиной

2. Уменьшить проявления физических симптомов

3. Изменить мысли, вызывающие чувство тревоги

4. Изменить поведение, связанное с тревогой

Лучший способ, который есть в нашем обиходе на данный момент — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) (1).

*я намеренно не рассматриваю в этой статье фармакологические методы лечения, так что в этом предложении имеются в виду только нефармакологические способы лечения

КПТ — научно-доказанный вид психотерапии, который хорошо подходит для лечения депрессии, тревожных расстройств, зависимостей, расстройств пищевого поведения и множества других психических проблем.

Основная предпосылка КПТ состоит в том, что мы можем изменить и преодолеть широкий спектр проблем, изменяя то, как мы думаем и что делаем. Эта идея была тщательно проверена в многочисленных исследованиях (2). На данный момент КПТ — самый исследованный вид психотерапии.

В этой статье я собрала основные техники, которые используются в КПТ при лечении тревожных расстройств, а также постаралась объяснить каждую из них с точки зрения нейрофизиологии.

1. Самомониторинг

Первое, что важно сделать в работе с тревогой — понять, что может её вызывать.

Подумайте, с чем связана ваша тревога? Связана ли она с определенными местами, людьми или ситуациями? Ухудшается ли чувство тревоги в определенное время суток? Самомониторинг — отличный способ выявлять причинно-следственные связи.

Что нужно делать:

Вести наблюдения за уровнем тревоги в течение двух недель (или дольше). Отмечать не только уровень тревоги от 0 до 10, но и контекст ситуации: где вы, с кем вы, что вы делаете, о чем думаете. Ведение дневника повышает осознанность по поводу того, какие ситуации могут вызывать у вас тревожность или чего вы избегаете.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

2. Работа с мыслями a.k.a "приручение неокортекса"

При тревоге мы переоцениваем вероятность того, что с нами произойдет что-то плохое и недооцениваем нашу способность справиться с этим.

Тревожные и негативные мысли порождаются активностью в неокортексе (наш "рациональный" мозг). Проблема в том, что подобные мысли способны активировать амигдалу (отдел мозга, который участвует в формировании чувства страха), даже если мы не сталкиваемся лицом к лицу с нашими страхами.

Знаете, как это бывает: начинаешь с одной негативной мысли, а в итоге через 10 минут ты уже так себе накрутил, что в голове орёт пожарная сирена и крутится ворох мыслей вроде "меня никто никогда не полюбит", "я самый ужасный человек на свете", "у меня никогда ничего не выйдет". Это тот случай, когда активность в неокортексе не играет нам на руку.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Тревожные мысли часто иррациональны и часто представляют из себя ошибки мышления.

Например, мы можем катастрофизировать ситуацию:
"У меня сильно бьется сердце, мне сложно дышать, я точно умираю"

"Если я не сдам этот экзамен, то всё полетит к черту"

"Муж опаздывает домой. Что, если он попал в аварию?"

Или чрезмерно обобщать:

"Я никогда не смогу измениться"

"Я всегда буду бояться"

Когда мы верим в свои иррациональные мысли, мы повышаем активность в амигдале и запускаем тревожную сигнализацию. Как только амигдала включила режим паники, неокортексу сложно вмешаться и "убедить" её замолчать с помощью логики и рациональных аргументов.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Что делать?

Менять мысли, которые приводят к возникновению тревожной реакции. Меняем мысли о ситуации — меняем эмоции и поведение. Такой подход в КПТ называется когнитивной реструктуризацией. Можно сказать, это профилактика активации амигдалы неокортексом.

Цель когнитивной реструктуризации: перевести автоматические мысли, которые возникают быстро и не опираются на доказательства, на осознанный уровень и рационализировать их.

Когнитивная реструктуризация

1. "Поймайте" негативные мысли

Идентифицировать мысли, которые вызывают тревогу, не всегда просто. Тревожные мысли могут приходить и уходить мгновенно, оставаясь незамеченными. Ещё они могут быть настолько привычными, что становятся автоматическими и просто становятся частью нас.

