21

Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1

Музей СССР в Сочи был построен в 2017 году на территории Олимпийского парка. Он входит в комплекс из трех музеев выставочного центра. Экспозиции, представленные в музее, призваны вызывать ностальгию у свидетелей эпохи, а также рассказывать молодому поколению о быте и культуре Советского Союза.

Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост
Предметы и вещи советской эпохи из музея СССР в Сочи. Часть 1 СССР, История, Длиннопост

http://back-in-ussr.com/2019/09/predmety-i-veschi-sovetskoy-...

Найдены возможные дубликаты

+1

В мезее должны быть таблички с пояснениями. А тут просто старую технику на полки расставили

+1

как представишь, что половина такого музея вместится в современный телефон...

0

Как на даче, только хлама поменьше.

0

Мне за 30, чуть-чуть прожил в СССР, но при вида этих фото чувствую себя ньюфагом, хотя некоторые вещи встречал у родителей своих друзей

0

Ленина на Михалкова похож Оо

Похожие посты
456

История СССР в фотографиях № 196

Автор фотографий: Ершов Виктор Гаврилович.


В деревне.  1970-е.

История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

В городе. 1970-е.

История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 196 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 24
276

Расстрел 1962 и объективные причины повышения цен

С 1 по 3 июня 1962 в городе Новочеркасске Ростовской области происходили волнения населения, которые подавили с помощью милиции, армии и сил КГБ. Но я здесь не для того, чтобы оправдывать насилие и силовое кого бы то ни было. Да и не о политике этот пост.

Одной из причин волнения рабочих (в основном - Новочеркасского электровозостроительного завода) стало повышение цен на продукты питания. Но для начала надо разобраться, как цены формировались и от чего зависели.

После коллективизация сельского хозяйства (1928-1937) сложилась следующая система: колхоз был обязан сдавать государству определенный объем продукции по специальным заготовительным ценам. Эти заготовительные цены были не только ниже цен колхозного рынка, но и меньше себестоимости. Так, на 1940 год центнер (100 кг) зерновых сдавался по заготовительной цене в 8 рублей 63 копейки при себестоимости в почти 30 рублей.

Часть продукции колхоза изымалась в качестве натуральной оплаты за услуги МТС (Машинно-тракторных станций*)

*Примечание: Первые МТС были созданы в 1928-1929 годах.

Расстрел 1962 и объективные причины повышения цен История, СССР, Сельское хозяйство, Закупки, Колхоз, Цены, Колхозники, Оплата, Длиннопост

Остаток продукции сверх обязательных поставок колхоз мог снова продать государству, но уже по более высокой закупочной цене. Закупочная цена была в 8-15 раз выше заготовительной, но всё же ниже цен рынка). На 1953 год государственный запас зерна только на 5% состоял из проданного по данному механизму закупок. Другой вариант - продажа продукции самими колхозниками на колхозном рынке. Чтобы вы понимали, проданное на колхозном рынке могло давать до 50-55% дохода. За трудодень в начале 50-х колхозник получал 1,4 кг зерна.

А как же животноводство? В плане соотношения цен и себестоимости продукции животноводческая продукция демонстрировала еще более сильный разрыв. Разводить скот было менее выгодно (в плане дохода колхозника), чем заниматься зерновым и техническим культурами. Не удивительно, что в 1951-м было произведено на 5% меньше мяса, чем в 1928-м, в то время как для зерновых (в натуральном выражении) этот показатель вырос на 60%.

Такая система могла быть стабильной, однако для СССР первой половины 20-го века была характерна урбанизация. Если к концу 30-х более 30% человек проживали городах, то уже в середине 50-х этот показатель был близок к 50%. На 1928-й год статистика насчитала 11 млн рабочих и служащих, а 1951-м уже 40 млн. Растущие города нужно было кормить. А это в свою очередь приводило к увеличению размера обязательных поставок.

5 марта 1953 года Маленков стал председателем Совета Министров СССР. Именно с его именем связана идея повышения заготовительных цен. Так в 1953-м заготовительные цены на мясо, молоко, картофель были повышены в 2-5 раз. Кроме того, увеличились и закупочные цены.

Эти меры привели к увеличению дохода колхозников, которые в сталинский период получали меньше рабочих. Работа "От советов к олигархам" отмечает устойчивое сокращение неравенства (разве это не воплощение левой идеи?), начиная с 1956-го. Одна из причин этого явления - увеличение денежных доходов колхозов в хрущевский период более чем в 3 раза (1953-59). Кроме того,  встал вопрос о целесообразности использования трудоднéй (которые полностью ушли в небытие в 1966-м). Каждый колхоз получил право самостоятельно устанавливать их минимум.

