Проклятие девяти симфоний
Музыка, как и все виды искусства имеет множество тайн. Однако, одна из них по настоящему пугает композиторов и приковывает внимание музыковедов. Девятая симфония - инфернальный призрак, возвещающий смерть творца.
На этом мистическом символе прервалась жизнь многих великих композиторов - иногда закономерно, а иногда внезапно. Бетховен, Шуберт, Брукнер, Дворжак, Малер ушли в мир иной по написании именно Девятой симфонии.
Первым о Проклятии заговорил Арнольд Шёнберг, приписав предрассудок Густаву Малеру. Согласно Шёнбергу, Малер держал в уме два случая: Бетховен - который умер после премьеры Десятой симфонией, и Антона Брукнера, в конце жизни работавшего над Девятой. Брукнер в своём творчестве непосредственно ориентировался на Бетховена и, приступая к своей Девятой симфонии, намеренно взял для неё ту же тональность, в которой написана Девятая симфония Бетховена. Малер, по утверждению Шёнберга, увидел во всём этом мистическую закономерность и попытался обойти её, дав подзаголовок «симфония» своему произведению «Песнь о земле», являющийся шестичастным вокальным циклом для двух голосов с оркестром. После этого он завершил свою Девятую симфонию и умер во время работы над Десятой.
«Те, кто написал свою Девятую, подходят слишком близко к потустороннему», — заметил по этому поводу Шёнберг в речи памяти Малера. Воистину так. Например, Девятая Бетховена выходит за рамки "классицистской" трактовки жанра - сохраняя четырхчастный сонатно-симфонический цикл и характерные жанры каждой части, но добавляя к составу оркестра хор и четырех солистов. А прогрессивный текст Шиллера, предает произведению "божественную грандиозность":
"Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Входим мы в твой светлый храм!"
Бетховен к этому времени был уже больным человеком - полностью пропал слух, развивалась тяжёлое заболевание печени. И в 1827 году он скончался, унеся с собой воинствующий дух самой пассионарной эпохи в истории человечества.
Сохранились эскизы финала Девятой симфонии Антона Брукнера - крупнейшего симфониста конца XIX века. Произведение было задумано в грандиозных масштабах - с фугой и хоралом. Но завершить финал Брукнеру не было суждено - смерть прервала его работу. Предчувствуя это, композитор рекомендовал вместо последней части исполнять «Те Deum», вероятно, как символ реквиема по себе.
Если Дворжак в своей Девятой симфонии ушел в эфемерные образы доколумбовской Америки, то Малер в своем последнем полотне рассуждал на тему сверхчеловека и тему жизни после смерти. Но оба композиторов скоропостижно скончались после премьер.
Ходит суждение - что композиторы, которые завершили свой путь Девятой симфонией заключили своеобразную сделку если не с дьяволом, то с судьбой: в замен на жизнь, композитор получает свое лучшее творение. Например, Брукнер, которого совершенно не принимали в музыкальном мире, после исполнения симфонии стал одним из популярнейший композиторов своей эпохи. Увы, посмертно...
Вы спросите - "А как же Мясковский со своими 27 симфониями, или Шостакович у которого их 15 штук?" Ну Мясковский штамповал их как на конвейере на волне постреволюционной пропаганды. А Шостакович здорово облажался именно на Девятой.
Композитор объявил в октябре 1943 года, что симфония будет большой композицией для оркестра, солистов и хора, своеобразным аналогом последней симфонии Бетховена, также носившей девятый номер и посвящена победе над нацизмом. Однако, работа шла медленно и из "гимна победе" превратилась в беззаботную с приподнятым настроением. Девятая симфония Шостаковича выдвигалась на Сталинскую премию в 1946 году, но не смогла одержать победу. 14 февраля 1948 года вместе с некоторыми другими произведениями композитора симфония была запрещена и не исполнялась до 1955 года. Для Шостаковича это был самый сильный удар со времен войны - имя композитора пропало с афиш, а произведения совершенно перестали исполняться.
Какая мораль? Господа композиторы, пишите симфонические поэмы - к ним доблестные музыковеды еще суеверий не придумали.