Пытаться делать много дел одновременно – путь к провалу. И к неврозу
Есть два вида «многозадачности».
Первый – это когда ты занимаешься какой-то не требующей мозговых усилий активностью, и пытаешься в это время чем-то занять свой мозг. Бег под аудиокнижку, например. Или мытьё полов под ролик на иностранном языке: пока ты не начинаешь задумываться, что ламинат надо бы поменять, или что успеть бы домыть всё до прихода детей – всё в порядке, можно даже засчитать это время за аудирование – изучение языка.
Второй вид – это попытка одновременного выполнения активностей, которые требуют участия одних и тех же зон мозга. Например, делать презентацию, читать сообщения в тележке, отвечать на вопросы руководителя и пытаться записать себя на приём к врачу. В таком случае многозадачность у человека, как и у операционной системы Windows – вытесняющая:
занимается одной задачей;
потом быстро переключается на другую;
потом на третью;
затем возвращается к первой и так далее.
Мне всегда было очевидно, что так неправильно и плохо, но хотелось бы подтверждений.
В итоге нашёл их в книге «Антимозг. Цифровые технологии и мозг» Манфреда Шпицера от 2012 года. Книга есть в сети, рекомендую всем интересующимся влиянием на мозг современных средств электронной коммуникации (соцсети, мессенджеры, электронные книги и тп). В контексте «многозадачности» там описываются очень интересные эксперименты, с цифрами показывающие, насколько такой подход губителен для эффективности. Я же приведу несколько выводов.
Людям, занимающимся одновременно несколькими вещами, труднее игнорировать несущественные раздражители [...] Они менее эффективны при частой смене заданий, чем те, кому редко приходится работать в многозадачном режиме. Этот последний результат имеет особое значение, если учесть центральную роль, которую смена задачи играет в самом понятии “мультифункциональность”». То есть даже при смене заданий, – что для образа действия «многозадачников» является стандартом, – они намного медленнее, чем не-«многозадачники»!
[...] люди, постоянно выполняющие несколько дел одновременно, активно культивируют у себя два качества – поверхностность и неэффективность. Мнение, что можно хорошо перепрыгивать от задачи к задаче, и что это необходимо для эффективной переработки информации, результаты описанных выше тестов полностью опровергают. Как бы то ни было многозадачность – не то, к чему надо приучать молодое поколение. Гораздо более важный навык, которому следует научиться каждому, – умение сосредотачиваться на главном.
Ну и иллюстрация по теме, как не надо делать
В контексте поиска работы, кстати: если в описании вакансии будет что-то вроде «умение работать в многозадачном режиме» – готовьтесь к хаосу в рабочих процессах, нервам и низкой эффективности.
Ещё о том, как делать правильные вещи правильно пишу у себя на канале Сорока пишет | Об ИТ и менеджменте.