Естественным образом это привело к увеличению себестоимости хлеба и колбасы (можно было сэкономить на качестве - скажет кто-нибудь). Но правительство решило на первое время не повышать розничные цены для продукции пищевой промышленности. Решением в начале хрущёвского периода были дотации: мы повышаем уровень жизни жителей села и пока не повышаем цены. Сложно себе представить, но хлеб мог стоить дешевле зерна. Кроме того, за 5 лет государство вложило в сельское хозяйство более 10 млрд. рублей, т.е. больше чем за все предыдущие годы советской власти. Надо также вспомнить, что с 1954-го началось освоение целинных земель (т.е. создание совхозов и инфраструктуры).

При этом в 1956-58 скот запретили держать в личном хозяйстве в городах и рабочих поселках. В 1956-м произошло первое повышение розничных цен на некоторые виды продукции. К 1959 году значительно увеличилось потребление мяса, молока и масла обычным горожанином. Но всё же реальные показатели отставали от желаемых: мяса в 1961 году было получено 8,7 млн тонн. Важно понимать, что во все последующие годы потребление мяса на душу населения росло

Государство решило и вовсе отменить обязательные поставки и вместе с тем постоянно повышать закупочные цены. Правда, в 1958—59 годах расформированы МТС, а технику должны были купить колхозы, чьи доходы значительно выросли.

Итак, в 1960-1961 на плечи бюджета легли: 1) дальнейшие инвестиции в сельское хозяйство и улучшение благосостояния села 2) регулировка цен заводов на с/х технику путем их снижения 2) отмена налога с оборота в пищевой и перерабатывающей промышленности в пользу государства.

Но в 1962-м назрела проблема: если повысить закупочные без изменения цен на готовую продукцию, то пищевая промышленность вновь понесёт убытки. Снова нужны будут дотации. На фоне обострения Холодной Войны после инцидента с самолётом Пауэрса (1960) и размещением американских ракет в Турции снизить или перераспределить расходы на оборону или промышленности не представлялось возможным. 1 июня 1962 года ЦК КПСС и Совет Министров выпустили обращение в газете "Правда", в котором обосновывали болезненное повышение цен. Например, мясо стало стоить на 30% больше, а на масло на 25%. Возможно, властям бы тогда помогла современная практика "размазывания" повышения цен на длительный период.

Уже после печальных событий правительство решило заморозить розничные цены. Надо отметить, что в последующие годы потребление мяса населением росло, а вместе с этим росли и затраты государства.

Вывод: формирование цен в советской экономике, как вы видите, - это довольно объемная и сложная тема. Многие люди реально думают, что генсек звонил на завод и диктовал директору новые цены.

Показать полностью
1616

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт???

Знаменитый советский турбовинтовой дальнемагистральный лайнер Ту-114 знаком каждому.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Но есть у этого самолёта одна неочевидная особенность, про которую знают не все. У самолёта не три (как обычно) а четыре стойки с колёсами. В районе хвоста, прямо под стабилизатором торчат (относительно) крошечные колёсики.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

С другого ракурса.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Причём, эта хвостовая опора могла убираться независимо от остальных стоек шасси. Например, взглянем на Ту-114, установленный в музее Гражданской авиации в Ульяновске.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Вот здесь хорошо видно, что хвостовая подпорка убрана.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Кстати, эту особенность Ту-114 унаследовал от прародителя ‒ бомбардировщика Ту-95. Вот второй опытный Ту-95, представленный в монинском музее ВВС.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

У него под стабилизатором чуть впереди кабины радиста-стрелка выглядывают из фюзеляжа аналогичные колёсики.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Все четыре «опоры шасси» в одном кадре.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

На фото колёса выпущены из своего отсека на максимум. Их нельзя (как у Ил-62) опустить до самой земли, чтобы поддержать центровку самолёта на стоянке. Так зачем тогда они нужны?

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Всё дело в том, что когда разрабатывали Ту-95 и Ту-114, это были самые большие на тот момент самолёты. А вот достаточно больших ангаров не было и построить их не успели. В ворота имеющихся ангаров высокое хвостовое оперение не проходило, поэтому Туполеву пришлось проявить смекалку. Собранные самолёты выкатывали из ангара, поднимая носовую стойку специальной подпоркой на колёсах. Ниже вы видите уникальное фото этого процесса. А для того, чтобы не «шкрябать» хвостом по земле, все самолёты оснащали маленькой стойкой шасси под хвостом.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Спокойно, это шутка и неправда. Разумеется, низкий проём ангара не имел в данном случае решающего значения.

