Принцип Питера

Принцип Питера Работа, Некомпетентность, Принцип питера

Согласно принципу Питера, человек, работающий в любой иерархической системе, повышается в должности до тех пор, пока не займёт место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями, то есть окажется некомпетентным. Этот уровень и называется уровнем некомпетентности данного сотрудника. На этом месте сотрудник «застрянет» и будет находиться до тех пор, пока не покинет систему (то есть не уволится, не умрёт или не выйдет на пенсию).


Поскольку принцип Питера относится ко всем работникам и системам, то его последовательное применение позволяет сделать вывод, что за достаточно большое время в любой иерархической системе все должности будут заняты некомпетентными сотрудниками, после чего система естественным образом прекратит своё существование, так как в ней никто не будет работать. На практике такого обычно не происходит. В системе постоянно пребывает достаточно сотрудников, которые ещё не достигли своего уровня некомпетентности; они-то и выполняют всю реальную работу. Кроме того, если система невелика, в ней может просто не оказаться достаточного количества должностей, чтобы все компетентные работники могли быть повышены до своего уровня некомпетентности.


Из этого принципа следует, что дело не только в отдельно взятом человеке, дело – в самой системе иерархии, в том, что во всех структурах нарушена продуктивная работа, и перемещение кадров происходит не лучшим образом. В итоге нас окружают магазины, продающие некачественные товары, которые ломаются на вторые сутки, институты, дающие бесполезные знания, государственные органы, в которых царит хаос вместо порядка и продуктивной деятельности.


На первый взгляд, может показаться, что никакой проблемы нет; достаточно просто возвращать сотрудников, не справляющихся с должностью, на предыдущее место. На практике же это обычно невозможно. Во-первых, это противоречит интересам руководителей, предложивших повышение сотрудника либо согласившихся с ним, — признав некомпетентность выдвиженца, они тем самым вынуждены будут признать свою ошибку. Во-вторых, предыдущая должность на момент обнаружения некомпетентности обычно уже бывает занята, так что возврат в исходное положение одного сотрудника приведёт к необходимости понижения (или увольнения) других, что обычно слишком сложно и тоже невыгодно. В результате, хотя некомпетентность сотрудника на новой должности может быть очевидна, его не понижают.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
53
Автор поста оценил этот комментарий

Мое мнение, что такое не прокатывает в коммерческих организациях, если сотрудник не эффективен, то его или пытаются обучить и мотивировать или меняют. Если человек не приносит прибыль компании, то вряд ли его будут держать учредители только потому, что боятся признать ошибку.

раскрыть ветку (14)
64
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Работаю тем мужиком, который продает всякие ништяки всяким ген. дирам. Так вот, мне тут руководство заявило, что я отличный сотрудник, приношу прибыль компании, но я хуевый продавец.Я в замешательстве
раскрыть ветку (4)
170
Автор поста оценил этот комментарий

Ответь, что они замечательное руководство, но хуевое начальство.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Недостачно прибыли, они могли бы лучше на твоем месте

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Когда "погнуло" ограничитель? :-)
Иллюстрация к комментарию
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Так если прибыль приносишь, значит нормальный для твоей позиции продавец, не?

12
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё как прокатывает! Сам был удивлён, ведь основа любой коммерческой организации - прибыль. И тот, кто постоянно приносит убытки, не может считаться хорошим работником. Оказывается, всё немного не так, если ты родственник (кум/брат/сват) или ОЧЕНЬ хороший знакомый учредителя, с которым он в одной песочнице куличики лепил и в школе за одной партой сидел. Всё, этого вполне достаточно. Остальной коллектив может меняться как угодно, но эти люди священны. Говорить, писать жалобы бесполезно. Все жалобы игнорируются или оборачиваются против жалобщика. Это ТЫ плохо работаешь, это ТЫ виноват в том, что тот накосячил, это ТЕБЕ штраф, а тому премию, это ТЕБЯ уволим, а тот пусть работает дальше.

раскрыть ветку (3)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Странно, то есть фактически люди готовы терпеть убытки в своей же фирме, чтобы помочь кому-то? Какие у нас отзывчивые люди)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

если фирма состоит не из 5 человек, а допустим из 200? а если из 2000? тогда эти убытки незначительны, по сравнению с оборотом фирмы. плюс, распространенная практика вывод нала через ЗП вот таких работничков. все-таки деньги фирмы, это деньги фирмы, а не чьи-то конкретные.

Автор поста оценил этот комментарий

Ну блин, мы тут о системе говорим, а вы о частном случае.
"Если вы спасли семьи гендира и учредителя, то вас не уволят"! Вот же сюрпрайз, мазафака! Разумеется, блин, не уволят!

3
Автор поста оценил этот комментарий

На Хабре была статья описывающая пошаговый провал Nokia. Если в двух словах именно из-за этого эффекта она и скатилась.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Во нормальных компаниях повышают обычно сотрудника, которому какое-то время делегировали обязанности вышестоящей должности.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Именно. У всех есть отпуска. Если в это время кто-то отлично проявил себя как исполняющий обязанности, то его и повысят. Ну, в идеале
Автор поста оценил этот комментарий
И как это идёт вразрез с этим принципом? Меняют - значит увольняют. Об этом и говорится в посте.
Автор поста оценил этот комментарий

комерческие, ага.

вот прикинь кондитерскую фабрику.

прибыли нет.

кто виноват?

повар, потому что не вкусно готовит?

технолог, потому что фиговые рецепты?

менеджер, потому что не усердно впаривает?

уборщица, потому что из за не очень чистых помещений клиенты иногда травятся и проклинают фирму?

отдел закупок, потому что закупает не качественное сырье?

склады, потому что подделывают сроки годности и прут/заменяют/разбавляют все что на складе?

конкуренты, потому что у них лучше и рынок забит до отказа?

водитель, потому что трясет продукцию и портит товарный вид?


кто?

любые поиски крайнего всегда укажут на самую низкую должность. накажут уборщицу, охранника, повара, грузчика..

отчитаются. зачот.

виновные наказаны. миссия выполнена.

сверху то такие же кретины. их такой расклад удовлетворяет.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку