Рассказы вахтовика-54. Жизнь, проходящая мимо

Наверняка те, кто работает вахтой или плотно общается с ними, хотя бы раз в жизни встречался с "вечным" вахтовиком. Я так называю людей, которую постоянно большую часть года проводят на вахте. На самом деле таких случаев не так уж и мало.

Причин для этого множество. Большей частью люди это делают вынужденно и временно. Я сам лично один раз на вахте был девять месяцев. Не подряд, уезжал домой на недельку, две - и потом в путь. Не от хорошей жизни, надо было собирать деньги на учебу и лечение зрения у дочери. Я писал про украинского мастера, Василия, у которого украли деньги и он вынужден был работать 14 месяцев подряд. Я хочу написать про Сергея из Татарстана, который работает по 6-7 месяцев, чтобы исправить свои ошибки в воспитании сына. Долго работают среднеазиаты, долго и дорого добираться.

Но есть люди, которые так работают добровольно. У них все есть, но они на вахте буквально живут. Видимо дома им куда хуже. Напишу и про таких.

А недавно я столкнулся с необычным даже для меня случаем. Летом я был в одной бригаде ОНР. Качали в скважину химию. Машинистом насосного агрегата был молодой дагестанец лет тридцати с небольшим. Судя по лицу и говору аварец. Не удивляйтесь, за столько времени общения с ними научишься отличать аварца от кумыка или лезгина от даргинца.

Я залез в кабину его старого и побитого Урала и удивился, как там все комфортно. Постель, занавесочки, инвертор, ноутбук, плитка, чайник и пр. Он предложил чая и я не отказался. Разговорились. Муса, так звали моего нового знакомца, как оказалось, уже работает на Севере одиннадцать лет. И график работы у него такой: шесть месяцев он работает, потом на месяц едет домой!!! И так 11 лет кряду!!! Представляете, ты шесть месяцев сидишь в этой кабине (работа в суточном режиме, а как вы думали), слушает грохот насоса, видит одни и те же опостылевшие лица, леса, болота, скважины. И так одиннадцать лет подряд, по десять месяцев в год.
Я спросил, ну почему так, разве ему нравится такая жизнь? Разве это вообще жизнь, жизнь проходит за бортами этого Урала, а тут просто существование. На что он ответил, что у них так принято. Старший сын, отец умер, и он отвечает за всех: мать и многочисленных младших братьев и сестер. Потом он взял коврик и пишет в сушилку делать намаз. Да, в такой ситуации только и стоит, как уповать на Божью милость.

Я потом долго не мог найти себе место. Понимаю, что в каждой избушке свои погремушки. Традиции традициями, но в данном случае это смахивает на бессовестное нахлебничество, когда куча народа село на шею одного человека, а он их тащит. И вина Мусы только в том, что он слишком хороший сын, верный традициям предков. Удачи тебе, Муса.

PS. В связи с пандемией коронавируса на длительной вахте застряло множество народа. Граждане Украины работают по 3-4 месяца, а с Узбекистаном границы не открыты до сих пор. Есть люди, которые не могут уехать домой с ноября прошлого года. Да я и сам отчасти жертва, проработал два месяца на одном месторождении, но там проект закрыли, и чтобы не терять работу перевели на другой, предварительно промариновав в тюменском обсерваторе две недели. 22 сентября я буду уже третий месяц на работе, а мне еще до декабря надо продержаться.

Все мы сего немного Муса.