На самом деле, хвостовая подпорка имела чисто защитную функцию: чтобы при слишком резком отрыве от полосы самолёт случайно не задел хвостом бетон. Такие случаи и сейчас не редкость, а 60 лет назад ‒ тем более.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

У Ту-114 крайне вытянутый и длинный фюзеляж, а шасси находятся примерно в его середине. Культура пилотирования тогда ещё не была на достаточном уровне: большинство пилотов пересаживались в кресла реактивных и турбовинтовых лайнеров прямо из кабин поршневых Ли-2 и Ил-14.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Как хорошо известно, на хвостовую часть фюзеляжа в полёте приходятся высокие нагрузки, поэтому её механические повреждения могут привести к преждевременному списанию самолёта из-за непригодности планера к дальнейшей безопасной эксплуатации.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Подобные решения применялись тогда отнюдь не только на Ту-114. Скажем, на Ту-104 в целях защиты хвостовой части фюзеляжа имелась специальная пята с амортизатором, которая автоматически выдвигалась при выпуске шасси, а в полёте убиралась.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

У самолёта Ил-18 имелся круглый выступ, который должен принять на себя удар при случайном касании земли хвостом.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Благодаря таким устройствам самолёты Ту-114, Ту-95, Ту-104 и Ил-18 могли «чиркнуть» хвостом по полосе без опасности повредить фюзеляж.

P.S. У Ил-62 тоже можно заметить крошечные колёса в хвосте. Во время полёта они не полностью убираются в фюзеляж и могут выполнять ту же функцию, что и подпорка у Ту-114. Однако, её основное назначение не в этом.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Компоновка Ил-62 такова, что без загрузки грузом или пассажирами центр тяжести самолёта расположен позади от основных стоек шасси. А для того, чтобы пустой самолёт не опрокинулся на хвост, его оборудовали выдвигающейся до земли опорой с колёсами. Если же возникает необходимость перегнать пустой самолёт, то для исправления центровки можно заполнить водой балластный бак объёмом 3700 литров, расположенный в носу лайнера.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост
Показать полностью 15
206

История СССР в фотографиях № 195

Автор фотографий: Ершов Виктор Гаврилович.


По городам СССР. 1970-е.
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 195 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 24
237

История СССР в фотографиях № 194

Автор фотографий: Ершов Виктор Гаврилович.


Киргизская ССР. 1970-е.

История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Без названия. 1970-е. 

История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

г. Горький.1970-е

История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 194 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 23
172

Неудачные времена для перемен

Автор: Сергей Имашев.

Читайте ранее: Оставшийся в тени


Весной 1942 года танковая промышленность СССР испытывала сложности в поставке материалов и оборудования для производства танков, также были проблемы в квалифицированных рабочих кадрах, которые либо ушли на войну, либо погибли во время бомбёжек. Вследствие чего на заводах работали женщины, дети и старики, которым на плечи легла задача увеличения выпуска Т-34 с устранением его недостатков. В то время как КБ-520 был «головой» по улучшению и организации производства Т-34, Морозов решает разрабатывать новый танк на основе старого, которым и был Т-43. Однако проект не получил одобрения и поддержки ни в НКТП (Наркомат танковой промышленности), ни ГАБТУКА (Главное автобронетанковое управление Красной армии). Кроме того, Морозову предложили не распылять силы на проектирование новых танков, а бросить все силы на доработку Т-34 и КВ-1, в которых нужно было увеличить дальность обзора, уменьшить вес и собрать танк таким, чтобы им мог управлять неквалифицированный человек.


В основу конструкции нового Т-43 легли наработки довоенного танка Т-34М с поправкой на военное время и изменившиеся условия сборки танков. 31 мая 1942 была направлена пояснительная записка и чертежи на рассмотрение НКТП и ГАБТУКА. В ней говорилось: «Для наиболее полноценного разрешения всех поставленных требований завод № 183 после критической оценки ряда вариантов модернизации танка принял вариант, который в основном сохраняя компоновку Т-34, путем коренной переделки корпуса, башни и подвески танка, обеспечивал наилучшее выполнение указанных тактико-технических требований». В конце пояснительной записки Морозов добавил, что заимствование до 80% деталей с Т-34 значительно упростило вопросы ремонта и восстановления машин, а также отменило необходимость в переподготовке танковых экипажей.

Неудачные времена для перемен Cat_cat, История, Танки, СССР, Война, Великая Отечественная война, Техника, Длиннопост

Деревянная модель, отправленная вместе с документами. Можно проглядеть новую форму корпуса, новые траки и старую башню от Т-34.


По проекту планировалось использовать без изменений следующие узлы от Т-34: двигатель, фрикционы, коробку передач, тормоза, радиаторы, опорные катки, ведущие колёса, ленивец, электронику, поворотный механизм башни и самое главное – сиденье водителя. Главным отличием Т-43 от Т-34 был корпус толщиной 75 мм в ВЛД и 45 мм в НЛД с углом наклона 60 и 53 градуса соответственно. Башня же была усилена с 50 до 90мм во лбу с установкой новой орудийной маски с толщиной брони в 90 мм. Серьёзной переделке подверглась и подвеска, которая получила в качестве упругих элементов торсионные валы с тягача АТ-45. Масса Т-43 составляла 30 тонн против 28 тонн Т-34.