Для того, чтобы научиться отслеживать подобные мысли, попробуйте вести дневник в течение двух недель. Записывайте свои мысли в ситуациях, когда вы чувствуете тревогу. Отслеживайте дополнительные детали: время суток, что вы делаете в данный момент, кто находится рядом с вами, где вы).

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

2. Идентифицируйте ошибки мышления

Проверьте свои мысли на наличие ошибок мышления.

Какие бывают ошибки мышления — pdf

3. Практикуйте рационализацию

Проанализируйте свои мысли с точки зрения следующих вопросов:

Какие аргументы у вас есть в поддержку вашей мысли? Что подтверждает ее истинность? (реальные факты, а не мнения и оценочные суждения)

Какие есть аргументы против? Попробуйте придумать аргумент против на каждое ваше «за».

Существуют ли альтернативное объяснение происходящего?

Могли ли у другого человека возникнуть какие-то другие мысли? Какие? Насколько они реалистичны?

Что бы вы сказали другу, окажись он в такой ситуации?

После разбора запишите "сбалансированную" мысль. Если вы будете практиковать подобный разбор негативных мыслей регулярно на бумаге, то через какое-то время научитесь отслеживать и "отбивать" их у себя в голове.

3. Работа с эмоциями a.k.a "укрощение амигдалы"

Амигдала (область мозга, которая генерирует чувство страха и тревоги) обучается страхам через ассоциативное обучение (об этом подробнее читайте тут). Если мы относимся к определенным ситуациям/людям/местам как к угрозам и пытаемся избежать их, то амигдала будет верить в то, что всё это действительно опасно для нашей жизни. Значит, и реагировать она будет соответствующим образом.

Это чревато застреванием в петле тревожности, так как из-за нашего избегающего поведения амигдала не сможет убедиться в том, что на самом деле все эти стимулы неопасны.

Если амигдала уже "натренирована" реагировать на какой-то стимул (даже если он на самом деле не является опасным) — мы можем её переучить только с помощью нового опыта и воспоминаний. Только так можно изменить сформированные ассоциации в амигдале, другого пути нет.

Тренировка амигдалы — активный процесс, в котором нам помогает лобная кора. Нам удается перестать чего-то бояться потому, что мы активно учимся воспринимать объект страха как менее страшный. А это происходит, когда мы сталкиваемся с потенциально опасной ситуацией, но ничего плохого не происходит.

Вспомните, как страшно было первый раз лететь на самолёте, плавать или водить машину. Однако со временем мы понимаем, что это безопасно и перестаём волноваться.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Что делать?

Сформировать новые воспоминания о триггере через постепенную экспозицию.

1. Выберите страх, над которым будете работать и поставьте конкретную цель

Например: страх публичных выступлений. Цель: выступить на конференции перед сотней человек.

2. Декомпозируйте страх на части

Какие шаги вы можете предпринять на пути к главной цели?

В случае публичных выступлений декомпозиция может выглядеть так:

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

4. Встретьтесь со страхом лицом к лицу

Начинайте с простых действий, которые вызывают у вас минимум тревоги. Постарайтесь оставаться в этих ситуациях дольше, несмотря на дискомфорт. Со временем дискомфорт начнёт снижаться, вы приобретете уверенность в себе и сможете перейти к следующей ситуации в списке.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

5. Ослабляем физические симптомы — релаксация

Возбуждение и неприятные физические ощущения, которое мы ощущаем, когда испытываем чувство страха, запускаются с помощью симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Чтобы справиться с этими физическими ощущениями, а также научиться избегать усиления этих ощущений вплоть до паники, необходимо практиковать упражнения для релаксации. При регулярной практике физическое напряжение в теле будет постепенно уходить.

Лучше всего работают техники мышечного расслабления и глубокого дыхания.

