Progress MS-15
Progress MS-15
АВТОР: MARK FROLOV · 2 СЕНТЯБРЯ, 2020
Интересный разбор внештатной ситуации с Прогрессом от Вадима Лукашевича в FB.
Ракета-носитель Союз-2.1а
Я уже писал про нештатную ситуацию со стыковкой автоматического грузового корабля «Прогресс МС-15» к МКС 24 июля 2020 года. Тогда корабль подходил к станции с отклонением по крену, а после стыковки было зафиксировано прохождение команды на расстыковку. Всё завершилось благополучно, но…
https://ru.wikipedia.org/wiki/Прогресс_МС-15
https://ru.wikipedia.org/wiki/Международная_космическая_станция
Сначала было замечено, что на фотографиях подходившего к станции грузовика сильно повреждены экраны радиотехнической защиты системы автоматической стыковки «Курс«, и три недели Роскосмос упорно молчал на все задаваемые СМИ вопросы, см. мой пост от 17 августа:
https://www.facebook.com/vadim.lukashevich.7/posts/182807181...
В нём я рассказал, что такое повреждение возможно только в момент отделения головного обтекателя, который не только повредил экраны, но и погнул расположенные над экранами антенны системы сближения, из-за чего и возникли отклонения по углам во время сближения грузовика со станцией.
Повреждения Прогресс МС-15
На следующий день Роскосмос признал проблемы при отделении головного обтекателя, повредившего экраны и антенны, см. мой пост от 18 августа:
https://www.facebook.com/vadim.lukashevich.7/posts/182906663...
Время идёт, «разбор полётов» продолжается, и становятся известны новые детали той нештатной ситуации. И «чем дальше в лес, тем больше дров»…
Повреждения Прогресс МС-15
Комиссия по расследованию происшествия с «Прогрессом МС-15» подтвердила, что при сбросе головного обтекателя (ГО) произошло повреждение как экранов радиотехнической защиты, так и антенн — была сбита юстировка одной из антенн, используемой на ближнем участке сближения, которая работала нормально, но стояла криво, из-за чего система стыковки, пытаясь «выровнять» её положение в расчётной системе координат, «заваливала на бок» весь корабль.
Первопричина заключалась в задержке срабатывания второго толкателя ГО. Их два, и в итоге при не синхронном срабатывании «опоздавшего» возник инерционный момент, и вторая половина ГО повредила корабль. Проще говоря — ударила по кораблю с уже известными последствиями.
Progress MS-15
Производитель ГО — Самарский РКЦ «Прогресс» сильно упирался в признании своей вины, но имеющиеся фотографии «Прогресса МС-15» в конце-концов его убедили — это заводской брак.
Но это только половина этой истории.
Выяснилось, что и экипаж МКС тоже сумел очень сильно накосячить.
Экипаж, наблюдавший стыковку с борта МКС, совершил серьезную ошибку — он сначала отключил аппаратуру телеоператорного режима управления (ТОРУ), а потом снова её включил. ТОРУ позволяет экипажу взять управление идущим на стыковку кораблём на себя, но здесь всё шло на автомате, поэтому ТОРУ была выключена.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Телеоператорный_режим_управления
Но уже после сцепки грузовика со станцией экипаж зачем-то снова включил ТОРУ, и тут же, уже на пристыкованном к станции грузовике, сформировалась команда на увод «Прогресса МС-15» от станции. Корабль был сцеплен со станцией, но ещё не стянут до возникновения силовой связи, поэтому он должен был включить двигатели на уход от станции и начать тупо биться передней частью об стыковочный узел, мотыляясь своими семью тоннами «как жесть на ветру» с непредсказуемыми последствиями.
По счастливой случайности двигатели корабля не включились — спасла блокировка «от дурака», предусмотрительно добавленная несколько лет назад в контур управления. Как говорит мой источник, после обнаружения этого косяка экипажа «шухер был грандиозный», и после возвращения экипажа его ждут очень серьёзные последствия.
Пристыкованный Прогресс.
P.S. А если бы движки включились?