5 июня 1942 года прошла встреча Сталина, Малышева, Зальцмана, Котина и Морозова, на которой было принято постановление о принятии мер для улучшения КПП и обзорности, и через 3 дня закипела работа. При разработке новой коробки передач учитывалось следующее: лёгкость переключения передач и полная заменяемость с 4-скоростной КПП. В ходе испытаний 5-скоростные коробки перемены передач показали свои преимущества перед 4-скоростной и доказали свою полную надежность. Кроме КПП Морозов занимался разработкой новой башни с командирской башенкой, но представители ГАБТУКА забраковали данную конструкцию, считая ее неудачной.

Неудачные времена для перемен Cat_cat, История, Танки, СССР, Война, Великая Отечественная война, Техника, Длиннопост

Практически тот же Т-34, только с 5-ступенчатой КПП. Также известен как Т-34с.


Тем не менее, работы по продвижению проекта своего нового модернизированного танка руководство завода № 183 продолжало, и весьма успешно. Сталин приказал Морозову собрать опытный образец Т-43 с 5-ступенчатой КПП и командирской башенкой, которая была забракована комиссией, но уже на башне с серийным погоном в 1420 мм, который использовался на Т-34, и совсем скоро танк уже проходил испытания в Кубинке, где получил следующие отзывы:


1.Командирская башенка улучшает обзорность из танка и дает возможность вести наблюдение за местностью.  2.Посадка на место в командирскую башенку возможна при опущенном гильзоулавливателе или при придании большого угла возвышения пушке. Выход командира танка с рабочего места возможен только при посторонней помощи. 3. При движении танка в боевом положении командир на рабочем месте стеснен в своих движениях. 4. Наблюдение за местностью можно производить через три передних смотровых прибора. Наблюдение в два прибора, расположенные сзади, ограничено неудобным положением корпуса наблюдателя и теснотой. 5. Отсутствие в переднем центральном смотровом приборе визора, совмещенного с пушкой, исключает возможность проверки правильности наводки оружия по заданной цели. 6. Замена и чистка смотровых приборов при запылении и запотевании тратит много времени. 7. Скорость Т-43 практически одинакова со скоростью Т-34, и это при условии, что у Т-43 масса выше на две тонны. 8. Благодаря 5-ступенчатой КПП переключение скоростей на Т-43 оказалось более лёгким, чем на Т-34 и трофейном PZ III.

Неудачные времена для перемен Cat_cat, История, Танки, СССР, Война, Великая Отечественная война, Техника, Длиннопост

Т-34 с новой башней и ком.башенкой. Август 1942.


После испытаний КБ-520 предъявили новые требования по танку Т-43:1. Масса должна быть не больше 30 тонн. 2. На танке должна быть установлена 76-миллиметровая Ф-34 с двумя пулемётами и одни пулемётом у водителя. 3. Машина должна быть защищена 75-миллиметровыми броневыми листами под градусом не менее 35 в ВЛД и не менее 40 в НЛД. 4. Башня должна вмещать 3 человека, иметь погон в 1600 миллиметров, а толщина не менее 90 миллиметров в лобовой проекции. 5. Использовать 500-сильный двигатель, который позволяет машине разгоняться до 50 км/ч.6. Установить на танк новую торсионную подвеску.7. Артсистема должна монтироваться снаружи башни и быть уравновешенной. 8. Вращение башни должно вестись от мотора, либо от руки. Усилие на рукоять должно быть не менее 15 килограмм.9. КПП, фрикционы и тормоза должны работать без ремонта не менее 5000 километров, работа двигателя до ремонта – 250 часов, а работа гусениц до ремонта – 2500 километров.


Можно заметить из требований, что руководство хотело всего и сразу. Как обычно. Развитие танков планировалось сразу по двум направлениям: во-первых, хорошая броня с удовлетворительность скорость передвижения машины. Во-вторых, длительная работа узлов и агрегатов до ремонта при условии, что экипажу будет комфортно и удобно управлять техникой.

Неудачные времена для перемен Cat_cat, История, Танки, СССР, Война, Великая Отечественная война, Техника, Длиннопост

Т-43 сверху-сбоку и в разрезе.


Морозов вместе с работниками КБ-520 пытался угодить унификации и разработал танк с 80% сходством с танком Т-34, но ГАБТУКА выказало недовольство по ряду причин:


1.Диаметр погона. Вместо серийного погона в 1420 миллиметров на Т-43 был установлен погон с диаметром в 1600 миллиметров. 2.Командирская башенка, которая уже была забракована ГАБТУКА (По словам Ворошилова, она не улучшала дальность обзора, а была аналогичной с Т-34). 3. Недостаточный боекомплект: 85 выстрелов и 28 пулемётных лент. 4. Ходовая. Невозможность снять торсионы без съёма катков. 5. Артсистема. Ф-34, также как и на Т-34, монтируется внутри башни, что усложняет монтаж и демонтаж системы.


