Примеры в истории феномена везения руководителей стран

Во всемирной истории есть масса примеров долговременного политического везения. Правда, рано или поздно оно имело обыкновение заканчиваться. Один из немногих известных и, пожалуй, самый яркий случай, когда везение не оставило правителя до самой смерти, — правление в Древнем Египте третьего фараона XIX династии Рамсеса II.

Этот достойный человек в молодости много и удачно воевал. За ним даже закрепилось прозвище Победитель. Однако все его победы либо были одержаны над значительно более слабым и хуже организованным противником (нубийцы, ливийцы), либо же явились результатом удачного стечения обстоятельств (шерданов армия Рамсеса II застала врасплох во время сна). Насколько в принципе авантюрной была тактика и стратегия удачливого фараона, показала битва под Кадешем.

В стратегическом плане Рамсес разделил свою армию на четыре отряда («Амон», «Ра», «Птах» и «Сет»), прибывавших к месту будущей битвы по очереди. Пятый отряд (наёмники) вообще двигался прибрежной дорогой (не имея контакта с основным войском). В тактическом плане, явившись под Кадеш во главе отряда «Амон», не произведя разведки, фараон доверился сведениям, полученным от местных бедуинов, которые солгали, что противник (хетты) далеко, и беспечно занялся обустройством лагеря.

В результате неожиданной атаки хеттского войска отряд «Ра» был разгромлен на марше, фараон с отрядом «Амон» осаждён в собственном частично захваченном противником лагере. Отряды «Птах» и «Сет» подошли к месту битвы после её окончания.

Только низкая дисциплина хеттов, бросившихся грабить лагерь египтян и давших время фараону восстановить контроль над своими дезорганизованными войсками, а также неожиданное для самих египтян прибытие в разгар боя отряда наёмников спасли фараона и превратили поражение в ничью (египтяне объявили себя победителями, но заключённый ими компромиссный мир с хеттами свидетельствует о том, что фараон понимал истинную цену своей «победы»).

Рамсес II сделал правильный вывод и не стал больше испытывать судьбу. В дальнейшем он предпочитал войнам династическую дипломатию, расширял торговлю, заботился о росте производства в самом Египте и получил прозвище Великий.


Однако здраво оценить степень случайности своих побед и разумно воспользоваться подарком судьбы дано далеко не каждому. Бонапарт провалил операцию в Египте, фактически дезертировал, бросив армию. Но ему повезло: когда он прибыл во Францию, она была поражена очередным правительственным кризисом и вместо тюрьмы или казни его пригласили участвовать в государственном перевороте, сделавшим его первым консулом, а затем и императором.

Удачливый генерал не понял намёк Провидения и продолжал испытывать судьбу. Ему повезло в сражении при Маренго, превратившемся из поражения в победу благодаря случайному приходу генерала Дезе со свежей дивизией. Он стратегически проиграл кампанию 1805 года, но ему повезло при Аустерлице, где юный император Александр поверил, что может переиграть матёрого полководца, а Кутузов не посмел возражать своему суверену. Ему повезло при Йене и Ауэрштедте. Неправильно оценив группировку противника перед битвой, он фактически одержал победу благодаря мастерству маршала Даву, разгромившего со своим корпусом втрое сильнейшую прусскую армию, а также благодаря общей лучшей подготовке французских войск и командования.

Последний раз ему повезло под Ваграмом, где австрийцы эрцгерцога Карла отступили, не исчерпав возможности к сопротивлению, за час до того, как на поле боя появился свежий корпус эрцгерцога Иоанна. С началом кампании 1812 года в России ему везти перестало. И не везло до конца. Даже на поле боя при Ватерлоо наполеоновский маршал Груши опоздал, зато на помощь англичанам фельдмаршала герцога Веллингтона вовремя пришла прусская армия фельдмаршала князя Блюхера.


Кстати, противостоявший Наполеону в России Кутузов никогда не полагался на случайный результат битвы. Он выстраивал свою стратегию таким образом, что неприятель уничтожался гарантированно, независимо от того, кто побеждал в конкретном сражении и была ли битва вообще.


Ещё один баловень удачи, потерявший всё на полях России, — Гитлер. Он получил власть, когда популярность его партии пошла на спад, в результате интриг не поладивших друг с другом Франца фон Папена и Курта фон Шлейхера. Англичане и французы в 1938 году сдали ему Чехословакию в тот момент, когда немецкие генералы, знавшие о неготовности Германии к большой войне, были готовы произвести государственный переворот. Затем в 1939 году те же французы с англичанами даже не дёрнулись в течение почти месяца, пока немцы громили Польшу, а на Западе фон Лееб располагал всего 12 кадровыми и 30 слабыми дивизиями второй-третьей очереди (среди них ни одной танковой или моторизованной) против 78 полноценных французских дивизий (4 моторизованных) и 18 отдельных танковых батальонов. Последняя вспышка везения посетила Гитлера весной-летом 1942 года, когда немцам чудом удалось избежать разгрома группы армий «Центр», катастроф под Харьковом и в Крыму и нанести РККА ряд чувствительных поражений. Но уже осенью 1942 года полоса удач прекратилась. Больше везение к Гитлеру не возвращалось.

О чём нам говорят эти примеры? О том, что, если полагаться только на удачу, рано или поздно она (удача) отворачивается от вас навсегда. Вы исчерпываете запас собственной удачливости