Про СИЗО, часть шестая

Сколько успел до обеда написать, теперь делами немного позанимаюсь, вечером может еще выложу

С воли узнал, что компаньону мой прячется, его ищут, но как-то вяло. Мои друзья с ним общаются, сидит в другом городе.
Но вот мне сообщили, что он вернулся в город, искал зачем-то адвоката. Через пару дней я позвонил ему, а он мне заявляет " я пришлю к тебе своего адвоката, он тебе расскажет, как надо твои показания поменять, ты не удивляйся и не переживай, так надо." Фраза "так надо" меня насторожила, и я сказал что если речь идет о том, чтобы что-то признать и при этом выгородить его, то для начала я не собираюсь ничего признавать. А значит и ему не о чем переживать, я за двоих говорю, что не было. Он начал меня уговаривать, говорить что так мы "поэтапно" будем разваливать дело, сначала его из дела отобьем, потом остальное развалим, такой у него план. Я повторил, что ни в какой части, ни на процент ничего признавать не собираюсь, и положил трубку. Это был наш последний разговор.
Друзья выяснили, что "ему надоело прятаться" , он отправил адвоката к следакам с предложением-готов давать какие надо показания, хоть под диктовку, в обмен на иммунитет. И они, запрыгав от радости, пообещали, что он будет свидетелем. Правда не сразу, пока останется под подпиской, а к суду его выведут из дела в свидетели. Вроде взрослый, а в сказки верит.
Конечно сразу у следствия возникла активность с новой силой. Долго вообще ничего не происходило, а тут опять этап, две недели на КПЗ, допросы снова. Стоит сказать, что на допросы вызывали только меня, хотя по этапам катали всех фигурантов. Остальные сразу взяли ст.51, и допросов у них не было, просто иногда к ним адвокаты с новостями приходили.
Тут начинается самое интересное. Потерпевший, как я узнал, действительно дал первоначальные показания против меня и компаньона, у него возникла своя проблема с прокуратурой, и он сказал что у него денег нет, но он знает у кого есть, согласился дать первоначальные показания в расчете, что с нас денег вытряхнут, и отпустят сразу, и заодно его вопросы в прокуратуре за это закроют. Они ему так и обещали. Но когда он увидел, что происходит, видимо понял, что дело заварилось гораздо серьезнее, чем ожидалось, начал отказываться от своих показаний на очной ставке. Это привело к возбуждению отдельного уголовного дела против него, молниеносно составленного и его закрытию под стражу тоже.
Но обо всем по порядку.
Ко мне приехал адвокат, сказал что привезли нас на ряд очных ставок. Будет очная ставка с потерпевшим, и компаньоном, по очереди. Советовал на очной ставке с компаньоном , защищаться максимально, по возможности переводить стрелки на него же. Это был все еще первый адвокат.
Вызвали на очную ставку с потерпевшим. Для следаков тут ожидался неожиданный поворот. Когда он меня увидел, стал прятать глаза, стушевался весь, но когда начались вопросы, начал говорить, что первые показания дал под давлением, ко мне претензий никаких не имеет, со мной находится в дружеских отношениях. Для всех это стало крайне неожиданным. Следственное действие следак назвал "сорванным" , меня вернули в камеру. Через несколько дней в камере напротив уже сидел потерпевший, мы общались через кормушку даже.
После этой очной ставки, на следующий день, приехал компаньон.
Привели меня. Началось. Мне говорят-хотите может сразу изменить свои ранние показания? -нет, говорю. Ну и тут пошло. "Компаньон" давай почти слово в слово с первыми показаниями потерпевшего рассказывать, попутно сообщая что да, было такое, да, знал о происходящем, что это все я. Что он в некоторых местах даже присутствовал, но не знал что и для чего делается, а присутствовал если и не в качестве жертвы" введенной в заблуждение", то в качестве случайного свидетеля.
Даже в чем-то действительно помогал мне в этом, но только будучи введенным в заблуждение коварным злодеем-мной, и не сознавая противоправности своих действий. А еще, говорит, я про него вот это, и вот это, и вот это знаю(вообще не касаемо этого дела), не знаю, законно это или нет, но он еще вот этим и вот этим занимался( из серии- продал 10 коробков спичек, не будучи зарегистрированным в качестве предпринимателя).
Следователь предложил снова поменять мне показания, в связи с изменением ситуации, на что я предложил компаньону поменять пол, раз ориентация все равно уже сменилась, заявил, что я по-прежнему не знаю ни о каких событиях, здесь озвученных, а если он знает и так уверенно рассказывает- то вот с ним и разбирайтесь, значит может он где-то что-то такое и наворотил, а теперь пытается на кого-то спихнуть. Хоть я и абсолютно уверен, что рассказ этот продиктован ему сотрудниками следствия. Следователь попросил меня не грубить, но я настоял , чтоб мою фразу о диктовке показаний следствием-внесли в протокол. Внесли, хоть на этапе ознакомления с делом, там уже ничего не было.
Мой адвокат был не очень доволен результатами ставки, говорит можно было посильнее грузить компаньона, раз он все равно на вражескую сторону перешел.
Я сказал, что грузить нечем,не было такого и все, с этой позиции я не сойду. А соглашаясь хоть с чем-то из того, что им надо, тем более в форме "это он, а не я , нет, это он", я сам себе, правда и компаньону тоже, только петлю потуже затяну.

Через пару-тройку дней "заехал" в КПЗ и потерпевший, удалось поговорить с ним через кормушку, он сказал, что его закрыли, чтоб легче было его контроллировать, и чтоб он продолжал давать нужные показания. Сказал что может только попробовать с показаний против меня переключиться на показания против компаньона, раз он все равно мне уже никто. Но отказаться полностью не может, хоть и попробует.
Снова попытка очной ставки с потерпевшим, он действительно героически попытался поменять показания, следственное действие было прервано, следователь злобно потребовал увести меня, его оставили, а позже через открытую кормушку было видно как потерпевшего вывели в оперкабинет, оттуда доносился шум, вопли потерпевшего, явно били, причем без всяких подсадных, сами опера. Этот шум спровоцировал бунт на КПЗ. Хоть потерпевший и не относится к "порядочным арестантам" , и сидит в "шерсти", и по изоляции, но бунт был все равно, в том числе и потому, что непонятно было, кого прессуют, и те камеры, что были ближе его и начали.
Что представляет из себя "бунт" на КПЗ. Впрочем, в СИЗО то же самое, только масштабнее. Все камеры начинают грохотать дверями, стучать по ним ногами, или просто тарабанить руками. Гул получается очень впечатляющий, в двери много подвижных частей, петли, замки, кормушки. Менты на КПЗ забегали, стали закрывать кормушки(были открыты по причине жары), и уговаривать прекратить. Так было около часа. Потерпевшего прессовать перестали, вернули в камеру, а во двор КПЗ заехала пара автобусов с вооруженными людьми в форме. Внутрь, правда они так и не зашли, но автобусы во дворе стояли всю ночь, видимо на случай повтора. Мои подельники тоже были заинтересованы в нормальных показаниях потерпевшего, и, это был видимо один из редких случаев, когда потерпевшего поддерживают те, кто из-за него сидит. А он обещал сделать все возможное, но делал он это возможно также из страха, что мы можем найти его в СИЗО и попытаться осложнить ему жизнь. Хоть он там и сидел по изоляции, даже не с "шерстью", а в карцер его заперли, только не на карцерном положении, а в виде одиночки.
Я продолжал общаться с ним через кормушку на КПЗ, когда ее в конце следующего дня открыли. Но назвать его поведение сильно адекватным не получается, он заявлял, что его прессуют и угрожают, но что если мои друзья передадут его людям на воле миллион, то он сможет все вырулить. Я никаких денег передавать никому не собирался, понимая что это хитрость, направленная на исправление ситуации самого потерпевшего, и никак не повлияет ни на что. Сказал, что если так, я готов дать его людям миллион, но лично, находясь уже на свободе. Пусть делает что хочет, чтоб меня вывести под подписку даже для начала, и будет ему миллион.