Ворошилов прокомментировал Т-43 следующим образом: «Конструкторам завода прекрасно были известны основные недостатки танка Т-34, неоднократно указанные заводу со стороны БТУ, а именно: недостаточный диаметр погона башни и плохая обзорность из танка. Завод, однако, не устранил в новом проекте указанных недостатков и стал на неверный путь проектирования новой машины со старыми недостатками серийной машины. <...>. Считаю необходимым предложить заводу немедленно приступить к проработке этих вопросов, задержав до их реализации изготовление опытного образца танка Т-23 (Т-44), к выполнению работ по которому завод еще не приступил .В отношении опытного образца танка Т-43 считаю необходимым провести его заводские испытания с дачей заключения».


Окончательный вариант Т-43, который планировалось допустить к заводским испытаниями, имел другую форму корпуса, в которой была изменена конструкция для доступа охлаждающего воздуха к радиаторам и выхлопным трубам. Вырезы были сделаны в верхней части бортов вдоль моторного отделения и покрыты броневыми «коробообразными» карманами, сверху вырезы накрывались металлической сеткой и броневым жалюзи, а сзади «карманов» были отверстия для выхлопных труб. Также на бортах устанавливались фальшборта - целью их установки была маскировка Т-43 под Т-34, а также за ними хранили ЗИП. В крыше моторного отделения находился откидной люк для доступа к двигателю, а сама крыша была съемной, установленной на болтах. Над трансмиссионным отделением имелся люк для выброса охлаждающего воздуха, сверху прикрытый броневыми жалюзи и сеткой. Верхний кормовой лист выполнялся откидным на петлях.

Неудачные времена для перемен Cat_cat, История, Танки, СССР, Война, Великая Отечественная война, Техника, Длиннопост

Тактико-технические характеристики модели:

«Литая башня Т-43 оснащалась командирской башенкой (аналогичная по конструкции башня испытывалась Т-34 летом 1942 года). Башня имела толщину 90 мм в лобовой части и 75 мм на бортах и корме. Литая командирская башенка вваривалась в крышу башни над кормовой нишей. Она была неподвижной, в ней имелись пять отверстий для установки перископических смотровых приборов. В крыше башни имелось два люка для посадки экипажа, отверстия для монтажа прибора ПТК, вентилятора и антенный ввод. В крыше командирской башенки люк отсутствовал. В бортах башни имелись револьверные отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми пробками.

Литая орудийная маска выполнялась с бронезащитой противооткатных устройств, что было сделано с целью удешевления производства. Масса башни Т-43 составляла 4,9 т, а с установленным орудием — 6,5 т.


В моторном отделении Т-43 монтировался серийный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с., радиаторы системы охлаждения, топливная и масляная системы. Запуск двигателя осуществлялся при помощи электростартера СТ-700, либо сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. На Т-43 был размещён всего один основной топливный бак емкостью 500 л, установленный в передней части корпуса, слева от механика-водителя, а снаружи на корме машины монтировались два дополнительных бака по 135 л каждый.


Трансмиссия танка Т-43 состояла из многодискового фрикциона сухого трения, пятискоростной КПП, двух планетарных механизмов поворота и двух бортовых редукторов.


В ходовой части Т-43 использовались такие же опорные, ведущие, направляющие катки и гусеницы, как и на Т-34. В качестве упругого элемента подвески использовались торсионные валы.»


С 1943 танк начал проходить заводские испытания, с января по апрель танк прошёл 3260 километров. В ходе испытаний было замечено, что механизмы полностью работоспособны в пределах гарантийного километража, а сам танк прост в использовании и ремонте. Недостатки прежде всего касались резиновых бандажей опорных катков, которые отслаивались под «потолстевшим» танком. Однако главной проблемой так и осталась башня – это слишком узкий погон, который не давал условий для комфортной работы трёх человек в башне, а также плохая обзорность из танка, что было замечено до 1943 года, когда он прошёл первые 250 километров.


Проблемы с обзорностью были связаОбщий вид Т-43 с новой башней. Погон равен 1600 миллиметрам.


ны с третьим человеком в башне – командиром танка, который ухудшал работу наводчика и заряжающего. В связи с этим руководство ГБТУКА пошло на ряд компромиссов, связанных с установкой погона в 1600 миллиметров и установкой новых смотровых приборов МК-IV, аналогичным английским. По условиям представителей ГБТУКА башня должна иметь погон диаметров 1600 миллиметров, толщину лба – 90 миллиметров, бортов – 75 миллиметров, изготавливаться литой с вварной крышей с командирской башенкой в средней части. На ней должны быть размещены смотровые приборы MK-IV, справа от неё должен быть люк заряжающего, а слева – перископический прибор наводчика.

