Про то, как я разрабатывал игру.
Было это 15 лет назад, я учился тогда в лицее с уклоном в экономику и информационные технологии, по сути, просто 10-11 класс. В 11 классе, в первой половине учебного года, всем ученикам сообщили, что в лицее практикуется так называемый день знаний (или как-то так, уже и не припомню точного названия), был он где-то во втором полугодии, скорее всего в конце зимы. К этому дню предлагалось выбрать себе тему по любому из предметов и написать на эту тему реферат. Защитив этот реферат на дне знаний ты мог оценку за него зачесть за один из выпускных экзаменов (а их было 4: русский, математика и 2 по выбору). Я решился на этот шаг и выбрал информатику, а чтобы понять почему, нам надо вернуться на некоторое время назад…
Закончился 10-й класс, начались летние каникулы, я, как настоящий сыч большую часть времени проводил играя на компе в различные игры (на сколько помню тогда у меня были в фаворе: Fallout 1 и 2, Star Craft и Mechcommander, но не суть). Конечно, у меня были друзья, и мы ходили иногда гулять или в магазин, посмотреть какие появились игровые новинки. И вот, в один из таких походов, с одним из своих лучших друзей, в «отдел с дисками» наш взор остановился на обложке, призывно гласящей: «Создай свою игру». Мы с другом переглянулись и решили: «Надо брать!». К слову, стоил он столько же как и любой диск с игрой тогда, все же пиратское было.
Принеся домой заветный диск, и незамедлительно вставив его в привод, мы начали просмотр содержимого. Там было много чего, сейчас диск давно утрачен и всего не вспомнишь, но точно помню, что там были исходники игр Quake и Blood, но что с ними делать мы совершенно не представляли. Еще там было несколько программулек позволявших создать мини игры типа кроссвордов и подобных паззлов, но среди всего этого нашлось то, что отняло у меня половину лета. Это был великий и ужасный Dark Basic.
Выдержка из википедии:
DarkBASIC (название образовано от английских слов — dark (тёмный) и BASIC) — специализированный язык программирования, созданный компанией The Game Creators специально для создания трёхмерных и двумерных игр. Структура языка заимствована из BASIC, также язык похож на AMOS, использовавшийся на Amiga.
Из BASIC в DarkBASIC перешли почти все операторы, и добавились специфичные команды, относящиеся к игровому движку, разработанному в The Game Creators для создания игр с использованием DirectX.
На тот момент мне было интересно программирование, и я знал, хоть и не на высоком уровне, Бейсик и Паскаль. У нас был курс в 10-м классе лицея по ним, а также я ходил на какие-то дополнительные курсы.
Вместе с ДаркБейсиком на диске лежало несколько примеров программ на нем. Мы тут же стали в них ковыряться и решили - надо писать игру! Друг мой в языках программирования не шарил, но из него буквально полились идеи. В итоге мы пришли к тому, что первая наша игра будет «Лабиринт 3D». Собственно, вид от 1-го лица, не очень сложный лабиринт в котором раскиданы небольшие задания по типу: найди кнопку открывающую дверь; найди 3 кристалла в разных местах и вставь их куда надо и т.д.
И вот, месяца полтора-два мне не нужны были другие игры - я делал свою. Возле компьютера лежала гора бумажек с блок схемами, была даже куплена книжка по основам программирования, я сидел иногда ночами, и чаще всего, когда кто-нибудь из родителей заходил в комнату, он видел на черном экране строки кода. Мама тогда периодически приговаривала: «Ну, хоть не в игрушки играет».
Со временем мой друг поостыл к этой идее, а я все корпел над игрой, он периодически приходил ко мне посмотреть, что выходит и поражался моей настойчивости. Но лето закончилось, началась учеба и времени на кодинг становилось все меньше. Спустя какое то время я практически забросил игру, но тут в лицее объявили о дне знаний…
Я пошел к преподавателю информатики со своей идеей реферата, преподавала у нас тогда женщина лет 35-40 (к моему великому сожалению я сейчас совершенно не помню как ее зовут) и, как ни странно, ей идея ей очень понравилась. В итоге тема реферата у меня была: «Компьютерные игры: как это делается». К тому времени у меня была выписана книга из небезызвестного игрового журнала Game.EXE с таким же названием (очень классная книга, кстати).