Глубокое дыхание

Когда мы находимся в состоянии тревоги, дыхание становится учащенным, появляется чувство нехватки воздуха. Учащенное и поверхностное дыхание может привести к гипервентиляции, в ходе чего увеличивается концентрация кислорода и снижается количество углекислого газа в крови. Из-за гипоксии может возникнуть головокружение, что ещё больше пугает нас.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

При гипервентиляции важно помнить, что это состояние неопасно. Главная задача: постараться замедлить дыхание.

Вдохнуть через нос на 4 счёта. Задержать на 2. Выдохнуть через рот на 4 счёта. Задержать на 2. Дышать лучше всего через диафрагму.

Вот так:

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

При гипервентиляции для того, чтобы привести дыхание в порядок, требуется не менее трех минут глубокого дыхания.

Некоторым людям помогает подышать в бумажный пакет или сложенные руки. Когда мы дышим в бумажный пакет, уровень углекислого газа в крови повышается, поэтому наше дыхание нормализуется.

Учиться практике глубокого дыхания нужно в спокойном состоянии. После этого можно начать применять упражнение в ситуациях, которые вызывают у вас тревогу.

Глубокое мышечное расслабление

Люди, страдающие от тревоги, часто находятся в таком напряжении весь день, что могут забывать, что значит чувствовать себя расслабленно.

Это упражнение научит различать чувство напряженности от чувства расслабления и отслеживать ситуации, в которых появляется напряжение.

Что делать?

Напрягайте и расслабляйте разные мышцы в теле. Фокусируйтесь на ощущениях, появляющихся во время упражнения. Подробнее об этой технике можно почитать тут.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Мы разобрали все основные техники, которые работают в отношении тревожных расстройств любого типа.

Как побороть тревогу и страх: 5 эффективных инструментов Тревога, Мозг, Психология, Психотерапия, Страх, Гифка, Длиннопост

Что делать дальше

Попытка справиться с тревогой самостоятельно — нелегкая задача, особенно если ваша тревожность сильна или существует в течение длительного времени. Если вы чувствуете, что вам нужна помощь в работе с мышлением и поведением — обратитесь за профессиональной помощью.

Моё личное мнение: справиться с тревожностью можно гораздо быстрее с помощью психотерапевта. Я 4 раза подступалась к терапии. То не было денег, времени, то думала, что сама прекрасно справлюсь. Не, не справилась. Созрела только сейчас.


Занимаюсь с когнитивно-поведенческим терапевтом, и это просто огонь. Самостоятельно очень тяжело работать со своей психикой, так как ты просто слеп в отношении глубоко сидящих иррациональных убеждений, которые запускают негативные мысли и тревогу.

Короче, если кому нужны сервисы, в которых можно подобрать психологов/психотерапевтов, напишите в коментах, я скину свой список. Своего психотерапевта нашла через один из них.

Показать полностью 16
79

Почему во время разговора мы ходим или рисуем

Наверняка многие из вас замечали, что во время звонка мы начинаем черкать ручкой на бумаге или наматывать круги по комнате. Оказывается мы делаем это не от скуки, все дело в том, что органы чувств человека произвольно строят пространственный образ окружающего мира. Когда человек отрешается от физической реальности, рефлексы пространственной ориентации остаются. Поэтому, задумываясь, человек расфокусирует взгляд и двигает глазами по горизонтали либо воздевает их вверх - рефлексом фиксации организм "пытается" решить умозрительную задачу.

При движении кругами во время телефонного разговора дело не только в попытках стабилизации организма, но и в невербальном выражении экспрессии при отсутствии близкого контакта с собеседником. Кроме того, при разговоре через динамик телефона, приложенный к уху (а не через стереогарнитуру, например), нарушается бинауральное звуковосприятие, что в комплексе с неестественной позицией руки у уха, нарушает пространственную ориентацию, восстановить которую и пытается вестибулярный аппарат. Также ходьба помогает мозгу активизироваться, что положительно влияет на мышление

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: