Пропаганда и реклама. Сходства и различия
Сходства.
Слово реклама имеет примерно такой же набор значений и употреблений, отличающийся, однако, некоторыми нюансами.
В содержательном плане пропаганду и рекламу роднит то, что обе эти категории предполагают внедрение в сознание представления о некотором положении дел и позитивную оценку этого положения дел.
Еще одно сходство заключается в том, что как пропаганда, так и реклама в их классических вариантах предполагают многократное, интенсивное и систематическое повторение одних и тех же тезисов – в медиапланировании это называют «тяжелой ротацией». Пропаганда и реклама в классическом виде навязчивы, зачастую грубы и примитивны, их «слишком много».
Пропаганда чаще ассоциируется именно с представлением о грубости и прямолинейности.
Различия.
В отличие от рекламы, пропагандистский тип дискурса представляет собой немаркетинговую форму политической коммуникации.
Пропаганда предполагает если и не отсутствие конкуренции и, соответственно, выбора у потребителя информации, то всемерное тяготение к такому положению вещей и обусловленное им стремление к монополизму и монологизации, обеспечиваемым либо тоталитарным или хотя бы авторитарным государством, либо, как минимум, стремлением к максимально возможному подавлению и дискредитации других точек зрения.
Публикация подготовлена на основе: Баранов А.Н., Паршин П.Б. Категория пропаганды в лингвистической экспертизе текста // Теория и практика судебной экспертизы. 2017. Том 12. № 2. С. 53–65.
Оригинал: Телеграм Clawed Project - право, социология, экспертиза
Политика
2.9K поста11.6K подписчиков
Правила сообщества