Расстрел польских военнопленных в Катынском лесу
22 сентября 1943 года. Начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Георгий Александров обратился к начальнику Главного политического управления Красной Армии Александру Щербакову с письмом, в котором указал:
войска приближаются к Катынским лесам, к месту, где весной 1943 года немцы в провокационных целях организовали раскопки могил польских офицеров. В связи с тем, что наши войска находятся уже в 30—35 километрах от Катыни и, возможно, в скором времени освободят этот район, целесообразно сейчас принять подготовительные меры для разоблачения немецкой провокации. Было бы своевременным создать комиссию в составе представителей от Государственной Чрезвычайной Комиссии и следственных органов и направить ее в район военных действий. Комиссия должна вслед за нашими передовыми частями прибыть в Катынь.
Комиссии надлежало организовать охрану могил и сбор необходимой информации.
Предложение было принято Политбюро и в Катынь выехала комиссия во главе с главным военным хирургом академиком Бурденко. Ей была проделана огромная работа, в результате которой была доказана виновность немцев в расстреле польских офицеров. Тем самым был развеян миф причастности к этому сотрудников НКВД. Но до сих пор в Польше и США бытует мнение, что расстрел польских офицеров - дело рук СССР.
Что же в итоге «раскопали» члены комиссии Бурденко? Опрос местного населения показал, что до войны ни какие расстрелы в этой местности не производились. Все дело в том, что Катынскийлес был излюбленным местом отдыха для жителей Смоленска. Именно сюда они выезжали на дачи и на отдых в выходные дни. Никаких запретов на посещение Катынского леса не существовало.
Ситуация полностью изменилась, когда эта местность была оккупирована немцами. По периметру леса были расставлены патрули. Во многих местах появились таблички, предупреждающие, что любое проникновение без пропуска будет караться расстрелом. Особо хоанялось место, именуемое «Козьими горами». Ранее, на расстоянии 700 метров, здесь располагался дом отдыха Соленского НКВД. По приходу немцев на этой даче расположилось немецкое учреждение, именовавшееся как штаб 537-го строительного батальона. Здесь и проживали те, кто расстреливал польских военнопленных.
В 200 метрах от Витебского шоссе, в районе Катынского леса, находятся могилы, в которых похоронены расстрелянные военнопленные поляки. Прибывшей комиссие была проведена эксгумация трупов. Параллельно с этим члены комиссии опрашивали местное население, благодаря показаниям которых было установлено время и обстоятельства преступлений, совершенных немецкими оккупантами.
Было доказано, что до захвата Смоленска немцами на строительстве дорог были задействованы польские военнопленные. После вторжения немцев их, как и охрану, не успели вывезти. В результате они оказались в немецком плену. В первые месяцы оккупации местное население видело этих пленных в окрестностях Смоленска.
В августе 1941 года Лоек Юзефу удалось бежать из немецкого лагеря. Именно он, пока его вновь не схватили, рассказал местной жительнице Сошневой о положении поляков в немецком лагере.
...Немцы не считали поляков за людей, всячески притесняли и издевались над ними. Были случаи расстрела поляков ни за что.
В опубликованных немцами списках под № 3796 он значится как расстрелянный в Катынском лесу весной 1940 года. Таким образом, из немецкого сообщения выясняется, что лейтенант Лоек Юзеф был расстрелян большевиками за год до того, как его видела свидетельница М. Сошнева.
Комиссии Бурденко удалось найти множество свидетелей, показавших, что в сентябре 1941 года в Козьих горах довольно часто раздавалась стрельба. Стрельба начиналась после того, как в лес прибывали крытые грузовики. У гитлеровцев, которые возвращались из леса, рукава были запачканы кровью.
Таким образом было доказано, что именно немцы расстреляли польских пленных офицеров, а позднее пытались свалить всю вину на СССР.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм
