Рассказы вахтовика-10. Иваныч
Прошу читателей простить за обилие мата, но даже сейчас, спустя много лет, не могу вспоминать про данного субъекта спокойно
Как я уже писал, после первой вахты я попал в другую бригаду. Опыта, конечно, у меня не было, но все же отношения в бригаде были совершенно иные, чем в той, где я стажировался. Особенно мне повезло с бурильщиком и моим напарником. С ними я проработал всего девять месяцев, но не смотря на это, а также не смотря на то, что ни гораздо младше меня, больше чем на десять лет, отношения с ними я поддерживаю до сих пор.
Но вот в другой смене был один помбур, который буквально отравлял жизнь всей бриагады. Не смотря на то, что мне немало пришлось с людьми, которые были не сахар (нефтянка вообще меньше всего смахивает на сборище джентльменов, скорее уж с точностью до наоборот), но такого человека мне и потом не встречалось. Повезло, наверное.
Звали его, впрочем какая разница, все всё равно его звали по отчеству – Иваныч. Он был немногим старше меня, года на три-четыре. Образования у него было всего ничего – 8 классов советской школы. Не смотря на глупые утверждения, что, мол, тот восьмиклассник на голову выше современного выпускника средней полной школы, это никак не соответствует реальности. Потом получил права и всю жизнь работал водителем. До одного момента, пока его не лишили прав за вождение в нетрезвом виде. Он тогда подался в помбуры, его устроил двоюродный брат, который больше двадцати лет отработал бурильщиком КРС (капитального ремонта скважин), и надо признать очевидное – классным бурильщиком.
На момент моего появления в этой славной профессии, он отработал уже семь лет, но также оставался помбуром. Но гонора у него было не занимать, это уже был даже не начальник цеха компании, которая занимается КРС. Даже не начальник компании, гонора у него было на минимум на ведущего специалиста по ремонту скважин и повышению нефтеотдачи пластов какого-нибудь мощного недропользователя – Лукойла или Роснефти.
Его послушать – он знал все. При том не только про КРС, но и про все на свете, начиная от древнегреческой философии и заканчивая ядерной физикой. При этом он был тупой, как пробка. Но безапелляционно мог рассуждать обо всем на свете. Как управлять государством – да не вопрос, Иваныч махом мог рассказать про воров, казнокрадов, негодных правителей. И накидать план спасения России – расстрелять, пересажать, конфисковать и национализировать.
Если спросить, как поднять экономику – так Иваныч знал это как два пальца. Ну и правильно, что тут сложного, построить заводов, распахать все земли, всех заставить работать. И вся недолга.
А уж если взять про нефтедобычу, то Иваныч мнил себя в этом непревзойденным докой. Он знал все, при том чаще всего плел откровенную дичь. Про ужасный ГРП, убивающий пласты, про то, как нефть идет из ядра земли, как ЭЦН убили пласты и все в таком духе. А уже если дело касалось ремонта скважин – вот тут Иваныч расходился вовсю. Диву даваться можно было – все он знал. И как ликвидировать аварию, и какой нужен ремонт, и как провести РИР (ремонтно-изоляционные работы), и где нужно сделать перфорацию и тд. и тп. Сука, зачем нужны геологи, технологи и прочие специалисты. Зачем они учились столько лет, вообще ничего не нужно, достаточно посадить Иваныча – и он все отремонтирует)))
При этом у него были явные комплексы от осознания своей тупости и плохого образования. Он буквально ненавидел всех людей, которые умнее, образованнее и квалифицированние его. При этом считал своим долгом принизить каждого, кото добился большего. Мастер – долбоеб, жопу лижет начальству. Кто такой аварийный мастер? Да он в душе не ебет аварийные работы. Супервайзер – купил диплом, а сам в работе ничего не знает, не отличит высадку от гладкой трубы. Начальник цеха – тупорылый еблан, наверно блатной, нихуя ничего по работа не знает. И примерно в таком ключе были его определения.
У меня он часто любил спрашивать – а зачем ты учился? Вот ты учился, а мы сейчас оба трубы таскаем. Я ему отвечал, что я работал не только помбуром, да и вообще не испытывал желания стать нефтяником, вообще случайно попал и 34 года думал, что КРС – это только крупный рогатый скот. На что он мне отвечал, что он тоже не всегда был помбуром, а водил молоковоз, тоже случайно попал. Я ему ответил, что водить молоковоз может любой человек с высшим химическим образованием, а вот не любой водитель молоковоза может его получить. Но это было бесполезно, я и плюнул. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы не сделаться подобным ему (Притчи, 26.4)
Санек, мой напарник, всегда любил его подкалывать, мол, Иваныч, ты такой умный и все знаешь, надо тебя в начальники ставить. На что Иваныч отвечал с важным видом – меня не возьмут, им не нужны такие люди. Блядь, да конечно не возьмут, кому нужен такой долбоеб – у меня всегда вертелась такая мысль, когда я слушал его речи. Думаю, что так думали все.
Но кроме откровенной глупости у него был невыносимый, несносный характер. Он спорил и ругался по любому поводу, да и без повода. Надо работать, дали задание сделать то или другое. И тут Иваныч начинает ругаться, мол мастер не хочет заступиться за бригаду, очко лижет начальству, они ничего не делают, а он пойдет ебашить. Идет какая-то совместная работа – Иваныч орет, что нихуя никто не работает, а работает только он. Всю ночь происходит какая-то особо тяжелая работа, например, подъем бурильной трубы с тугим отворотом. Это когда чтобы ее открутить без раскрепителя, надо по замку ударить кувалдой раз 30-40. Да и сама труба весит килограмм 150, а ее еще надо закинуть на стеллажи После 12 часов такой работы руки дрожат, как у пьяного, подкашиваются ноги и мысль только одна – как добраться до вагончика и упасть на полку. Но тут выходит Иваныч, которому дико не хочется работать (тут я его понимаю, да и любой поймет, кто это делал), находит на рабочей площадке какой-нибудь ключ и устраивает истерику, которая заканчивается руганью и матом. Реально меня охватывало дикое желание взять и уебать его каким-нибудь проходным шаблоном, чтобы наверняка. Думаю, и не только меня. Его двоюродный брат по пьяни говорил, как Иваныч его заебал. Мастер говорил, что сил нет с ним работать. Итак, работа не сахар, а тут еще этот фрукт ведет себя безобразно, треплет всем нервы. Вот когда случалось такое, что Иваныч не заезжал на вахту – вот тогда была красота, никто не ругался, люди просто выполняли свою работу.
Единственное, что с ним было хорошо делать – это пить водку и слушать его байки. В те времена не было еще какой-то строгой борьбы с пьянством. Пили на работе все, пили много, пили хорошо, пьяные работали. А уже если какой-то отдых, например сваб поставили или геофизиков – тогда вообще пьянка шла серьезная. И вот тогда Иваныч начинал травить байки. Враль он был редкостный, как откроет рот – непременно соврет. Но с огоньком, с фантазией. Это единственное, в чем он был настоящий профи. Я в жизни раза три встречал таких вралей. Иваныч их всех превзошел. Если Иваныч пошел на охоту – то набил дичи столько, сколько ее нет во всех степях Оренбуржья. Зайцев догонял на лыжах, придавливал их и еще живыми складывал в мешок. Его Москвич форсирован и так накручен, что фору делает любой иномарке. Ему предлагали его обменять на крузак (!!!), но он, естественно, отказался. Дома у Иваныча нет, у него есть дворец. По хлопку открываются двери, закрываются шторы автоматически, освещение по всему периметру двора и тд. и тп. Где на все это нашел деньги простой помбур – история умалчивает. Сила его сказок была прямо пропорциональна полноте налитого стакана. При этом он так врал, самозабвенно и уверенно, что, казалось, что сам верил. А может оно так и было, кто знает, может всерьез верил.
С Иванычем мне пришлось проработать полтора года, потом я перешел в другую вахту. Не сказать, что там был мед, да и напарник Леха был тот еще фрукт, но больше с таким человеком, к счастью, мне не пришлось работать. По доносящимся до меня периодическим слухам Иваныч все же ушел из КРС, и это радует. Но чертовски жаль тех, кто с ним работает сейчас.
У меня могут спросить: Алексеич, а нахрена ты нам все это написал? Что, мало ли в жизни долбоебов, ну поработал, нам тоже такие встречались. Но я написал это к тому, что у нас многие, большинство ругает начальство, власть, руководство. При этом почему-то полностью противопоставляют остальных: народ хороший – власти плохие; рабочие хорошие – руководство плохое. Получается, что у нас начальников, бюрократов, руководителей чуть ли не с другой планеты забрасывают.
Да, повезло, что Иваныч простой работяга, без блата, нужных знакомых и родственников. Но ведь могло бы быть и по-другому. За деньги купил бы диплом, по блату поставили бы его начальником. И каким бы начальником он был? Да вот именно таким, которые у нас часто встречаются – некомпетентные, неграмотные, грубые, которые считают работяг простых людьми второго сорта, а себя чуть ли не в небожители записывают. Поэтому смешно читать постоянные стенания о плохих безответственных, неграмотных, вредных начальников. А что, простые рабочие, служащие, интеллигенты все сплошь и рядом исключительно ответственные, грамотные, воспитанные люди? Да полноте, господа, все эти князки, царьки, начальники вышли из этих рабочих, мастеров на местах, дорвались до власти и возможностей и показали свою суть во всей красе. Как бы это грустно не было, но все они – порождение нашего общества и народа.