Сейчас, после двух переездов, я, к сожалению, не могу ее нигде найти.
Итак, тема реферата есть, большая часть программы написана, но на полноценную игру еще не похожа. Я сел за программирование снова, нужно было многое успеть сделать и доделать. И после где-то двух месяцев работы было все почти готово, до дня «Х» оставался примерно месяц и на стенде в лицее вывесили расписание дня знаний. В этот день у всех учеников, кто не готовил рефераты, было свободное посещение защит. И я периодически слышал от незнакомых людей, что они очень хотят попасть на мою защиту. Мне, признаться, стало даже немного страшно, и я, чтобы не разочаровать народ, решил еще немного допилить игру, сделать красивое меню вначале игры и добавить еще всяких мулек. И так я потратил последний месяц на наведение на игру лоска.
И вот до защиты неделя, игру надо доставить в лицей, а в те времена мне был доступен только единственный способ: дискеты.
Было куплено 40 дискет, т.к. игра весила уже порядка 50 мегабайт, и я ходил от дома до лицея 3 раза. Почему? Потому что дискеты… И когда, наконец, игра была на лицейском компьютере... она не запустилась. Тем компьютерам просто не хватало мощностей, чтоб справиться с таким монстром игровой индустрии, как мой «Лабиринт 3D». В итоге мне пришлось в тот день приволочь в лицей свой компьютер (спасибо бате, привез на машине).
Вот он, день ИКС! Я зашел в класс, где должна быть моя презентация, а там уже нет свободных мест. Передо мной защищались еще 2 или 3 человека и у меня было время подготовиться, и преподавательница разрешила нам, кто защищался, сидеть в ее кондейке, дверь в которую была из кабинета информатики, в котором и проходили защиты. Когда настала моя очередь, я вышел и оху… очень удивился. Народу было столько, что некоторые стояли просто в дверях.
Короче, дальше особо не было ничего интересного, я все рассказал, защитился, поотвечал на вопросы людей, несколько человек подошли попросили копии, я сказал несите дискеты, и в общем-то все, мой звездный час закончился. Я получил 5 за реферат, и соответственно за экзамен. Закончил лицей и поступал в универ на факультет ИТ, но мне не хватило 2% до проходного балла на ИТ, а вторым факультетом на который я подвал был строительный. Теперь я инженер проектировщик, который когда-то хотел стать гейм разработчиком…
А где же игра? Спросите вы. Тут история печальна и банальна до невозможности. Закончив лицей и поступив, летом я продолжил работу над ней. Тогда еще я узнал, что существал конкурс по программированию и созданию игр на ДаркБейсике и я уже подумывал принять как-нибудь в нем участие. Но мой жесткий диск подумал по-другому и в один прекрасный момент выключился и больше не включался. Я сдавал его в ремонт, пытался достать оттуда инфу, но ничего не вышло. Я даже сходил в лицей, думал может там сохранилась копия, но учительница информатики после нашего выпуска уволилась оттуда, а новая ничего не знала и не смогла мне помочь, единственное что она смогла мне дать, это сданный мной реферат в бумажном виде. Она сделала с него копию и отдала мне. А сейчас я даже не знаю где он…
Вот такая вот, немного печальная, история разработки компьютерной игры. Спасибо всем, кто прочитал, и тебе, единственный подписчик :)
P.S. Конечно, я жалею об утраченной игре, но этот год, что я над ней работал научил меня многому. За время работы над игрой я научился азам 3D моделирования в 3ds MAXe, работе в Фотошопе, и вообще программирование в целом развивает мозг. А еще я раз и навсегда научился делать бекапы своей работы. :)