Про внедрение САПР на заводе. Вводный пост

Чтобы не разочаровывать подписавшихся и откликнувшихся, начну серию постов про внедрение САПР на судостроительном предприятии.

Сразу отмечу, посты пишу со своей колокольни, не претендую на истину в первой инстанции, как мне видится процесс, так его и буду описывать.

Первый пост будет про то, с чего начинался САПР на заводе, это было задолго до меня, рассказ будет по воспоминаниям "стариков".

В далеком 1995 году на корпусозаготовительное производство пришли новые машины тепловой резки. В отличие от советских "Кристаллов", машины обладали мозгами - у них были стойки с ЧПУ в виде отдельного компьютера в промышленном исполнении с маленьким выпуклым монитором дюймов на 10 диагональю. Были выбраны молодые и не очень специалисты, как сейчас понимаю, по принципу "кто больший выскочка", организовано подразделение в рамках конструкторского отдела предприятия. Разместили подразделение в помещении бывшего красного уголка корпусозаготовительного цеха. Придали несколько технологов для пущей уверенности, что режимы резки и прочие тонкости будут соблюдены, закупили ЭВМ, выбрали программное обеспечение (на те годы отечественные САПР пешком под стол ходили, особенно в части технологической подготовки производства) - AutoCad, провели какое-никакое обучение и работа пошла. После "негативов" для МТР "Кристалл" резка под координатам, заданным в Автокаде выглядела как огромный рывок в будущее, цикл подготовки и выпуска эскизов на резку металла сократился в несколько раз.

Необходимо заметить, что напрямую из Автокада передавать на резку эскизы было можно, но не следовало, т.к. существуют нюансы, вроде задания угла реза, технологических элементов, перемычек, точек зажигания дуги, рационального размещения деталей на листе и пр. Поэтому использовалась программа "Плаз-ПК", где технологической группой выполнялась раскладка, а также задание необходимых параметров резки и добавление элементов, которые Автокад как инструмент для черчения, просто не знал.

Бюро сразу стало престижным, молодежь рвалась туда после вуза (у нас он был на те годы профильный, система "завод-втуз" позволяла готовить неплохих специалистов, понимающих, по крайней мере, чем форпик от форштевня отличается).

Станковый парк цеха расширялся, "Кристаллы" модернизировали, научив их резать по эскизам из Автокада, на завод пришел первый плазморез Suprarex.

Но это был новый этап в жизни завода, о нем в следующем посте.