Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены

Сегодня я хотел бы рассказать про самые популярные планы в кино (дальний, средний, вот это все).


Чтобы было сподручнее, в качестве примера возьму так нежно любимую мной сцену дуэли из "Хорошего, плохого, злого", благо там все эти планы есть.

Я говорю про те планы, которые обозначают расстояние от камеры до объекта, то есть, "крупкость" кадра.


Пойдем мы от самого дальнего к самому близкому (сначала описание — потом кадр).

Поехали!


Дальний план

Нам показывают место действия, на его фоне маленькие люди.


В качестве примера из "Х П З" — сцена, где герои расходятся на свои места перед дуэлью на фоне кладбища:

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены Одно Кино, Хороший плохой злой, Фильмы, Видео, Длиннопост

Общий план


Основной фокус на том, что герои делают. Если в предыдущем плане главной задачей было показать масштаб и панораму, то тут — показать, какое действие происходит.


В качестве примера — начало движения героев, фокус на Туко с Сентенцо:

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены Одно Кино, Хороший плохой злой, Фильмы, Видео, Длиннопост

Средний второй план, он же американский.


Показывает человека почти целиком, обычно фокусируется на одном герое. Используется в случае, когда общий план будет слишком далеким, а средний — слишком близким.


Пример — стойка Блондинчика перед началом дуэли:

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены Одно Кино, Хороший плохой злой, Фильмы, Видео, Длиннопост

Средний план


Самый распространенный план, показывает взаимодействие двух-трех человек.


Пример — разговор Туко и Блондинчика:

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены Одно Кино, Хороший плохой злой, Фильмы, Видео, Длиннопост

Крупный план


Выделение какого-то предмета, фокусировка на нем. Самый частый случай — лицо человека.


В качестве примера — лицо Сентенцо в середине дуэли:

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены Одно Кино, Хороший плохой злой, Фильмы, Видео, Длиннопост

Деталь, он же итальянский план


Супер-близкий кадр, концентрирующий фокус на какой-либо части объекта сильно вблизи. Название "итальянский" пошло от спаггети-вестернов, где так любили показывать глаза ковбоев или пистолеты.


Кадр из "ХПЗ" — разумеется, глаза Сентенцо во время кульминации дуэли:

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены Одно Кино, Хороший плохой злой, Фильмы, Видео, Длиннопост

И про саму сцену целиком


Если посмотреть внимательнее, то в данном отрывке, от начала самой дуэли (герои расходятся на места) до её кульминации (выстрел Блондинчика), планы все приближаются и приближаются, становясь крупнее — начиная с общего вида кладбища и заканчивая глазами героев в момент выстрела.


Если добавить к этому ритмический монтаж (частота смены кадров нарастает, к кульминации синхронизируясь с ритмом музыки), то мы получим одну из самых захватывающих сцен в кинематографе, вся искусность которой достигнута за счет мастерства оператора и монтажера (а не актерской игры или сценария).

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены Одно Кино, Хороший плохой злой, Фильмы, Видео, Длиннопост

А ведь Серджио Леоне (режиссера) в начале карьеры уничижительно называли ремесленником и недоучкой ...


Спасибо за прочтение!


Источник — телеграм-канал "Одно Кино".