Психоаналитические типы личности - 9. Истерическая
Сегодня я завершаю своё неторопливое повествование про психотипы. Надо сказать, задумывала я его с целью «рассказать людям о других», в смысле, что все мы разные, но не то, чтобы забываем, а часто вообще не думаем об этом. Но по комментариям и оффлайновым разговорам внезапно поняла, что большинство искало в этих описаниях себя, а не других, что говорит мне только о том, как мало мы знаем и понимаем самих себя (о, до других ли нам, когда не знаком сам с собой!).
Надеюсь, что всё написанное было кому-нибудь полезным.
Мой последний длиннопост по этой теме посвящён истерическому типу личности.
Данный тип чаще встречается у женщин, но не являются исключением и истерически организованные мужчины.
Я сразу начну с раздела «что делать, чтобы вырастить», потому что на его базе будет легче объяснить поведение взрослых истероидов.
Что надо делать, чтобы вырастить истерическую личность? Многие исследователи считают, что истерически организованные люди по темпераменту являются гиперчувствительными и социофилическими личностями. Ребенок, постоянно использующий крик в качестве способа общения с миром, вне зависимости от того, что является его причиной – горе или радость, вполне может иметь конституциональную предрасположенность к истерии.
Часто в их детстве есть события, которые приписывают неодинаковую ценность женскому и мужскому полу (родители могут быть больше расположены к брату маленькой девочки). В патриархальных семьях, например, это выражается в значительной власти, которой обладают члены семьи мужского пола.
Если девочке оказывается позитивное внимание, то оно распространяется только на внешние атрибуты - на ее внешний вид и хорошее поведение, на инфантильные черты (ее невинность и сообразительность). Если на братьев обращается отрицательное внимание, их предполагаемые недостатки приравниваются к проявлению женских черт: “Ты бросаешь мяч, как девчонка!”.
Некоторые маленькие мальчики, выросшие при “матриархате”, где их принадлежность к мужскому полу комментировалась с презрением (иногда с противопоставлением гипотетическим “настоящим мужчинам”), развиваются в истерическом направлении, несмотря на преимущество, традиционно отдаваемое мужчинам в целом.
Девочки, которые в будущем обретут черты истерической личности, по мере приближения к эдипальной фазе, достигают отделения от матери посредством её обесценивания и обращают свою любовь на отца, как на более привлекательный объект. Но невозможно нормально разрешить эдипальный конфликт, идентифицируясь с матерью и одновременно соревнуясь с ней – нужда в матери всё ещё очень высока, но она уже обесценена. В результате она продолжает видеть мужчин как сильных и восхитительных, а женщин – как слабых и незначительных.
Девочка считает силу врождённым мужским атрибутом, смотрит на мужчин снизу вверх, одновременно с этим, бессознательно, ненавидя и завидуя. Она использует свою сексуальность как единственную силу, как она считает, которой обладает её пол, чтобы достичь равенства с мужчинами. Так как секс используется скорее как защита, а не как самовыражение, то наслаждение от интимной близости достигается с трудом, а страх может выражаться в физических формах – боль или бесчувствие при сексе, вагинизм или отсутствие оргазма.
Истероидные личности бывают очень сексуально провоцирующими, иногда даже не осознавая сексуального предложения, кроющегося в их поведении. И зачастую бывают шокированы, когда их действия воспринимаются как приглашение к сексуальному контакту. Если они уступают такому неожиданному для них предложению (как они иногда и поступают для того, что бы умиротворить пугающий сексуальный объект), в этом случае они обычно не получают сексуального удовлетворения
Люди с истерической организацией часто прибегают к регрессивному поведению. Чувствуя незащищенность или опасность, они могут стать беспомощными и ребячливыми в попытке защититься от неприятностей, как бы обезоруживая таким поведением угрожающего взрослого.
Они часто стремятся к тому, чего бессознательно боятся. Соблазнения при страхе перед сексом – только один пример. Они также склонны к эксгибиционистской демонстрации своего тела при том, что сами его стыдятся; могут стремиться находиться в центре внимания, в то время как ощущают себя хуже, чем окружающие их люди; провоцируют лиц у власти, будучи напуганы их силой.
Истерические личности обладают таким феноменом как “фантазийная псевдологика” (pseudologia fantastica) – склонность рассказывать вопиющую ложь и при этом, по крайней мере, в процессе рассказа, верить в нее. Могут впадать в истерическую ярость.
Могут достигать самоуважения через спасение других. Парадокс отзывчивой женщины, влюбляющейся в разрушительного мужчину, желая «спасти» его, относится как раз к этому типу личности.
Поскольку они считают, что единственным потенциалом женственности является их сексуальная привлекательность, они могут быть чересчур обеспокоены тем, как выглядят, и сильнее других людей боятся старения.
Когда у них нет этих причин для беспокойства, они искренне радушны и приветливы. Правда, когда истерические люди выражают свои чувства, они нередко выражают драматизированные и преувеличенные качества, но это, однако, не означает, что они “на самом деле” не испытывают эмоций, о которых говорят. Просто это тот способ выражения чувств, который они знают.
Как эффективнее взаимодействовать? Если Вам повезло (или не повезло) иметь истерическую личность в друзьях или возлюбленных, то наилучшее содействие, которое может быть оказано – это постоянная трансляция ему вашей уверенности в его собственной способности решать за самого себя и принимать взрослые ответственные решения. Будучи склонными к регрессу, они постоянно будут пытаться переложить на вас большую часть ответственности за происходящее, чтобы так и оставаться маленькими звонкими детьми. Чем меньше шансов для этого вы им оставите, тем продуктивнее вы сможете взаимодействовать в будущем.
Вот и всё, спасибо за внимание! Если решите написать какой-нибудь фидбэк, то буду рада этому.