Про татуировки и археологию
Всего у меня десять татуировок. Первую я сделал в двадцать с небольшим, и как часто это бывает, потом очень сильно жалел об ошибке молодости. Уже после тридцати я озаботился ее перекрытием, ну а там пошло-поехало.
Долгое время я делал татуировки «без смысла», для меня принципиально было отсутствие скрытых подтекстов и какой-то подоплеки, так я защищал себя от неуместных вопросов. Примерно в это же время я вернулся в археологию и начал регулярно ездить в Нижневолжскую экспедицию, так что мои друзья и товарищи с раскопа видели, как прогрессирует моя «синяя болезнь».
В какой-то момент мне захотелось сделать себе «археологическую» конечность, и я начал забивать себе ногав – так на сленге татуировщиков называют татуировки на ноге, по аналогии с «рукавом».
Первой исторической татуировкой стала прорисовка изображения скифов с вазы со знаменитого крымского кургана Куль-Оба ( с крымскотатарского переводится, как «холм пепла»). Еще в 1830 году здесь был раскопан царский курган, который дал многочисленные бесценные находки преимущественно из драгоценных металлов. Гробница была построена за четыре столетия до рождения Христа – в ней нашли свой покой знатный скиф, его наложница или жена, и их раб. В гробнице были найдены удивительные артефакты: диадема, золотой нагрудный диск, браслеты, оружие, ювелирные украшения, амфоры с остатками вина и загробная пища в бронзовых котлах. Доподлинно неизвестно, что изображено на электровой чаше, которая дала сюжет для моей татуировки. Есть гипотеза, что это сцены из жизни покойного, какие-то важные вехи в его судьбе. Другое предположение, что это «иллюстрации» к скифским мифам или каким-то преданиям. Похожие вазы находят на всей территории обитания скифов в древности и даже у нас на Дону – на них изображены самые разные сюжеты, например, на одной такой вазе один скиф выдергивает другому зуб.
Вторая татуировка – это единственное дошедшее до нас изображения Батыя, как дань уважения к ордынскому периоду в моей «археологической карьере». Имеется косвенное свидетельство пребывания Бату в Китае — средневековый китайский рисунок, на котором, как принято считать, изображен наследник Джучи. Время его создания точно не установлено. Батый изображен на нем совсем молодым человеком, без бороды, рисунок выполнен в китайском стиле и его частенько разглядывают интуристы из Поднебесной, которых в Петербурге очень и очень много в последнее время. Сказать со стопроцентной уверенностью, что на моей ноге Саин-хан (Мудрый хан, как называли Бату потомки) я не могу, можно только предполагать до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Немного пришлось подумать над этической стороной такой татуировки, но для меня лично Батый плод своей эпохи, ловкий и умелый дипломат, завоеватель, правитель, а не только дикий варвар, устроивший тотальный геноцид русских княжеств. Если ты занимаешься серьезно историей средних веков, на многие вещи начинаешь смотреть совершенно иначе, чем это изложено в школьном учебнике истории. Поэтому в споре свой выбор я смогу более-менее аргументировано обосновать.
Третья татуировка – изображение оленя-грифона-козерога из царского кургана Пазырык-2, и это единственная моя аутентичная татуировка, полностью повторяющая древнее несмываемое изображение на коже человека. Пазырыкская культура относится к скифской, она органично впитала в себя символы и образы евразийского степного пояса. Из-за климатических особенностей региона (это горный Алтай), некоторые захоронения «законсервировались», остатки людей мумифицировались, что и позволило в дальнейшем при их изучении в лаборатории под инфракрасным излучением обнаружить следы древних татуировок.
Одной из самых удивительных находок стало тело мощного, коренастого мужчины, который умер в преклонном для тех лет возрасте, примерно в 50-60 лет. Все тело его обильно покрывают изысканные татуировки (фото) в скифском зверином стиле: рыба, горные бараны, петух, грифоны, барсы.
Интересно, что татуировки были выполнены на руках, ногах и груди – есть мнение, что во время традиционной борьбы или сражения эти части оголялись степным батыром для демонстарции «послужного списка» и устрашения противника.
Вообще, символическая интерпретация любых повторяющихся образов для бесписьменной эпохи дело неблагодарное, нельзя с точностью сказать, что все это значило в древности. Одни исследователи видят в мужчине из Пазырык-2 жреца, а татуировки на его теле описывают как «звездный атлас» и созвездия. Другие находят параллели в более поздних этнографических материалах – воин наносит изображения тотемных животных убитых врагов или покоренных племен. Третьи считают, что все это личные обереги, их назначение охранять носителя от злых духов и быть узнанным ушедшими предками в загробном мире после перерождения.
Существует много увлекательной литературы на тему татуировок в древности, как научной, так и научно-популярной. В позапрошлом году вышло второе издание замечательной книги Медниковой Марии «Татуировки. Неизгладимые знаки как исторический источник», в которой автор подробно рассматривает этот вопрос на огромном материале. Интересно о Пазырыкских мумиях рассказывает Полосьмак Наталья в своих лекциях.
Резюмируя – относиться к татуировкам, можно по-разному. Для многих верующих из моего окружения это табу, для людей светских, жителей мегаполиса – норма. У меня очень много знакомых плотно забиты, я привык. Безусловно, нанесение татуировки не должно быть совсем уж бездумным шагом. Для меня это вопрос свободы и личного выбора, а с недавних пор еще и логичное продолжение хобби.
Предлагаю желающим рассказать историю ваших «несмываемых рисунков» на коже в комментариях. Очень интересно, как люди сейчас принимают решение и какой сюжет выбирают для этого. Меня больше всего интересует тема первой татуировки - это как первая любовь, не иначе. Все с годами становится иначе, откатываешься в прошлое и думаешь - зачем? Есть идеи?