Превращение камня с речки в подарок-талисман
Всем привет. Меня тут знают как девушку, которая пилит на досуге камни. Так вот, сегодня мы зайдем немного дальше. Нет, мы не будем пилить бюджет. (одна из самых популярных шуток в комментариях.) Давайте попробуем найти применение моим распиленным камням?
Все эти камни я собираю сама каждое лето на реке Кача Красноярского края. И сегодня я выбрала из коробки один из таких камней. Предположительно, по внешнему рисунку это должен быть агат. Давайте распилим его и посмотрим, как он выглядит внутри.
Процесс распила
Вид внутри
Вот такой рисунок оказался внутри. Не сказать, что я в восторге. Нет каких-то ярко выраженных колец или четкого рисунка. Если вы видели другие мои серии распилов, то должны знать, какими красивыми эти камни могут быть внутри. Но не всем камням быть музейными экспонатами. Для памятного подарка, сделанного своими руками, вполне сгодится.
здесь можно посмотреть всю серию с распилами Пилю камни
Дальше я размечаю маркером примерную зону работы.
Хотелось бы, конечно, отталкиваться именно от рисунка. Но нам так же важна толщина камня. По этому я срезаю все лишнее на отрезном станке. Раньше у меня был маломощный станочек с тонким диском на 100мм и такая функция мне была просто не доступна. Диск легко гнулся, а сам распил был очень долгим и напряженным. Но теперь у меня мощный станок и наконец то я могу полноценно работать на нем. Чувствую себя настоящим мастером-камнерезом! Вжик-вжик и у нас получается заготовка для будущего кабошона. А раньше мне приходилось стачивать все лишнее на алмазной планшайбе. Инструмент не дешевый и стачивались они от агатов довольно быстро.
Что такое кабошон?
Кабошон (от фр. caboche — голова) — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней. Также кабошоном называют обработанный таким образом камень.
Кабошоны могут быть разной формы. Могут быть выпуклые или даже двояковыпуклые. Толщина их тоже может быть разной. Долго наблюдая в интернете за мастерами, я поняла, что единого стандарта нет. Каждый делает на свой вкус и потребность. У меня тоже появились определенные предпочтения. Мне нравятся плоские с угловатой формой. Но я же учусь, нужно пробовать все варианты. Я еще ни разу не делала плоские кабошоны или кабошоны в форме сердечка. Но сегодня я решила сделать кабошон сразу под готовую оправу в форме капельки.
У меня была оправа со стеклянной вставкой. И именно этой вставкой я и воспользуюсь, как трафаретом. На этом этапе мне нужно учесть, какая сторона будет лицевая. А так же учесть все возможные дефекты камня и стараться их обойти.
Разметка будущего кабошона
После разметки трафаретом я стачиваю лишнее на самой грубой своей планшайбе. Здесь я не рискнула воспользоваться отрезным диском, что бы не сколоть края моей заготовки. Когда форма подогнана, я примеряю камень в оправу и, убедившись, что все хорошо подходит, делаю маркером разметку для рундиста.
Разметка маркером для границы рундиста
Рундист - это место крепления камня с оправой. И здесь нужно учитывать ее высоту. Хоть я и говорила, что кабошоны могут быть очень разными. Существуют определенные стандарты и терминология. Разобраться с ними мне в свое время очень помогли книги и "Пособие по изготовлению кабошонов" от Ивана П. (давайте скажем ему спасибо за ценную информацию для новичков в свободном доступе). О них я уже писала ранее. Если кому-то нужно, спрашивайте, дам ссылку.
После разметки рундиста мы начинаем задавать нашему камню округлую форму. Здесь нужно быть внимательным, что бы не сточить ничего лишнего. Для удобства я креплю камень специальной мастикой на кич. Таким образом, мне удобнее удерживать камень и появляется возможность более точно контролировать процесс.
Камень на киче в процессе обдирки
После того, как у нас получилась необходимая форма, я решила снять камень с кича, что бы еще раз примерить его в оправу. И поняла, что немного перестаралась на этапе обдирки. Камень стал немного меньше нужного размера. Учту это и в следующий раз буду внимательнее. Сейчас это не существенно, так как камень будет фиксироваться клеем, а не прижимом оправы.