Неудачные времена для перемен Cat_cat, История, Танки, СССР, Война, Великая Отечественная война, Техника, Длиннопост

После установки новой башни вооружение состояло из пушки Ф-34 на 98 выстрелов, спаренной с пулемётом ДТ, который оснащался 44 дисками (2770 патронов), также монтировался курсовой ДТ на неподвижной установке в лобовом листе справа от механика-водителя. Внутри танка находились два ППШ и 20 гранат Ф-1. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались практически такими же, как до установки новой башни, но в связи с конструктивными изменениями была уменьшена ёмкость основного топливного бака до 450 литров. Кроме вышеперечисленного, у танка возросла масса до 34 тонн.


2 июля 1943 года наркомом танковой промышленности вновь был назначен Малышев, который всеми силами пытался уговорить Сталина об отмене разработки Т-43: «Я сказал товарищу Сталину, что отрицательно отношусь к этому танку и считаю его неудачным, но дал разрешение заводу испытать его пробегом на 2000 км. Товарищ Сталин согласился». В попытке преодолеть негативное отношение Малышева к Т-43, руководство направило на имя Сталина документ, обозванный как «Доклад о необходимости государственных испытаний и серийном производстве толстобронного танка Т-43 на заводе № 183», в котором говорилось следующее:

«По Вашему заданию танковый завод разработал и изготовил первые образцы нового толстобронного танка Т-43…<…>»

По своему характеру Т-43 является прототипом танка Т-34, что диктовалось необходимостью:1.Максимального использования деталей и узлов танка Т-34;2.Рациональностью схемы Т-34, оправдавшей себя в эксплуатации;3.Сохранения производственных и эксплуатационных навыков кадрами, изготовляющими и эксплуатирующими танк.

«Бронезащита танка Т-43 была выбрана из стали высокой твердости толщиной 75 мм. Такая броня противостоит 76-мм снаряду до дистанции 200–250 и более метров. До этого существовавшая самая мощная бронезащита на КВ обеспечивала защиту от опасных поражений только на дистанции 800-1000 метров. Габариты танка несколько уменьшены, что достигнуто применением на Т-43 торсионной подвески, сохранены без изменения следующие узлы танка Т-34: воздухоочиститель, вентилятор охлаждения, главный фрикцион, КПП, тормоза, ведущие и поддерживающие колёса, и ещё огромный список, который перечислять и смысла нет. Число деталей на Т-43 меньше, чем на Т-34… на 2133 детали. Общее количество нормалей меньше на 1241 нормаль. Таким образом, из приведенного видно, что при сохранении основных тактико-технических данных танка Т-34 машина Т-43 по своим боевым качествам является танком более высокого класса, который крайне необходим Красной Армии. Трудоемкость танка Т-43, по предварительным данным, на 15–20% меньше трудоемкости танка Т-34.»

Власти согласились на заводские испытания и весь август 1943 танк проходил испытания. В ходе испытаний отмечалось, что максимальная скорость Т-43 составляет 48,5 км/ч, а «средняя скорость практически не отличается от скорости Т-34». Запас хода был меньше на 80 километров, чем у Т-34. Скорострельность составляла 13 против 10 у Т-34. При оценке рабочих мест были даны средние оценки: Командир. Габариты рабочего места и его расположение обеспечивают командиру танка удобную посадку, круговой обзор, управление огнем, использование радиостанции и непосредственную связь с наводчиком и заряжающим. Командир танка освобожден от обязанностей артиллериста, что обеспечивает ему возможность вести наблюдение за полем боя, отыскивать и указывать цели, командовать экипажем и огнем из танка. Недостатком рабочего места является отсутствие спинки, вследствие чего при движении танка по неровной дороге командир ударяется спиной о пулеметные диски. Наводчик – без комментариев, хорошая оценка. Заряжающий. Расширенный объем боевого отделения по сравнению с Т-34 представляет ему возможность выполнять свои обязанности хорошо. Общая оценка — хорошая.Механик-водитель. Посадка и выход производятся через передний люк или через верхние люки башни. Само рабочее место водителя несколько стеснено по сравнению с Т-34, однако это не мешает работе. Отверстие люка водителя по сравнению с Т-34 меньше на 51 мм, что затрудняет выход и посадку водителя. К недостаткам отнесли тормозные ленты, которые были недостаточно надёжны, резиновые бандажи опорных катков, которые имели низкую износостойкость из-за увеличенной массы танка и ненадёжную работу механизма натяжения гусениц.


В заключении сообщения по ВЧ говорилось следующее:«По материалам, проработанным на заводе № 183, запуск танка Т-43 в производство при соответствующем выделении оборудования и кадров рабочей силы может быть осуществлен в короткие сроки без ущерба программы выпуска танков.»


