5

«Принцип Чабудо»: антиутопия на перепутье эпох

С точки зрения историка индустрии, современный российский комикс — это любопытный феномен, находящийся в перманентном поиске идентичности. Подавляющий его массив долгое время составляли работы, которые с трудом можно отнести даже к артхаусу; это были, по большей части, опыты «по приколу», лишенные нарративной и графической дисциплины. Формирование же полноценного мейнстрима, со своими канонами и экономическими моделями, — процесс, набравший ощутимые обороты лишь в последние годы.

Вопрос о его устойчивости остается открытым и требует отдельного глубокого исследования. Такие работы, как графический роман «Принцип Чабудо», становятся идеальным материалом для такого анализа, выступая своего рода лакмусовой бумажкой для всей отечественной сцены.

Иллюстрация из графического романа «Принцип Чабудо»

Иллюстрация из графического романа «Принцип Чабудо»

Сценарист и писатель в первую очередь обращает внимание на конструкцию мира. Действие переносит нас на столетие вперед, в 2124 год, где капитализм эволюционировал в систему городов-государств, конурбаций. Мир пережил некий катаклизм, последствием которого стало причудливое, почти сюрреалистическое слияние юридического права с пластом народных суеверий и примет. Этот синтез архаики и высоких технологий, где научный прогресс не просто продолжился, но и вступил в симбиоз с первобытными страхами, создает уникальный и тревожный фон.

Для удержания этого хрупкого равновесия и был создан «принцип Чабудо». Это не свод законов, а тотальная идеология, провозглашающая гедонистический императив: исполнять грезы здесь и сейчас. Технологическим инструментом для этого служит массовое чипирование, открывающее перед человеком бездну наслаждений в обмен на тотальную вовлеченность в трудовую систему. Любой, кто знаком с классикой кинодистопий, узнает здесь отголоски мотивов, например, из «Трассы 60», где общество было строго сегментировано на труд и сиюмиентные удовольствия.

Иллюстрация из графического романа «Принцип Чабудо»

Иллюстрация из графического романа «Принцип Чабудо»

Как писатель, я вижу в этом романе изощренную метафору зависимости современного человека. Если сегодня мы говорим о зависимости от ленты социальных сетей, то «Принцип Чабудо» доводит эту идею до логического предела, вводя понятие «пфеяния» — болезненной аддикции от использования имплантов. Естественно, любая система порождает контрсистему: в романе ей выступают «нечипированные» — новые диссиденты, чьим харизматичным лидером является Харли, автор манифеста «Дневник велосипедиста». Ирония, заложенная в этом образе (ограничение в правах, включая запрет на вождение, вынуждает оппозиционеров перемещаться на велосипедах), — это тонкая, но точная сатира на механизмы социального подавления.

Что касается литературных корней, то здесь сценарист Алекс Окуловский демонстрирует глубокую начитанность. Наиболее очевидная параллель — «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Катаклизм в «Чабудо», как и аномалии Зоны, привел к появлению «оживших мертвецов», что ставит перед обществом сложнейшие философско-этические дилеммы: каков статус вернувшегося? Имеет ли он права? Идеология Чабудо предлагает свой, циничный ответ: чтобы у людей не оставалось нереализованных желаний — главной причины посмертного возвращения, — государство предписывает обязательное и непрерывное потребление удовольствий. Это рождает уникальный гибрид — нечто вроде «нарко-социализма» в условиях технологичного капитализма, что удивительно перекликается с некоторыми современными общественными моделями, например, в Китае.

Иллюстрация из графического романа «Принцип Чабудо»

Иллюстрация из графического романа «Принцип Чабудо»

При всей декларируемой антиутопичности, роман парадоксальным образом обретает черты утопии для своей аудитории. Замысел автора, сам того не желая, предвосхитил читательскую реакцию: мы начинаем видеть в этой системе не только угрозу, но и извращенное удовольствие от ее цельности. Это сложный нарративный ход, сближающий Окуловского не с модными постмодернистами, а скорее с классиками вроде Достоевского и Чехова, которые умели вскрывать социальные язвы через психологическую драму, приправленную иронией и черным юмором.

Визуальное решение романа — отдельная тема для разговора. Стилистика нарочито «черновая», динамичная. Однако здесь эта эстетика работает не на чистый экшен, а на создание ощущения хаотичного, живого мира. Примечателен и сам подход к производству, напоминающий работу над крупным кинопроектом: над архитектурой конурбации работал отдельный художник, привлекались консультанты. Это говорит о переходе отечественного комикса от кустарного производства к индустриальному, что, безусловно, является знаком зрелости рынка.

В качестве заключения. «Принцип Чабудо» — это работа, которая не просто отражает текущее состояние российского комикса, но и задает ему новый стандарт. Это многослойное, интеллектуально насыщенное произведение, которое смело можно рекомендовать к экранизации. Оно обладает той самой нарративной силой, что способна увлечь даже читателя, далекого от мира графических романов. Подобные проекты — не просто комиксы. Это полноценные культурные акты, заявляющие о том, что у российской визуальной прозы есть не только настоящее, но и будущее.

Книжная лига

27.7K постов81.9K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.