Примерка в оправу
Пока я снова не приклеила камень к кичу, самое время снять фаску с острого края на нижней части камня. Если этого не сделать и оставить острую кромку, она может сколоться при фиксации.
Снятая фаска
Фаска снимается легким касанием к плоскости планшайбы с постепенным проворачиванием по всему периметру. Если бы камень имел хорошую прозрачность и не крепился бы в глухую оправу, то я бы отполировала и низ кабошона. Соответственно, фаску нужно было бы снимать уже после полировки.
Снова фиксирую камень мастикой. И приступаем постепенно к доводке и полировке. Тут опять же у каждого мастера свои методы. Алмазных инструментов сейчас на рынке достаточно. Кто-то работает на черепашках, кто-то на китайских дисках с алмазным напылением. У меня получилась "солянка" из инструментов. Я начинаю работать на алмазных планшайбах. Затем у меня алмазные эластичные резинки. Работать с кабошонами на резинках мне очень удобно. За счет их относительной мягкости проработать неровную поверхность намного проще. Хотелось бы больше номеров резинок и планшайб. Но ценник не маленький. По этому дальше я дорабатываю камень с алмазными пастами на самодельных кругах из брезента. Просто приклеила к опорным тарелкам от УШМ дрели круги брезента и они меня вполне устраивают. Полировка у меня на такой же тарелке с покупным войлочным диском. В качестве полировального порошка у меня оксид церия. Как-то раз меня спросили, зачем я использую оксид церия после алмазной пасты 0.5. Ведь зернистость порошка оксида 0.8мкм, а у пасты 0.5мкм. Но я не знаю правильного ответа! )) После пасты 0.5, я прохожусь на войлоке оксидом церия, и камень сверкает сильнее.
Наш кабошон готов. Сфотографировать одновременно форму, рисунок и его цвет оказалось не простой задачей. Цвет меняется в зависимости от освещения. Так же, как и цвет оправы, меняет внешний вид камня.
Здесь я попыталась на скорую руку оформить кабошон в какое-то готовое изделие. Еще лет семь назад я закупила много всякой фурнитуры под эти цели. Но тут тоже нужно уделить время сборке. (Может быть, опытные мастерицы бижутерии поделятся полезными каналами с секретами сборки и разных видов узелков).
Ни я, ни мои друзья не носят подобные серьги или кольца с натуральными камнями. А вот в качестве брелка на сумку или ключи - почему бы нет? Или повесить на зеркало в автомобиле. Мой муж долгое время носил подаренный мной кабошон просто в кошельке. Я всегда говорю, что это как камень-талисман, сделанный мной от души. И если вдруг камень разобьется или потеряется, значит, талисман сработал и уберег от неприятностей. Я не поддерживаю мистификацию камней, не приписываю им магические свойства. Но такой вариант у меня прижился в голове, и я уже сама в него верю.
Конечно, мне бы очень хотелось самостоятельно изготавливать для своих камней оправу. Планирую осваивать помаленьку ювелирное дело. Я бы тогда могла изготовить кулон или кольцо по своему вкусу. Но сейчас для меня это просто не законно. По крайней мере, из серебра, как мне бы хотелось. Но всему свое время и нет ничего невозможного.
P.S. Изначально для этой публикации я выбрала другой камень. Это был красивый агат. Одну половинку я предусмотрительно сохранила для полировки себе в коллекцию. А вот из второй должен был получится красивый кабошон. Но в процессе камень просто развалился из-за внутренних трещин. Я много раз писала, что я не проклеиваю камни. Я не умею этого делать, а точнее просто не хочу. Ну не нравятся мне клеенные камни. Это как разбитая и склееная ваза. Да, она выглядит как прежде, но я то знаю, что она разбита. Но! Я признаю свое поражение. Кажется пора учится проклеивать камни.
Большое спасибо всем, кто поддержал меня в сборе на шлифовальный станок. Я не ожидала такого отклика. Отдельное спасибо пикабушнику @Morkai, я даже немного растерялась от вашей щедрости. Спасибо!