Про потерю доступа к госуслугам
Аккаунт свекрови на Госуслугах в руках злоумышленников и мы ничего с этим не можем сделать.
А теперь подробности…
Неделю назад супругу на емейл адрес его матери пришло письмо от Госуслуг о выпуске неквалифицированной электронной подписи, а следом за ним письмо от МТС о заключении договора связи, подписанного электронной подписью. Позвонил отцу и сестре уточнить, было ли это действие с их стороны. Ответ отрицательный.
Как так получилось? Все дело в том, что свекровь - инвалид после нескольких инсультов и уже несколько лет парализована, соответственно, телефоном ее никто не пользовался и номер оператор заблокировал. Далее кто-то купил этот номер и воспользовался для входа на госуслуги.
Мы в первую очередь сделали восстановление пароля по емейлу. Но войти в Госуслуги не удалось, потому что после ввода пароля он требует код, отправленный на тот самый номер…
Муж позвонил в поддержку госуслуг, общался с ними час, по итогу они ничего сделать не могут, рекомендуют обратиться в МФЦ, но предупреждают, что без личного присутствия владельца аккаунта госуслуг там тоже ничего не сделают. Еще порекомендовали отправить заявку на понижение уровня доступа к госуслугам, чтобы отключить двухфакторную авторизацию. Спойлер: в понижении уровня доступа отказали.
Дело было уже поздним вечером, поэтому на следующий день утром мы поехали в МФЦ. Описали всю ситуацию. Сотрудники МФЦ очень нам сочувствовали, но без личного присутствия владельца аккаунта они ничего с аккаунтом делать не в праве. Даже на дом их вызывать нет смысла, потому что они должны будут убедиться, что человек дееспособный. И опекунство не оформлено. Тут мы приуныли. И поехали в полицию писать заявление. К заявлению прикрепили договор с МТС, который был оформлен злоумышленниками(МТС его на почту, привязанную к госуслугам выслал). В этом договоре фигурировал номер телефона некого человека в качестве телефона для нотификаций. Единственное, что в полиции узнали, что это некий Никита из Калининграда. В возбуждении уголовного дела отказали, потому что нет материального ущерба. Будет - приходите.
Далее поехали в салон МТС, чтобы закрыть этот договор. К счастью, они смогли это сделать без личного присутствия свекрови.
Следующие дни муж мониторил электронную почту матери на предмет сообщений от госуслуг. Было тихо. Но буквально вчера снова выпущена цифровая подпись на госуслугах и ей подписаны договора услуг связи Мегафон и Yota. Поехали к ним в салон. Там проверяют - на мегафоне долг 50 рублей, на йоте поменяли тариф на посекундную тарификацию, чтобы в минус не смогли уйти, договора не закрыли. На этом пока все. Супруг переживает, чем еще может грозить владение аккаунтом госуслуг злоумышленниками.
Может кто знает как еще можно восстановить доступ или удалить аккаунт госуслуг? В Сбербанке тоже её карта давно просрочена.