Психические эпидемии
Когда животные из-за больших опасностей, которые им угрожают, начинают бродить группами, в компаниях, стадами и, таким образом, становятся социальными, такие животные под страхом вымирания должны изменяться в направлении внушаемости; они должны становиться все более и более восприимчивыми к эмоциональному выражению своих товарищей и мгновенно воспроизводить его при первом впечатлении. Когда приближается опасность, и кто-то из стада обнаруживает это и дает волю своему мускульному выражению страха, пытаясь убежать, те из его товарищей, которые наиболее восприимчивы, воспроизводят движения, испытывают те же эмоции, которые волнуют их товарища, и, таким образом, только они способны выжить в борьбе за существование.
Часовой, выставленный осами, приходит в возбуждение при виде опасности и с яростным жужжанием влетает внутрь гнезда; другие осы поднимают жужжание и, таким образом, испытывают те же эмоции, что и часовой: они становятся беспокойными, злыми, агрессивными. Восприимчивость к движениям своих товарищей путем прохождения через те же процессы - это единственный способ, с помощью которого социальное животное может осознать эмоции, которые волнуют его товарищей. Восприимчивость - это цемент стада, сама душа примитивной социальной группы.
Стадо овец стоит, сбившись в кучу, тупо глядя в пространство; напугайте их, и если кто-то начнет бежать, обезумев от ужаса, остальные обязательно последуют за ним, и начнется паническое бегство, при этом каждая овца скрупулезно повторит идентичные движения той, что впереди.
Как социальное существо, человек от природы внушаем; но когда эта восприимчивость к внушению становится при определенных условиях ненормально интенсивной, мы можем сказать, что он впадает в гипнотическое состояние.
Средневековый человек находился в состоянии легкого гипноза. Это было вызвано у него большим ограничением его произвольных движений, подавлением его воли, социальным давлением, которое оказывалось на него огромным весом авторитета, которому подвергалась его жизнь. Жизнь средневекового человека была регламентирована до мельчайших деталей. Орден, гильдия, коммуна, церковь имели мельчайшие инструкции на все случаи жизни.
Религиозный экстаз, одушевлявший средневекового человека, был особенно благоприятен для его спонтанного самовнушения; ибо, как указывает Рибо, экстаз - это моноидеизм, интенсивная концентрация внимания на одном объекте, необходимое условие гипноза
Слепое повиновение - социальная добродетель.
Детские крестовые походы
Аномальная внушаемость средневекового общества наиболее отчетливо проявилась в крестовых походах детей. Примерно в 1212 году, между четвертым и пятым крестовыми походами, Стефан, мальчик-пастух из Клойса, подражая своим старшим, начал проповедовать детям священную войну. Эпидемия крестового похода быстро распространилась среди малышей. Повсюду появлялись дети десяти лет, а некоторым и восьми, которые утверждали, что они пророки, посланные Стефаном от имени Бога. Когда "пророков" собралось достаточное количество, они начали маршировать по городам и деревням. . Король Филипп Август по совету Парижского университета издал указ, предписывающий детям возвращаться по домам; но религиозные внушения были сильнее приказа короля, и дети продолжали беспрепятственно собираться. Отцы и матери пытались оказать на молодежь все возможное влияние, чтобы обуздать эту опасную миграционную манию, но безуспешно. Уговоры, угрозы, наказания были столь же бесполезны, как и приказ. Засовы и решетки не могли удержать детей.
Толпы детей собрались в городе Кельн, чтобы начать свое паломничество в Святую Землю. Там они были разделены на две армии: одну под предводительством Николаса, мальчика-пророка, другую - под командованием какого-то неизвестного лидера. После многих невзгод армия во главе с Николасом, значительно уменьшившаяся в размерах, достигла Рима, где папе Иннокентию III удалось направить этот поток маленьких паломников обратно в Германию. Разрушенные, униженные и осмеянные, бедные немецкие дети добрались до своих домов; и когда их спросили, чего они на самом деле хотят, дети, словно очнувшись от наркотического состояния, ответили, что не знают.
Когда после долгого и утомительного путешествия маленькие французские крестоносцы наконец добрались до Марселя, два набожных купца добровольно предложили предоставить суда для перевозки детей в Палестину. Половина судов потерпела кораблекрушение, а остальные были направлены к берегам Африки, где маленькие паломники попали в руки турок и арабов. Два благочестивых купца были работорговцами.
Эпидемия флагеллантов
Как только мания крестовых походов утихла, ее место заняла другая эпидемия―эпидемия флагеллантов. Инициатором, героем торжественной процессии флагеллантов, как говорят, был святой Антоний. В 1262 году флагелланты появились в Италии. "Беспрецедентный дух раскаяния, - пишет хронист, - внезапно овладел умами итальянцев. Страх перед Христом охватил людей благородных и неблагородных, старых и молодых; и даже пятилетние дети маршировали по улицам без одежды, но с шарфом вокруг талии. Все они носили с собой бич из кожаных ремней, который они прикладывали к своему телу со вздохами и слезами с такой силой, что из ран текла кровь. Эпидемия флагелланта распространилась по Германии и проникла даже в Польшу. По мере того, как она медленно угасала, возникла другая ужасная эпидемия, "черная смерть" с ее ужасными преследованиями евреев. Как только закончилась черная смерть, начала распространяться другая эпидемия - танцевальная мания.
Танцевальная мания
В 1374 году в Экс-ла-Шапель мужчины и женщины внезапно начали танцевать публично, на улицах и в церквях. В диком бреду они часами продолжали танцевать, пока не упали на землю в состоянии полного изнеможения. Во время танца они ничего не видели и не слышали, будучи нечувствительными к внешним впечатлениям.
В 1418 году эта чума посетила Страсбург. Святой Вит был покровителем танцомании, и его имя использовалось как противопоказание. Танцоров отводили в часовню Святого Вита, где их обычно излечивали от болезни. Танец Святого Вита поражал людей всех сословий, вирулентность этой чумы со временем уменьшалась, пока великое движение Реформации не поглотило внимание и энергию северных народов.
В Италии танцевальная мания приняла несколько иную форму. Было широко распространено поверье, что тот, кого укусил тарантул, разновидность паука, чье жало не более вредно, чем у обычной осы, опасно заболел и его можно было вылечить только танцами. К концу пятнадцатого века тарантизм стал чумой Италии. Толпы больных заполонили улицы итальянских городов и танцевали под веселую мелодию тарантеллы.
Саббатианство
Никакое гипнотическое внушение не эффективно, если оно не согласуется с характером, с подсознательной природой субъекта. У каждой нации свой склад ума, и внушения, чтобы быть эффективными, должны работать в этом направлении. Еврей - яркий пример. Религиозные эмоции лежат в основе его характера, и он также очень восприимчив к религиозным внушениям.
В еврейской традиции за многие поколения было не мало лжемессий. Но наверное одной из самых масштабных фигур был Шабтай Цви, совершивший серьезную религиозную аферу, сделавшись идолом для многих и многих простодушных последователей иудаизма.
Евреи возликовали от этой радостной вести и в пылу веры пламенно восклицали: “Да здравствует царь иудейский, наш мессия!”. Маниакальный экстаз овладел их умами. Для того, чтобы отдаться молитве и покаянию, дельцы бросали свои предприятия, а работники — ремесла. Днем и ночью в синагогах раздавались вздохи, крики и рыдания. До такой силы дошла религиозная мания, что все раввины, противящиеся ей, должны были спасать бегством свою жизнь. Богачи отовсюду стекались к Саббатаи, отдавая в его распоряжение свои богатства. Многие даже продавали свои дома и все имущество, после чего отправлялись в Палестину.
После смерти Саббатая появился новый пророк по имени Майкл Кордозо. Его учение, несмотря на свою очевидную абсурдность, распространилось подобно лесному пожару. "Сын Давидов, - сказал он, - не появится до тех пор, пока весь Израиль не станет либо святым, либо нечестивым". Поскольку последнее было намного более легким процессом, он рекомендовал всем истинным израильтянам ускорить пришествие Мессии, обратившись в мусульманство. Многие с благочестивым рвением последовали его совету.
Эпидемия смеха в Танганьике
В январе 1962 года в маленькой британской школе-интернате в отдаленном городке на побережье озера Виктория в Танзании три девочки начали смеяться — возможно, в ответ на шутку — и не могли остановиться. Вскоре приступ хихиканья распространился на их одноклассников, пока почти 60 процентов учеников не стали испытывать редкий набор симптомов. Студенты вели себя беспокойно, чередуясь между неконтролируемыми приступами смеха и рыданиями, которые длились от нескольких минут до нескольких часов кряду. У некоторых девочек наблюдались другие симптомы, такие как физическая боль, проблемы с дыханием, обмороки и сыпь.
К марту руководство школы сдалось и потребовало, чтобы родители забрали своих дочерей домой. Но когда девочки разъехались по своим сообществам по всей стране, их семьи и жители их деревень тоже начали смеяться. Заразились и другие школы.
Похищение пенисов в Нигерии
Нигерийский психиатр Санни Илечукву еще в 1975 году сообщал о нелепом случае из своей практики, когда полицейские привели к нему мужчину, утверждавшего, что у него украли пенис. В 1990-х годах такие жалобы приобрели массовый характер. Воры гениталий, «свирепствовавшие» в то время в нигерийских городах, якобы, дотронувшись до человека, могли похитить у него половой орган. Чтобы наказать незнакомца, случайно задевшего кого-то в общественном месте, зачастую собирались агрессивные толпы, и некоторые такие случаи даже заканчивались линчеванием.
Когда же недоумевавшие врачи справедливо указывали «пострадавшим» на то, что гениталии на месте, «потерпевшие» утверждали, что это не их половой орган, он стал другим, уменьшился в размерах, был заменен духом пениса, вернулся на место только что или что его удалось возвратить, избив похитителя.