Проблемы отличника

Все, кто так или иначе со мной общается, знают, что в моей зачётке четвёркам места нет (за исключением одного казуса с зачётом по физике). Я уже не говорю об оценках «неуд.» и «уд.». Это, конечно, замечательно: и привилегии на учёбе есть, и родственники спокойны, и отношение многих людей становится чуть лучше, но есть огромная куча минусов, которые не просто бесят, они увеличивают уровень стресса в жизни просто до неимоверных размеров.

Вот список этих самых минусов:


1) Мотивация страхом или полное её отсутствие. Когда заядлый троечник и хулиган получает неизвестно откуда взявшуюся пятёрку, к нему обращается внимание одноклассников (одногруппников), учителя произносят заветную фразу «Можешь же, когда хочешь!», родители прыгают до потолка и радуются неожиданному успеху своего чада. Когда пятёрку получает отличник…Ничего не происходит. Максимум – стандартная похвала. При этом получить что-то ниже пятёрки – страх, сравнимый по силе чуть ли не с самой сильной фобией, которая только может быть у человека.


2) Отсутствие понимания со стороны окружающих. Этот пункт напрямую связан с предыдущим. Возможно, кому-то учёба даётся с удивительной лёгкостью (хотя бы отдельные дисциплины), но стоит помнить: любая умственная работа – это тоже работа. Она может быть очень тяжёлой, практически невыполнимой, особенно если существует необходимость подтвердить свой статус «умника», «ботаника», отличника. При этом, так как люди уже привыкли к тому, что человек учится «на отлично», они не воспринимают проделанную им работу как что-то сложное для него. Хотя, зачастую, отличнику приходится прыгать на много выше своей головы, в очередной раз открывая попой шампанское и тем же самым местом закрывая его, что бы получить необходимый результат.


3) Внутренние сомнения. «За то троечники лучше устраиваются в жизни», «Красный диплом от обычного только цветом отличается» и прочие подколы наталкивают на мысли о том, что твои старания никому (даже самому тебе) никуда не упёрлись. Угадайте, что после этого происходит с самооценкой?


4) Отсутствие времени. Думаю, здесь и так всё понятно. Учёба отнимает огромное количество времени и требует высокой степени самообладания, концентрации внимания. Что ученик/студент хочет весной? Правильно: погулять, отдохнуть, провести время с друзьями, встретить любовь. Вместо всего этого он вынужден сидеть на занятиях, внимать каждому слову преподавателя, углубляться в изучение дисциплин, иногда (что редко уместно для отличника, но бывает) зубрить. По итогу – упущенные возможности, нереализованные желания, крайняя стадия – одиночество (пусть у кого-то временное, но оно сильно гложет).


4) Постоянное стремление окружающих проверить знания отличника. «Ну, давай, назови мне производную от Эйлера в степени улитки поделенного на тёмную материю» - а не пойти бы тебе на столько далеко, сколько бесконечностей математика ещё не видела?!


5) «Да ты просто зубришь». Серьёзно?! Попробуй вызубрить все умозаключения, которые необходимо строить во время учебного процесса, за одно, вызубри пожалуйста собственное мнение, которое ты ставишь в противовес мнению преподавателей или общественного. Простой зубрёжкой отличником можно стать, только если ты с лёгкостью ещё и шубу в трусы заправляешь.


6) Ещё одна крайность – «да это просто гены, если бы у меня твои способности были, я бы уже давно получил дипломы всех лучших зарубежных вузов и вообще, нобелевку бы по всем наукам получил». Бла-бла-бла… Олигофрены и у академиков рождаются. Любые способности тренируемы и развиваемы. Все ваши «бы» это просто лень и не способность понять: ради всего нужно работать, стараться, развиваться.


7) Зависимость. Как вы уже заметили, отличники очень сильно зависимы от своей оценки. В дневнике, в зачётке, оценки со стороны окружающих. Это порождает множество отклонений в психике человека. Не надо так.


Этот список можно продолжать ещё огромным количеством пунктов, но по итогу, со своей колокольни могу сказать: быть отличником утомительно, но очень круто. Однако, если ваш ребёнок/сестра/брат/домашнее животное не хочет или не может стремиться к положительным оценкам – не надо его заставлять и вбивать ему в голову необходимость получения пятёрки. Лучше обратите внимание на его способности и желания и помогите ему развиться правильно, а не так, как хочет система.