Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 3
Часть 1 Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1
Часть 2 Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 2
Снова возвращаемся к живописи. Далее исключительно моё мнение. В картине или фотографии есть форма и эмоции в разном количестве. Поэтому из современных художников мне нравятся два – Луис Ройо и Вася Ложкин, которые представляют два этих полюса: Ройо – чистая форма со сложным построением композиции, но минимум эмоций, Ложкин – чистые эмоции при форме уровня «трэш и угар» (хотя с композицией у него тоже всё нормально):
При этом, если выбирать, что повесить на стену, чтобы видеть каждый день, то я выберу Ройо, постоянно видеть сильные эмоции быстро надоест. В этом я вижу причину, почему дома на стену чаще вешают что-то нейтральное: пейзажи или вообще абстракции (по-научному «беспредметная живопись»).
Видел вариант в отеле – чёрно-белые макро-фотографии, где угадываются складки ткани, края каких-то предметов, но ничего конкретного. Сбалансированная спокойная композиция, где глазу есть за что «зацепиться», но при этом не требуется думать над изображением.
А вот в классической живописи вызывание эмоций – это ключевая задача.
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ»:
Про анализ изображённых людей и так уже написано много. Можно только сказать, что всё это было близко современникам художника. Примерно как если сейчас нарисовать баррикаду, на которой будут: дворник в оранжевой жилетке с лопатой, хипстер с бородой в очках без диоптрий, офисный работник и блоггер, который делает на фоне баррикады селфи для инстаграма.
Для начала можно проверить картину переводом в ч/б, этим способом сразу можно увидеть довольно много, например, обычно сразу виден центр композиции (самый светлый).
Итак, тут центр композиции – женщина топлес (на золотом сечении 3/8), причём по яркости видно, что внимание как раз на топлес (белый край платья подчёркивает). Небо и флаг тоже яркие, но сильно отодвинуты от зрительного центра на 1/3.
Проверяем наличие вертикальной оси. Сверху точка видна, это место, куда уходит край флага, на эту точку указывает ружьё и рука мальчика с пистолетом. На точку внизу указывает ружьё женщины, пистолет мальчика, граница света и тени на платье и какие-то брёвна справа внизу.
Горизонтальная ось, похоже, идёт по лицам, но, как я говорил, это не обязательное правило, а просто удобно. Думаю, что небольшой наклон осей нужен, чтобы показать динамику.
Второй смысловой центр – мёртвый человек слева внизу. На него указывает ручка флага и вертикальная ось, которую задаёт буржуа в цилиндре: светлое лицо, белая рубашка и блик на ружье. Ну и сам лежащий – белое пятно, но, раз отодвинут далеко от 1/3, то главным центром уже быть не может.
Общая композиция оказывается треугольной. Линия нижней части треугольника задаётся светлыми объектами.
Кстати, обратите внимание, что белая часть платья по форме и текстуре похожа на белые клубы дыма на заднем плане. Потом вспоминаем про поддержку объектов фоном.
Вообще, лично я считаю, что один из признаков классической живописи – это то, что про картину можно придумать историю. Про рекламную фотографию историю придумать нельзя, кроме «ну вот собрались и пафосно позируют». А про «Свободу, ведущую народ» можно. Хотя, конечно, и про картины Васи Ложкина тоже можно истории придумать.
Диагональное противопоставление.
Виктор Васнецов «Витязь на распутье».
Как обычно, проверяем в ч/б. Судя по яркости, центр композиции - явно мужик на лошади.
Проверяем по вертикальной и горизонтальной осям. Чтобы было виднее, можно посмотреть на ч/б:
Горизонтальную ось часто задают горизонтом, но тут получилось интереснее: линия камней ниже горизонта, белое оперение стрел и грива коня. Вертикальная ось идёт от верхней точки, куда указывает штырь на шлеме, далее блики на оружии и нога коня. Плюс на нижнюю точку явно указывает линия головы коня и не так явно линия с черепами.
Удивит ли кого-то, что эти оси расположены на третях? Лично я не удивился.
Смотрим дальше. Если на картине есть прямые линии, то я первым делом смотрю, куда они указывают. Куда указывает копьё? На точку под черепом. Куда указывает линия головы коня, если линию продлить? В точку над черепом. Ещё одна вертикальная ось через вторичный смысловой центр.
По факту мы получаем противопоставление живого и мёртвого, а противопоставление проще всего делать по диагонали.
И это тоже типичный приём: главный центр композиции расположен на 1/3, а второй смысловой центр расположен на 1/4 формата по диагонали.
И это я ещё не разбирал вторичные оси. Например, видно, что линия задней ноги коня тоже указывает на центр.
В таких случаях студенты-дизайнеры обычно удивлённо спрашивают: «Неужели художники так всё рассчитывали?» От таких вопросов искусствоведы только мрачно скрипят зубами. Впрочем, студенты-художники старших курсов, которым такими вещами годами пилили мозги, тоже скрипят зубами.
Правильный ответ: «Да, рассчитывали». Не забываем, что, если вы только общую композицию можете обдумывать пару месяцев (ещё до первых набросков), то время у вас есть.
Жак Луи Давид, «Бонапарт на перевале Сен-Бернар». Смотрим на оси из каждой точки и видим, как объекты привязаны к осям, идущим из этих точек:
А теперь всё одновременно:
И я далеко не уверен, что нашёл все оси.
Возвращаемся к диагональному противопоставлению. Григорий Мясоедов «Земство обедает» ("Уездное земское собрание в обеденное время"). Сюжет: когда-то крестьянам разрешили голосовать по разным мелким вопросам вместе с дворянами. В данном случае мы видим перерыв на обед этих депутатов. Пока снаружи крестьяне едят хлеб и лук, внутри в окне виден буфетчик или официант с тарелкой и винными бутылками.
Теперь следим за руками. В первую очередь взгляд обычно падает на двух человек у стены. Как я уже говорил, сначала взгляд «пробегает» 4 точки на третях, и, скорее всего, «зацепится» за светлую рубашку. Но светлая рубашка – почти геометрический центр, с которого, как мы знаем, взгляд «съезжает». И внезапно оказывается, что настоящий центр композиции – сидящий человек в правой части примерно на 1/4. Помимо того, что он самый яркий, его подчеркнули осями. Горизонтальная ось – это все фигуры, вертикальная ось – яркий край двери (на нижнюю точку, кстати, тоже линия указывает).
Второй смысловой центр – официант в окне. По горизонтали он, конечно, на трети, но, поскольку в самом верху, то его подчеркнули белой тканью на подоконнике и вообще вертикальной осью. Горизонтальная ось дополнительно задаётся светлым бликом на крыше.
По итогу тоже диагональное противопоставление: одни внутри едят и вином запивают, другие на улице едят хлеб и лук.
Следующий фокус. Берём кадр из фильма (Игра Престолов). Обычно главных персонажей в кадре ставят на трети, но иногда можно увидеть и более интересные композиции. Что-то напоминает?
Да это же почти композиция «Земство обедает», только вместо двух людей у стены ваза с фруктами, а вместо «срезанного» окна наверху «срезанная» голова.
Правда, надо помнить, что в фильмах камера обычно немного двигается, поэтому не будет той точности, которую можно увидеть в картинах. Но общие принципы одинаковы. Кое-где можно видеть, что ось не одна точная, а, допустим, две. Или можно сказать, что ось одна, но широкая. В картинах так, наверное, делать не стали бы, но тут помним про двигающуюся камеру.
Открытая и замкнутая композиции.
Очень кратко коснусь ещё одного момента. Если мы можем мысленно «продлить» картину за рамки, то это называется открытая композиция. Один из простых способов это сделать — срезать какие-то объекты на краю, например, стол с предметами на нём. Резать, кстати, проще всего либо на треть, либо на две трети (не обязательно, но проще всего). В фильмах этот приём используется очень часто, например, на предыдущей картинке стол слева именно такой, срезан на треть. Приём используется для создания ощущения, что мир «продолжается» за пределами кадра.
Если же по краям кадра поставить какое-то обрамление (колонны, стены, густую листву деревьев), то есть, чёткий внешний контур, то это будет замкнутая композиция, и взгляд будет стремиться от краёв к центру. Можно использовать, если нужно подчеркнуть, что пространство действия небольшое или оно обособлено от других.
На эту тему есть очень много специализированной литературы.
продолжение следует
целиком лежит тут https://vk.com/@mcwolf_info-pro-kompoziciu-i-analiz-kartin-i...
Лига Художников
49.2K постов34K подписчиков
Правила сообщества
🔴 БЕЗ ГРУБОСТИ И ХЕЙТА. Зовите@admoders на неадекватов, не терпите их. Не ведитесь на провокации сами.
🔴 Давайте жить дружно! И конструктивно описывать недостатки.
⚠️ САМОЕ ВАЖНОЕ
1. Основа сообщества — созданные вами работы. Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, или на ткани / иных носителях.
2. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей.
Для начинающих/неопытных есть Младшая Академия.
3. Зрители должны видеть рисунок без лишних манипуляций. Просим выкладывать картинки в хорошем качестве; не под углом или наклоном; на одном изображении только один рисунок; хотя бы в разрешении 700px; работы крупным планом в кадре.
4. Воздержитесь от публикации недоделок отдельным постом. Этап или фрагмент рисунка можно показать с законченной работой.
СПИСОК ТЕМ
✅ Приветствуется: традиционные рисунки, цифровые рисунки, рисунки на ткани и иных материалах, процессы создания, уроки, мастер-классы, полезности для художников.
⛔️ Отклоняется: посты без ваших работ; слабые работы; некачественные фото; заказы, вопросы, объявления; фотоарты, раскраски, обводки; 3D-графику; скульптуру; комиксы...
Ваш пост может подойти в одно из этих сообществ.
ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ читайте по ссылке =)
1. Законченную работу рекомендуем показывать первой же картинкой.
2. Избегайте рекламных призывов вида "Подпишись, репостни, переходи по ссылке", чтобы не провоцировать раздражение читателей.
3. Укажите оригинального автора, если у вас копия чужой работы или срисовка фото.
Или напишите про копию / срисовку в посте.
Иначе зрители принимают пост за плагиат / воровство.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПИКАБУ (про весь сайт, а не одно соо)
1. Посты-повторы запрещены. Публикуйте одну работу один раз.
Если это сделали раньше вас, можно выложить её с тегом "повтор".
2. Эротика разрешена в NSFW-сообществах.
3. Торговля разрешена только бизнес-аккаунтам. Если такого нет:
- Нарушением будут продажи / коммерция / обсуждение цен.
- Автор может в посте и профиле оставить свои контакты без коммерции по ссылке.