Комиссия считает, что:1.Осуществленная на танке Т-43 модернизация танка Т-34 значительно повысила его боевые качества и является необходимой для армии.2. Учитывая требования армии в повышении боевых качеств танка Т-34 и удовлетворения их в значительной степени танком Т-43, а также учитывая возможность запуска в серийное производство танка Т-43 без коренной перестройки производства и уменьшения программы завода по выпуску танков, запуск танка Т-43 в серийное производство считать необходимым в возможно кратчайшие сроки.3. Перед запуском в серийное производство считать обязательным заводу № 183 устранить выявленные комиссией при испытании танков недостатки механизмов, обеспечив их надежную работу.4. Вооружение танка усилить за счет установки более мощной пушки.


Касательно установки новой пушки Малышев давал замечания и ранее, но его не слушали и продолжали испытания Т-43 с установленной Ф-34. Однако, в 1943 под Ленинградом был захвачен немецкий Тигр, который Ф-34 на Т-34 и ЗИС-5 на КВ-1 не пробивали в бортовую проекцию с максимально близких расстояний, не говоря уже о 100 миллиметровой лобовой броне. После обстрела Тигра таки было принято решение о разработке новой башни на Т-34 с дальнейшей установкой на неё 85-мм пушки. Это является одной из причин, по которой выпуск Т-43 так и остался в мечтах Морозова, а модернизация Т-34 до установки на неё башни с диаметром погона 1600 миллиметров посчитали более целесообразным.

Неудачные времена для перемен Cat_cat, История, Танки, СССР, Война, Великая Отечественная война, Техника, Длиннопост

Д-5 присутствует


Тем не менее, Морозов не прекращал свои работы и установил на Т-43 новую пушку – Д-5. Получилось следующее: опытные образцы Т-43 имеют недостаточную огневую мощь, недостаточное бронирование лба корпуса и башни, неудачное соотношение толщины, лба, бортов и кормы корпуса. Члены комиссии предлагают отказаться от Т-43 в пользу Т-34 с уже установленной Д-5Т и башней с 1600-миллиметровым погоном, который уже успешно прошёл испытания.


Окончательно крест на Т-43 поставили Малышев, Федоренко и Устинов, которые подписали документ о том, что новый (для простоты названия) Т-34-85 был тяжелее старого Т-34-76 всего на 1.3 тонны, так что с января 1944 Т-34-85 начал производиться серийно. Вторым моментом, поставившим жирный крест на танке Т-43, была разработка принципиально нового Т-44, который разрабатывался в том же КБ-520 во время испытаний Т-43 и Т-34 с новой Д-5. ТТХ сорок четверки были выше, чем у Т-43 во всех отношениях, поэтому разработки 43-го убрали в дальний ящик раз и навсегда.


Делая вывод по танку, можно сказать, что было бы, окажись Т-43 принят на вооружение, как мечтал товарищ Морозов. Во-первых, произошло бы снижение выпуска танков из-за перестройки всего технологического процесса, в особенности башенного и корпусного. Во-вторых, при производстве Т-43 были необходимы торсионные валы подвески, которые могли собирать только на заводе в Нижнем Тагиле, а остальные заводы в стране это делать не могли: не было кадров, не было возможностей и не было контроля за качеством их сборки. И, в-третьих, размещение топливного бака рядом с механиком-водителем, как мне кажется, не является хорошей идеей, также считали и «тигры» и «ахт-ахты», которые пробивали 60-75-миллиметров достаточно просто.


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_5345

Автор: Сергей Имашев.

Живой список постов, разбитый по эпохам


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс Деньги: 410016237363870

Сбер: 4274 3200 5285 2137

Сбор донатов одобрен администрацией, это эксперимент, подробности вот тут

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

Показать полностью 6
103

История СССР в фотографиях № 193

Автор фотографий: Ершов Виктор Гаврилович.


Иркутск. Городская жизнь. 1970-е.

История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 193 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 24
771

История о первой в СССР женщине-водолазе

Автор: Татьяшка Иващенко.


Нина Васильевна Соколова – первая в СССР женщина – тяжелый водолаз, автор идеи Ладожского трубопровода, комсомолка, «морж», йог и просто красавица.

История о первой в СССР женщине-водолазе Cat_cat, История, СССР, Война, Великая Отечественная война, Водолаз, Женщина, Биография, Героизм, Подвиг, Длиннопост

Нина Соколова родилась в Череповце в 1912 году, а в 1931 году поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Закончив и получив специальность инженер-гидротехник, она по распределению отправляется в Сочи строить порт в составе отряда ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения). Нина руководит водолазами, которые укладывают бетонные блоки на дно моря. Проблемка: как руководить, если не знаешь, что там на дне? Нина залезает в тяжелый водолазный костюм («трёхболтовка» в народе, вес мог доходить до 110 кг, в среднем – 70 кг) и спускается на дно, хотя допуска для проведения таких спусков у неё нет. Начальство реагирует предсказуемо: сначала выговором, потом отправкой на курс по водолазному делу. Курс успешно осваивается, экзамены сдаются, а для разрешения на спуск до 10 метров потребовалось другое разрешение – Михаила Ивановича Калинина, Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Так Соколова становится первой женщиной-водолазом в СССР. Ей шьют специальный костюм: дело в том, что у «трехболтовки» были три стандартных размера, рассчитанных на мужчин, когда рост Нины составлял всего 157 см.

История о первой в СССР женщине-водолазе Cat_cat, История, СССР, Война, Великая Отечественная война, Водолаз, Женщина, Биография, Героизм, Подвиг, Длиннопост

Соколова продолжает службу в отряде ЭПРОН в Ленинграде, когда начинается война. Отряд занимается восстановлением подводных коммуникаций, подъемом затонувших машин, боеприпасов, продовольствия. Осенью 41-го отряд протягивает по дну Ладожского озера телефонный кабель для связи с Генштабом. Работают в невозможных условиях: бомбежки, скудный паёк.


Весной 1942 года положение в блокадном Ленинграде обостряется: топлива остаётся всего ничего. Идея о трубопроводе приходит в голову Нине, когда она смотрит на танкеры с горючим, которые горят после артобстрелов – ведь если бы горючее шло под водой, немцы бы его не достали (вот она, профдеформация, а?). Начальство идею одобрило и в апреле строительство началось. Приказ был построить трубопровод за 50 дней. Потребовалось 43 (5 мая — 16 июня 1942). Мы помним: бомбёжки, артобстрелы, мало еды, да? Здесь же ещё потребовалось строить по ночам в условиях полной секретности (до линии фронта было примерно 2 км). Трубы диаметром 101 мм и длиной 5-7 м сваривали на берегу в укрытии в секции длинной 200 м, затем, после испытаний и дополнительной обработки, их доставляли на озеро, где их соединяли в отрезки 1,5 км, которые водолазы уже укладывали на дно Ладожского озера. Всего в строительстве было задействовано около 1000 человек. Попадались даже данные, будто рабочий день мог длиться до 22 часов, но в человеческих ли силах это вообще? Общая длина трубопровода получилась 34 км, из которых 26 проходили под водой. За всё время работы трубопровода через него прошло примерно 40 тысяч тон горючего.

История о первой в СССР женщине-водолазе Cat_cat, История, СССР, Война, Великая Отечественная война, Водолаз, Женщина, Биография, Героизм, Подвиг, Длиннопост

Сборка двухсотметровых плетей трубопровода на береговой строительной площадке


За идею и самое непосредственное участие в реализации Нина получает орден Красной Звезды.


Осенью же 42-го идея находит ещё одну вариацию: прокладывается (опять же, при участии Нины) «Кабель жизни», высоковольтный кабель, обеспечивший Ленинград электричеством с Волховской ГЭС. Условия работы те же: обстрелы, голод, холод, ночь.

История о первой в СССР женщине-водолазе Cat_cat, История, СССР, Война, Великая Отечественная война, Водолаз, Женщина, Биография, Героизм, Подвиг, Длиннопост

Для самой Нины этот кабель менее счастливый: она получает контузию, ранение в плечо и в ногу и отправляется в госпиталь.


В 43-м блокаду прорвали, а Нина Соколова получает звание инженера-подполковника Военно-морских сил. Ей 31 год. За время работы на Ладоге она провела под водой 644 часа (почти 27 суток).


После войны она занимается восстановлением портов, причалов в пределах Балтийского флота, затем преподаёт в Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе, и в 1958 году уходит в отставку.


На пенсии она активно занимается йогой, «моржует», проводит встречи с молодежью. Умерла Нина Соколова в 2001 году.


Вспомним же эту прекрасную женщину!

История о первой в СССР женщине-водолазе Cat_cat, История, СССР, Война, Великая Отечественная война, Водолаз, Женщина, Биография, Героизм, Подвиг, Длиннопост

Мемориальная доска в Череповце


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_230538

Автор: Татьяшка Иващенко.

Живой список постов, разбитый по эпохам


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс. Деньги: 410016237363870

Сбер: 4274 3200 5285 2137

Сбор донатов одобрен администрацией, это эксперимент, подробности вот тут

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо

Показать полностью 4
583

История СССР в фотографиях № 192

Автор фотографий: Ершов Виктор Гаврилович.


Городская жизнь. 1970 г.

История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Цирковая студия. 1970-е.

История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

В музыкальной школе. 1970-е.

История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

В поле. Узбекская ССР. 1970-е.

История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

г.Иркутск. 1970-е.

История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото
История СССР в фотографиях № 192 История, Фотография, Подборка, Ретро, СССР, Длиннопост, Черно-белое фото

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 23
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: